12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демченко Екатерина Сергеевна39
Беларусь, г.Витебск
2

Интерактивное занятие по русскому языку для 8 класса «Город, в котором я живу»

Интерактивное занятие по развитию речи, 8 класс

Тема занятия «Город, в котором я живу»

Цели занятия:

обобщить и систематизировать знания по темам «Морфология», «Синтаксис», «Словосочетание»; научиться грамотно употреблять слова разных частей речи при составлении письменных текстов и устных высказываний; воспитывать уважение и любовь к малой Родине.

Ход занятия

1этап. Организационный момент

Учащиеся делятся на три группы по цвету жетона. За несколько минут до начала занятия они выбирают жетон с понравившемся цветом и рассаживаются.

Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада вас приветствовать на нашем занятии. Надеюсь, что оно будет для всех интересным и полезным.

2. Мотивационный этап

Учитель: Начать наше занятие я бы хотела с песни на стихотворение Р. Рождественского, которое называется «А вы не из Витебска?» Внимание на экран.

Демонстрация ролика

Учитель: Как вы думаете, кому посвящено это стихотворение? Правильно, Марку Шагалу. Роберт Рождественский был одним из тех поэтов, которому посчастливилось встретиться с ним. Перед вами на столах лежат тексты этого стихотворения, давайте найдем и зачитаем описание Витебска.

Ответы учащихся.

Учитель: Так свой город, свою малую Родину, видел знаменитый художник Марк Шагал. У каждого из нас при слове «Родина» возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, родные просторы… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства… А какие ассоциации вызывает у вас слово Витебск? Перед вами лежат листы со словом, в течение 30 с. подберите и напишите, с чем или с кем у вас оно ассоциируется. Это должно быть имя существительное.

Презентация листа ассоциаций учащимися.

Каждый учащийся называет слово, оно не должно повторяться.

Учитель: Существительное – удивительная и замечательная часть речи. Её мы употребляем чаще других. Так на каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных, а, например, глаголов – только 26.

Учитель: А какой раздел языкознания изучает части речи?

Ответ: Морфология.

- А что изучает синтаксис?

Ответ: Синтаксис изучает строение словосочетаний, предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи.

- А что изучает лексика?

Ответ: Лексика изучает словарный состав языка, значение, смысл слова. 

3 этап. Объявление темы, сообщение ожидаемых учебных результатов

«Мозговой штурм»

Учитель: - Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Почему я начала урок именно так? И зачем на занятии нам нужны знания по морфологии, синтаксису и лексике? Какие у вас есть предположения? (ответы учащихся)

Учитель: Тема нашего занятия «Город, в котором я живу». Как вы уже поняли, на сегодняшнем уроке нам предстоит работа с текстом. Вам пригодятся сегодня все ваши знания по морфологии, синтаксису, лексике, стилям речи, потому что вы должны будете составить туристический маршрут для гостей, которые приедут в город Витебск на фестиваль «Славянский базар». И вы должны их будете влюбить в Витебск при помощи интересного рассказа так же, как Марк Шагал влюбил сотни людей по всему миру в него с помощью своих полотен.

Зная тему занятия, поставим цели с помощью речевых конструкций.

На занятии мы должны….

1)Приготовиться (к чему?)

2)Собрать (что?)

3)Развить (что?)

4) Обогатить (что?)

5)Анализировать (что?)

4этап. Получение необходимой информации

Учитель: Сейчас я предлагаю посмотреть экскурсионный ролик.

Фильм (2 мин)

5 этап. Интерактивные упражнения

 

А)Инструктаж для выполнения задания

Учитель: Как вы поняли из ролика, гости посещают лишь те достопримечательности, о которых наиболее часто говорят в СМИ и предлагают посетить туристические фирмы.

-Знает ли кто-нибудь из вас лексическое значение слова достопримечательность?

Достопримечательность-место или предмет, заслуживающий особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

-Какие синонимы можно подобрать к этому слову? Знаменитость, примечательность, броский, памятный.

Правильно. И у нас в городе очень много интересных мест! На доске вашему вниманию представлены некоторые исторические объекты города (Площадь Победы, Железнодорожный вокзал, Памятник героям Отечественной войны 1812 года). Вам нужно будет посоветоваться, определиться с объектом и прорекламировать его.

Б) Распределение ролей в группе

Так как на занятии вам предстоит работа в группах (группы мы организовали по цвету жетона, который вы вытянули, когда пришли на занятие), то в каждой группе необходимо выбрать Капитана, который будет координировать действия группы, следить за временем, Секретаря, того, кто будет записывать предложения, и Докладчика, того, кто будет озвучивать предложенное на каждом из этапов работы. Вы уже неоднократно работали в группах, поэтому помните, что нужно строго придерживаться определённых правил. На столах у вас памятки, давайте ещё раз прочитаем и вспомним.

Для выбора вам 30 сек.

В)Выполнение интерактивных упражнений

Упражнение 1. Прием «Реклама»

Учитель: Итак, прошу вас сделать выбор объекта: 30 сек. на совещание групп, 30 сек. на совещание Капитанов, чтобы избежать повторения выбранного объекта, 30 сек. на подготовку рекламы объекта.

Учитель: Я попрошу Капитанов групп озвучить выбор и доказать, почему это место, на ваш взгляд, стоит посетить.

Молодцы, вы сделали хороший выбор.

Учитель: Марк Шагал украшал свои картины с помощью красок, создавал динамику с помощью образов летящих людей. А мы чем будем пользоваться? ( Словами разных частей речи) Самыми основными из них будут являться, какие части речи? Аргументируйте свой ответ

Имена прилагательные. Их употребление  придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность.

Учитель: Правильно. А знаете ли вы, что в «Частотном словаре русского языка» по частоте употребления эта часть речи занимает 5 место.

- А ещё какие части речи?

Глаголы, так как с помощью глагола мы узнаём, как всё в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

Учитель: Русский советский писатель, литературовед, переводчик Алексей Кузьмич Югов о глаголе писал так: « Самая огнепышущая, самая живая часть речи. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение его – выражать само действие!»

- А ещё какой частью речи?

Наречием, они делают речь более точной, выразительной, осмысленной.

Учитель: Писатель Максим Горький писал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь. И наречия отвечают ему тем же»

Упражение 2. Работа с частями речи.

Учитель: В следующем задании вы должны подобрать к вашему объекту 5 прилагательных, 5 глаголов, 5 наречий.

Время 1 мин.

Учитель: Что же у вас получилось? (каждая группа читает свои примеры)

Учитель: (Вопрос 1 группе) В каком роде вы записали прилагательные, которые подобрали? (если мн.ч., то сказать, что в этом случае нельзя говорить о роде).

Учитель: (Вопрос 2 группе) Наречия каких разрядов вы использовали чаще? Ответ

Учитель: (Вопрос 3 группе) Глаголов какого вида у вас получилось больше? Ответ

Упражнение 3.Работа со словосочетаниями. Игра «Самые внимательные»

Учитель: Словосочетания, как и слова, называют предметы, их признаки, действия, состояния, однако эти названия более конкретны. Перед вами на листах словосочетания, характеризующие достопримечательности. Перед тем, как вы начнёте выполнять задание, давайте вспомним, какие виды подчинительной связи слов в словосочетании вы знаете? (Согласование, управление, примыкание)

В задании вам нужно выбрать словосочетания определённого вида подчинительной связи слов. Капитаны, получите задания. (Раздать каждой группе вид подчинительной связи) Время 30 сек.

Возводить храм, стоять рядом, старинная архитектура, желание узнать, замысловатые детали, автор скульптуры, современный памятник, любовь к городу, бронзовый барельеф, поворот направо, хранят тайны, сразу влюбиться, красивый сквер, почувствовать атмосферу, сделать искусно.

Согласование Управление Примыкание

старинная архитектура возводить храм желание узнать

замысловатые детали автор скульптуры стоять рядом

современный памятник любовь к городу поворот направо

бронзовый барельеф хранят тайны сразу влюбиться

красивый сквер почувствовать атмосферу сделать искусно

Учитель: Докажите мнение своей группы, почему вы выбрали именно эти словосочетания.

Ответы групп

Упражнение 4. Конструирование предложений.

Ребята, скажите, что такое предложение?

Ответ: Предложение — это группа слов, которые связаны по смыслу, грамматически и выражают законченную мысль.

Учитель: В следующем задании вам нужно составить предложения, относящиеся к вашему объекту, используя данные схемы:

Сущ+ПГС

Сущ+СГС

Сущ+СИС

Время 45 сек.

Упражнение 5. Прием «Общий галдеж»

Учитель: Следующая работа будет творческая. Представьте, что вы экскурсоводы и нужно провести экскурсию по вашему выбранному месту в городе. Но экскурсовод в своем рассказе должен опираться на достоверные исторические и фактические сведения. С этой целью я приготовила вам краткие информационные тексты не только о ваших экскурсионных объектах, но и о тех достопримечательностях, которые находятся рядом с ними и образуют тематическое единство (Мост Блохина, парк Победителей, Губернаторский дворец, памятник Паровозу). Однако в текстах пропущены названия объектов. За 1 мин. вы должны будете ознакомиться с ними и найти свои. Если этого текста не окажется у вас на столах, поищите в соседних группах. Не забывайте о взаимопомощи. Объявляю «Общий галдёж»!

Упражнение 6. Игра "Редактор"

Учитель: Экскурсия, как хорошая книга, должна будить воображение! Ребята, вам даны экскурсионные тексты, в которых допущены речевые, грамматические ошибки. Кроме того, некоторых предложений не хватает и вам следует их придумать самостоятельно, чтобы получился связанный текст. Пользуясь памяткой, ознакомительными текстами, отредактируйте текст. Также вы можете использовать в вашей работе другие изображения достопримечательностей.

Учитель: Перед тем, как вы приступите к редактированию, давайте вспомним, какие стили речи вы знаете, и каким стилем мы будем пользоваться?

Редактирование текста.8 мин

Учитель: Послушаем, что у вас получилось. Я хочу, чтобы лидеры команд определились с очерёдностью выступления, так как хотелось бы, чтобы у вас получился экскурсионный маршрут.

(Учащийся несёт листок с картинкой объекта, крепит магнитом к доске, докладчик зачитывает)

Ответы учащихся.

Д)Рефлексия результатов учениками. Прием «Синквейн»

Учитель: У вас получились маршруты. Вот так мы увидели Витебск и попытались описать его красоту словами. А сейчас я предлагаю вам поработать со словом «Родина». Составьте в течение 1 минуты с этим словом синквейн.

5 этап. Подведение итогов

Учитель: Посмотрите, сколько мы всего сегодня сделали на уроке: подбирали ассоциации, вспоминали творчество Шагала, выбирали словосочетания, составляли предложения, были редакторами и создателями текстов, и теперь я предлагаю вам продолжить фразы:

- Сегодня я узнал(а)…

-Я научился(ась)…

-Мне захотелось…

- Я открыл(а) для себя ….

-У меня получилось…

-Теперь я могу…

Учитель: Сегодня мы прошли по знакомым улочкам нашего города, посетили местные достопримечательности, совершили очередное путешествие в историю родного города. Но, возможно, сегодня вы увидели Витебск другими глазами и теперь вы полны гордости за свой город. Как вы думаете, можем ли мы продолжить эту работу? Конечно. Но чтобы продолжить, нужно глубже изучить историю и традиции нашего города.

Учитель: Большое спасибо всем за работу.

 Психологическая рефлексия

И сейчас я предлагаю подобно Марку Шагалу раскрасить небо и запустить шарики. Если вы удовлетворены занятием и оно было полезным для вас, выберите жёлтый шарик, если урок был в определённой степени для вас полезен, если вы только почувствовали интерес к теме, выберите зелёный шарик, а если пользы от занятия вы получили мало, не очень поняли о чём идёт речь, выберите красный шарик. И давайте шарики выпустим в небо над городом! Если они сразу полетели вверх, то настроение у вас радостное, если остановились на середине, спокойное, а если шарик не полетел, грустное.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.