Урок письма и развития речи «Грамматические признаки прилагательных», 9 класс
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная ) школа №43 »
г.Инты
Тема: ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
(урок письма и развития речи , 9 класс)
Провела: Пестовская Елена Владимировна
учитель русского языка и чтения
Г ОУ РК «Специальная (коррекционная)
школа № 43»г.Инты
ТЕМА УРОКА: Грамматические признаки прилагательных
ТИП УРОКА: Урок закрепления знаний
ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить знания обучающихся о грамматических признаках прилагательных на основе упражнений на тему здорового образа жизни.
Задачи:
1.Образовательная: уточнить и проверить знания обучающихся о грамматических признаках прилагательного.
2.Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие навыков мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
3.Воспитательные: приобщение обучающихся к здоровому образу жизни.
Оборудование: Демонстрационный материал, карточки с заданиями для обучающихся по вариантам, карточки со словами, карточки с тестом, карточки с иллюстрациями для рефлексии, бланк самооценки, зелёные ручки.
Ход урока
Этапы урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Цель: создать доброжелательную атмосферу, мотивацию на учебу. |
Взаимное приветствие Настрой учащихся на работу За каждое задание вы в графе самооценки ставите себе баллы, а в конце урока мы подведём итог. |
Взаимное приветствие Рапорт дежурного Проверка готовности урока. Бланк самооценки у каждого ученика на парте. |
||||||||||||||||||
2.Проверка домашнего задания. Цель: развитие логического мышления через установление отношений между понятиями Практический метод: тестирова ние |
Первое задание – проверка домашнего задания в виде тестирования. Какую часть речи мы изучаем? На листочке тест 1.Что такое имя прилагательное? а) часть слова; б) часть предложения; в) часть речи. 2. Что обозначает имя прилагательное? г) предмет; д) действие предмета; е) признак предмета. 3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? с) Кто? Что? п) Что делать? Что сделать? р) Какая? Какое? Какой? 4.Чем является имя прилагательное в предложении? н) второстепенным членом предложения; к) сказуемым; л) подлежащим. 5. Какое из слов является прилагательным? о) белый п) белизна р) белить. Какое слово у вас получилось в таблице? Проверяем. На доске ключ
-Что такое прилагательное? -На какие вопросы отвечает? -Чем является в предложении? Мы с вами повторили, что такое прилагательное, на какие вопросы отвечает прилагательное и чем является в предложении. |
Имя прилагательное. На листочке тестирование, правильный ответ записывают в таблицу. 3 вариант задание: в тексте подчеркнуть прилагательные. верно. За правильный ответ ставят оценку в лист самооценки. Учащиеся отвечают на вопросы. Добиваться полных ответов |
||||||||||||||||||
3.Введение в тему. Постановка цели и задач урока. Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Практический метод: программиро-вание |
1.Формулировка темы урока.
-Отгадай слова и сформулируй тему сегодняшнего урока. ПЭРЭИЭЗЭНЭАЭКЭИ ПАРАИАЛААГААТАЕАЛАЬАНАОАЕ ЗУДУОУРУОУВЬУЕ
-Сформулируйте сами, о чём мы сегодня будем говорить. -Мы сегодня с вами будем говорить о грамматических признаках прилагательных и здоровом образе жизни. 2.Сформулировать цели урока. Применение знаний и умений в новой ситуации Какие цели можем поставить? Выберите из предложенного – отметьте галочкой. -закрепить умение правильно определять грамматические признаки прилагательных; -закрепить умение правильного владения мячом; -закрепить умение правильно вести себя в столовой; -закрепить умение определять безударные окончания в прилагательном. -воспитание здорового образа жизни. Определили тему, сформулировали цели - начинаем работать. Открываем тетради и пишем число классная работа и тему урока. |
Отгадывают слова ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ О признаках прилагательного и здоровье. На листочках у каждого ученика. Озвучивают цели. |
||||||||||||||||||
Дыхательная гимнастика. |
А чтобы у нас всё получилось, выполним упражнение. -Вдох, руки вверх, выдох, руки вниз. У МЕНЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ! -Вдох, руки вверх, выдох, руки вниз. Я БУДУ САМЫМ ВНИМАТЕЛЬНЫМ НА УРОКЕ. -Вдох, плечи подняли, выдох, плечи опустили. Я ВСЁ ЗНАЮ! |
Выполняют упражнения. |
||||||||||||||||||
4.Вводная беседа учителя. Цель: Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни. Словесно-наглядный метод: рассказ с иллюстрированием Зрительная гимнастика. |
Мы сегодня будем говорить о признаках прилагательного, и разговаривать об очень актуальной теме в наше время. И вас это тоже, ребята, касается. Многие из подростков предпочитают прогулкам на свежем воздухе просиживание на компьютере. У меня один лишь друг Компом все его зовут. Целый день с ним провожу На прогулки не хожу. Спортом я не занимаюсь, И совсем не закаляюсь. Я сутулый, и хромой. Чувствую, что я больной! Чем грозит долгое сиденье за компьютером: (показывать картинки) 1. Вредно для зрения: мелкая вибрация текста и мерцание экрана перегружает мышцы глаз, а это приводит к постепенному снижению остроты зрения.
2.Вредно для позвоночника - работая за компьютером, вы длительное время сидите в одной позе. Это приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию её же, на других группах мышц. В итоге происходит разрушение межпозвонковых дисков. Эта болезнь называется остреохондроз. А в юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлению позвоночника.
3.Длительные однообразные движения кистями и пальцами рук, а также их неправильное положение во время работы приводят к постоянному возникновению микротравм кисти, к сильной боли, отёку и онемению пальцев.
4. Долгое сиденье за компьютером приводит также к головным болям, к переутомлению.
Посмотрите, по периметру класса находятся картинки: глаза, рука, спина, голова. На все эти органы влияет долгое сиденье за компьютером. -Впечатлила я вас? Движение – это жизнь. А если ещё вы будете двигаться на свежем воздухе , то и болеть не будете, и ваш позвоночник будет ровным, и глаза будут видеть отлично, и руки будут сильными, голова не будет болеть и самочувствие будет отличное. Сильными, здоровыми,красивыми. Какие части речи я перечислила? Переходим к теме урока. -Что мы можем определить у прилагательного? - Какая часть речи нам поможет в определении признаков? |
Картинки находятся по периметру класса, учитель перемещается по классу к картинкам, учащиеся поворачиваются в ту сторону, где находится учитель и рассказывают ,какой вред наносит долгое сиденье за компьютером на этот орган. Да! Прилагательные. Род, число, падеж. Существительное. Прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже. |
||||||||||||||||||
5.Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме. Цель развитие логического мышления через установление отношений между понятиями Практический метод: выполнение заданий у доски, работа в тетради |
1.Задание у доски: Соедини существительные и прилагательные по смыслу так, чтобы не менять форму слов, определи падеж, род и число. Крепким воздуха Любимому здоровьем Свежего спорту Личную питания Здорового гигиену
|
Выполняют задание у доски: соединяют существительные с соответствующими прилагательными и определяют признаки. 3вариант-соединить, определить только число. |
||||||||||||||||||
6Физминутка. Цель: развитие двигательных умений и коррекция логического мышления. |
-Проверим ваше внимание и немножко отдохнём. Если ответ верный - поднимем руки, если неверный - приседаем. За компьютером можно сидеть только 2 часа в день. Гулять можно только в солнечную погоду. Надо заниматься спортом. Лучше делать физические упражнения в комнате. Каждый день надо проветривать помещение. Полезно играть на компьютере, не вставая. Молодцы! Всё правильно! |
Выполняют задание. |
||||||||||||||||||
7. Самостоя-тельная работа. Цель: коррекция логических форм мышления через обобщение пройденного материала. Практический метод: выполнение упражнение в тетради. |
Следующее задание вы сделаете самостоятельно и по вариантам. -Читаем текст. О чём он? О пользе движения. Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому надо больше двигаться. Гуляй на свежем воздухе, бегай, катайся на велосипеде . Будешь двигаться - значит, будешь здоровым человеком. Если ты вчера ещё лежал на диване, целыми днями сидел за компьютером, то наступила пора взяться за своё здоровье! Скажи «нет» сутулой спине и испорченному зрению. Настала пора движений!
Читаем, проверяем с помощью зелёной ручки. |
Читают, обсуждают текст. Выполняют задание по вариантам. Задание: I и II вариант: выписать прилагательные вместе с существительными , определить число, род и падеж III вариант: выписать прилагательные, определить число. Проверяют. |
||||||||||||||||||
8.Подведение итогов. Рефлексия. Цель: Словесный метод: беседа |
- О чём мы сегодня говорили? -Что определяем у прилагательного? -Какая часть речи нам помогает в определении этих признаков? -Какой вред приносит долгое сиденье за компьютером? -Что нужно делать, чтобы избежать этого? -Достигли целей, которые поставили в начале урока? -Оставим малоподвижный образ жизни в прошлом и будем в будущем заниматься спортом. Перед вами две картинки. Поднимите ту, какими бы вы хотели стать.
-Молодцы! Вы все хотите быть подтянутыми, красивыми, здоровыми! Домашнее задание: придумать словосочетание прилагательного с существительным на здоровый образ жизни и просклонять по падежам. Лист самооценки
Выставьте оценки за урок. 20 - 14 б.- оценка «5» 13 – 11 б. оценка «4» 10б.-8 б.оценка «3» |
Имя прилагательное, определяли грамматические признаки прилагательных. Род, падеж, число. Имя существительное. Портится зрение, ухудшается осанка, болит и немеет рука и т.д. Побольше гулять, двигаться, заниматься спортом. Да. Показывают карточку с иллюстрациями. |
Использованная литература:
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе./А.К.Аксёнова.-М.:Владос, 2004.
3. Волина В.В. Русский язык: учимся играя./В.В.Волина.- С-Пб.:АРГО, 2002.
4.Галунчикова Н.Г. Русский язык.8 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Н.Г.Галунчикова,
Э.В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2013 .
5.Шмаков С.А. Игры в слова и со словами./С.А. Шмакова.-М.:АСГРЕЛЬ, 2003.
Интернет-ресурсы:
http://bezvreda.com
http://pozdravitel.ru/smajliki/
http://foto.planetadruzey.ru/2141460
Russian Language illustrated flashcardshttp://russianlearn.com/words/category/verbs
http://wm-sc.ru/pohudenie/222-hudeem-prisedaya.html
http://theonlinegames.ru/interesnye-fakty/igry-i-jizn/poche
http://domiksadik.ru/minkls/number/normativi-5-klass.html
http://bestforce.skeeks.com/gdefon/download/site/bestforce/id/492331