12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вишнивецкая Елена Викторовна13

ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПИСЬМА
 

                    "Естественный путь усвоения языка - это развитие речи.

                     Речь - канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык,

                     тем легче и полнее будут усваиваться знания".

                                                                                   Н. И. Жикалкин.


  Есть дети, которые с удовольствием выписывают крючки и палочки и затем быстро переходят к красивым и ровным буквам. Но все-таки для большинства учеников этап освоения письма труден и неприятен. Поэтому лучше разнообразить эти занятия, превратив их в игру. 
  Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражения. Дети живут игрой. Необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Использование на уроках речевых и письменных игр очень привлекает и радует младших школьников, помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предмету.  Немаловажно также и то, что творческие игры способствуют обогащению словарного запаса учащихся, формированию письменных навыков , воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Эта работа побуждает творческую мысль, рождает фантазию и вдохновение.
   
  
Вот пример таких игр и упражнений, благодаря которым  детям захочется  это делать, а предложив подобные задания один раз,   ребенок сам будет просить их повторить или помочь ему в их выполнении.

1. "Бывает - не бывает".
Дети называют любое предложение.( Идет дождь. Солнце спряталось. Собака залезла на дерево). Класс хором отвечает - бывает это или не бывает.

2. "Перевертыши".
Попробуйте сказать любую фразу по-другому, используя другие слова, но сохраняя смысл. (Например. Береза распустила первые листочки. Белоствольная красавица обрадовала нас появлением первой зелени на её ветках.)

3. "Узнай меня"
Ученикам даются предметные картинки. Дети должны указать признаки предмета и дать его описание :цвет, материал, форма, для чего нужен, где живет, что ест и другие. Остальные ученики угадывают, о чем или о ком шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

4. "Хорошо и плохо".
Класс делится на две группы. Учитель показывает детям предмет. Одна группа ищет у него достоинства (что хорошо), а другая - недостатки (что плохо). Кто больше придумает. Например, об иголке. 1 группа - иголкой шьют, она не ломается, ею можно сделать дырочку, вытащить занозу; 2 группа - она острая - можно уколоться, она маленькая - может потеряться, предмет опасный.

5. "Волшебная кисточка".
Один из учеников делает несколько взмахов "волшебной кисточкой". Дети останавливают её словами "Раз, два, три, кисточка, замри!" После этого все разгадывают, что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

6. "Аукцион".
Учитель предлагает детям предложение из 2 слов. Желающие дополняют его. После каждого высказывания учитель стучит деревянным молоточком по столу, произносит "Дополнение Вовы - раз! Дополнение Вовы -два! Дополнение Вовы - три! Предложение закончено . Если до третьего удара молоточка предложение распространяется, игра продолжается.

7. "Эстафета".
Учитель называет какое-либо время года и передаёт палочку-эстафету одному ученику. Тот должен назвать один из признаков этого времени года и передать палочку следующему ученику. Правильное название оценивается фишкой. Победитель тот, у кого наберется больше фишек.

8. "Венок сравнений".
Играющие выбирают какое-либо слово. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основания для сравнения. Задача следующего игрока - привести убедительное сравнение; повторяться запрещается. Например: дождь, как водопад, как барабанщик, как колыбельная песня и другие.
Все эти игры помогут совершенствовать связную устную речь детей.

9. Вместе с заданием “написать 3 строчки” объявить конкурс красоты среди букв. Пусть поначалу они все будут кособокие и хромые, выбрать все же самую лучшую и нарисовать или приложить сверху маленькую корону. 

10. Искать интересные прописи. 


11. Наградить хорошую работу. Красиво выписанные две строчки стоят четырех строк каракулей. И если ребенок будет знать, что от качества выполнения задания уменьшится его количество – ему и работать будет веселее и прибавится смысла в том, чтобы постараться. 

12. Находить смешные тексты, необычные тексты (палиндромы, акростихи), тексты, которые писать – одно удовольствие. 

13. Придумать(найти) захватывающую, остросюжетную историю и диктовать каждый день по кусочку, останавливаясь на самом интересном месте. Если выбранная история окажется удачной, ребенок сам будет просить взрослых о продолжении диктанта. 

15. Если ребенок любит писать печатными буквами, а письменными не любит – предложить ему сделать записи с закрытыми глазами и тем, и другим способами. Обсудить и сравнить результаты. 

16 Для того, чтобы научиться читать, не обязательно сразу знать все буквы. Так и для письма можно взять короткий текст и все время его писать. Что же это может быть за текст? Конечно, имя и фамилия ребенка (ну или псевдоним, если он так захочет). Приучить ребенка подписывать все свои работы, поиграть в игру, где потребуется часто ставить подписи. Ввести в практику (прежде всего личным примером) подписывать полным именем свои записки, списки и прочие внутрисемейные документы. 

17. Пусть ребенок записывает загадки, а потом их отгадывает. Успехом пользовались у нас записи, где нужно было определить общую тему для надиктованных слов (например, таких: “груша, конь, мяч, лестница, обруч”). 

18. Если у взрослого собственный почерк не отличается изяществом – купить вторые прописи и заниматься одновременно с ребенком. Тут можно и соревноваться, и хвалить друг друга, и давать советы. Главное, что вместе – всегда веселее.

  Данные  упражнения можно выполнять ежедневно на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения,во внеурочной деятельности  и дома.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.