12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117477
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай
Материал размещён в группе «Урок биологии»

1. Интерактивное упражнение "Главные направления прогрессивной эволюции" подготовлено для учащихся 9-11 классов. Можно использовать для закрепления на уроке по соответствующей теме, а также для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Упражнение создано на сайте:  LearningApps.org .
 
Цель: Закрепление, повторение и систематизация материала по теме "Пути достижения биологического прогресса".
Задание
2. Выполните упражнение, определив, к какому направлению эволюции относится указанный пример.
3. Запишите в тетради определения главных направлений прогрессивной эволюции. 
 
Домашнее задание.
Найдите в дополнительных источниках 2-3 примера для  каждого направления биологического прогресса, запишите в тетради.
 
 
2. Словарь:
Арогенез — направление эволюции, при котором, в результате приобретения новых крупных приспособлений, развитие групп сопровождается расширением адаптивной зоны и выходом в другие природные зоны.
Ароморфо́з (др.-греч. αἴρω «поднимаю» и μορφή «форма») — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов.

Термин "ароморфоз" введён известным русским биологом А.Н. Северцовым (1866-1936) в работах по изучению морфологических закономерностей эволюции. Наряду с ароморфозами, А.Н. Северцов предлагал различать идиоадаптации (малозначимые эволюционные изменения, связанные с мелкими приспособлениями к конкретным условиям окружающей среды) и общую дегенерацию (регрессивные изменения, катаморфоз).

А.Н. Северцов называл ароморфозами наиболее общие приспособительные изменения организации и функций. В качестве примеров ароморфозов или ароморфных изменений он приводил преобразования кровеносной системы у позвоночных (формирование четырёхкамерного сердца и разделение большого и малого кругов кровообращения), концентрацию нервной системы с образованием нервных узлов (ганглиев) и т. п. Так, например, разделение кругов кровообращения у предков млекопитающих стало одним из основных факторов, позволивших им интенсифицировать обмен веществ и развить гомоетермность (способность поддерживать постоянную температуру тела), благодаря чему им стали доступны для обитания области с сезонным и вообще изменчивым климатом. 

А. Н. Северцов полагал, что ароморфозы были нечастыми эволюционными событиями, и большая часть изменений должна квалифицироваться как идиоадаптации (в том числе, например, специализация конечностей наземных позвоночных, включая преобразование их в крылья - Ароморфоз

АЛЛОГЕНЕЗ. (от алло... и ...генез), направление эволюции группы организмов, при к-рой.у близких видов происходит смена одних частных приспособлений другими, а общий уровень организации остаётся прежним. Аллогенез — эволюционное направление, сопровождающееся приобретением идиоадаптаций, или алломорфозов.
Идиоадаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.

Также в зависимости от непосредственных изменений строения тела животных и направлений их развития биологи выделяют такие виды идиоадаптации:

  • По строению тела. Эта идиоадаптация связана с трансформацией как отдельных частей тела (конечностей, клюва у птиц), так и всего организма.
  • По окраске. Такая идиоадаптация связана с изменениями окрасок живых существ под те или иные условия, например, зимняя и летняя окраска зайца, изменение цвета осьминогов и кальмаров. Часто встречается у насекомых.
  • По характеру передвижения. Представляет собой формирование у животных различных приспособлений, позволяющих передвигаться в той или иной окружающей среде, например, передние конечности моржей и тюленей были трансформированы в ласты для их удобства передвижения в воде.
  • По размножению. Оказывает влияние на тот или иной вид размножения живых существ.
  • По приспособленности к окружающей среде. Тут все понятно, в зависимости от условий конкретной окружающей среды у тех или иных животных формируются определенные идиоадаптации, такие как, например, знаменитый горб у верблюда, позволяющий хранить в его организме дополнительную влагу. Горб верблюда – результат идиоадаптации - Идиоадаптация
 
Катагене́з (от др.-греч. κατα- — приставка, обозначающая движение вниз и γένεσις — развитие) — эволюционное направление, сопровождающееся упрощением организации.
Дегенерация — процесс упрощения организации, связанный с исчезновением органов и функций, а также целых систем органов.

3. Схема арогенеза  на примере млекопитающих и птиц.

Появление ароморфозов способствовало усложнению общей организации у предков современных млекопитающих и птиц.

 

 

4. Соотношение направлений эволюции 
Схема показывает, каким образом направления эволюции приводят к биологическому прогрессу. 
 
 
5. Видео "Направления эволюции"
 
 
Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (16)

сменить сортировку
Воробьева Оксана Павловна, 17.06.19 в 05:31 6Ответить Пожаловаться
Спасибо за публикацию!
Трефилова Раиса Поликарповна, 17.06.19 в 12:26 5Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Оксана Павловна, за внимание!
Ильина Оксана Геннадьевна, 17.06.19 в 06:37 5Ответить Пожаловаться
Спасибо,Раиса Поликарповна!
Трефилова Раиса Поликарповна, 17.06.19 в 12:27 5Ответить Пожаловаться
Оксана Геннадьевна, спасибо! Рада Вас видеть!
Панагушина Елена Аркадьевна, 17.06.19 в 06:51 5Ответить Пожаловаться
Спасибо,Раиса Поликарповна! Повторили "Пути достижения биологического прогресса".
Трефилова Раиса Поликарповна, 17.06.19 в 12:28 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Аркадьевна, за комментарий!
Буньков Андрей Владимирович, 17.06.19 в 10:04 6Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за современный и качественный ресурс, четкую формулировку цели, правильную формулировку задания, внимание работе с терминами.
Думаю, оценка коллег намного важнее чем баллы модератора.
Трефилова Раиса Поликарповна, 17.06.19 в 12:29 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку материала, Андрей Владимирович! В подобных работах уделяю внимание работе с терминами! Эту публикацию модераторы ещё не оценивали!

Отредактировано 17-06-2019 12:31

Буньков Андрей Владимирович, 17.06.19 в 12:36 5Ответить Пожаловаться
вот пусть и почитают комментарии коллег!
Трефилова Раиса Поликарповна, 17.06.19 в 13:04 5Ответить Пожаловаться
В ответ Буньков Андрей Владимирович
Андрей Владимирович, они их не читают, они на это даже не обращают внимания, у них другая цель. Они просто автоматически оценивают все публикации! И тут уж кому как повезёт! Человеческий фактор!!!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.