Статья на тему «Инженерный портфель …»

5
0
Материал опубликован 6 November 2021 в группе

«Инженерный портфель …».

Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, как у детей, так и у взрослых. Использовать его можно с самого рождения, практически с пелёнок, когда маленький человек только начинает осваивать размеры, формы, цвета. Возрастные границы для игры бесконечны.

Имея нестандартное образование для воспитателя детского сада – техническое и гуманитарное, решила воспользоваться этим очень странным ресурсом. Этот факт позволил мне стать одним из родоначальников инженерного направления в нашем дошкольном отделении и организовать в своей группе проект «Инженерный портфель «ПроФикСиКи». Портфель регулярно пополняется различными видами и наборами конструкторов. Мы с детьми даже стараемся придумывать конструкторы самостоятельно – конструктор из одноразовых стаканчиков, например. Но об этом не сейчас, а начиналось всё с .... LEGO. Теперь по порядку.

Повторюсь, всё началось с LEGO. В самом начале своего и моего «детсадовского инженерства» некоторые дети «инженерили» везде и со всем. Ради этих высоких идей пострадало несколько тарелок (этот секрет никому ранее не открывался). Вот один пример: мальчик очень хотел построить нефтебазу, как на картинке. Но ни один конструктор не давал нужного эффекта. В очередной раз накрывая на обед, я поставила на стол стопку тарелок и …процесс сдвинулся с мёртвой точки. Ребёнок принёс LEGO-детали, и мы построили-таки нефтебазу! Во время творческого процесса ребёнка ничем не ограничивала, пара тарелок пострадала, но я «выключила» строгую тётю воспитателя и сфотографировала постройку и её счастливого создателя (разбитые тарелки сфотографировала тоже, для отчётности, и убрала). Через несколько дней мы поговорили с ним и со всеми остальными детьми о нефтебазе, ресурсах, счастье при достижении цели и … усталости, разочаровании после получения результата. Тема была очень серьёзная. Ещё затронули тему острых предметов и оказания первой помощи. Только не торопитесь говорить, что не по возрасту. При разговоре с детьми я использую такой приём – сажусь на корточки, чтобы мои глаза оказались на уровне глаз ребёнка, и это даёт мне возможность быть с ними на равных. Наше общение проходило на ковре, мы сидели и разговаривали, разговаривали, разговаривали. У нас получился тёплый, полезный для меня и детей разговор. После этого мы заЛЕГОлись или начали ЛЕГОться (с этим выпуском воспитанников это были наши секретные слова). Мы творили! LEGO появилось везде, точнее в необычных местах: на кабинках, на кроватях. На каждую кабинку, группа заинтересованных ребят, помогала мне наклеивать вместо традиционной картинки с машинкой или зайчиком символ из LEGO. На кроватки мы приклеили полоски из LEGO: для LEGO-пробуждения, для LEGO–зарядки после дневного сна. Ребята с удовольствием мне помогали. Ещё мальчики строили посуду для девочек. А я «вырастала» рядом и спрашивала удобно ли, возможно ли такую LEGO-посуду использовать для настоящих блюд и т. д. Изначально мною не было предложено ни одной схемы, ни одной глобальной поправки в идеи и постройки детей. Просто я следовала за детьми, за их фантазией. Кто знает меня давно, тот догадывается, как мне было сложно. Сложно было «выключить» воспитателя, «выключить» исправляющего взрослого, взрослого, дающего советы во благо.

В результате, мы с детьми придумали дидактические игры «LEGO-повар», «LEGO-парикмахерская», «LEGO-шашки». Многие предметы мы сначала делали из LEGO, то есть, тарелки, кастрюли, ложки – для повара; ножницы, расчёски – для парикмахера и так далее. После постройки «шедевров» мы обязательно обсуждали, куда теперь можно применить наш результат, а можно ли вообще этим результатом воспользоваться, нужно ли было усовершенствовать давно зарекомендовавшие себя предметы быта или вернуться к прежним орудиям труда и предметам быта.

Иногда, обсуждение длилось и на прогулке. В кармане и в сумочке у меня всегда лежало несколько кирпичиков LEGO, чтобы в споре у меня были аргументы.

Эта LEGO-эйфория длилась несколько месяцев. Потом наступил момент угасания интереса. Тогда у меня высвободилось время и возникла мысль об оформлении наших идей. Так и появился «Инженерный портфель «ПроФикСиКи» - Процесс Формирования Инженерных компетенций, Способностей и Коммуникативных инструментов у дошкольника».

В обычный портфель можно положить нужную вещь, потом достать и положить другую, что мы и делаем регулярно со своим «Инженерным портфелем». Теперь мы с детьми наполняем его интересными материалами, интересными конструкторами. Родители нам в этом помогают.

С конструктора LEGO всё началось, но в дальнейшем мы заполнили наш портфель не менее интересными конструкторами, такими как, «Cuboro», «ПроКубики», «ТИКО-конструктор», «LEGO WeDo», «LEGO WeDo 2.0», «Магнитный», «Тетрис», «ФикСтик», «Снежинки», «Трубометрик».

Мастерить или, говоря научным языком конструировать можно из чего угодно решили мы с детьми. При этом параллельно, изучаем (затрагиваем) массу тем. Это не классические занятия, это игра, игра с конструктором. В такие моменты присматриваюсь к детям, кто к чему больше проявляет интерес, как долго и с кем творит, просит ли помощи, что построил, как пользуется, расстраивается ли, когда не получается, когда недооценивают? На основе этих наблюдений формирую команду. Обязательно подключаю родителей. Особенно, когда готовимся к соревнованиям.

Период дошкольного детства является благодатной почвой для всего полезного. Уверенна, что в это время ребёнок под руководством взрослого, а точнее, вместе со взрослым, может попробовать всё. Может это покажется странным, но это так. Всё полезное, в ребёнка можно постараться вложить в дошкольном возрасте через ведущую деятельность - игру. Мы разучились играть, и наши дети вместе с нами. Что делать? Вот простая пошаговая инструкция: первое, нужно убрать «как правильно» в сторону. Второе, нужно научиться идти на поводу у детей, в хорошем смысле этого слова. И, третье, научиться быть с детьми на одном уровне, глаза в глаза.

Так важно каждый день жить увлекательно, вкусно. И я сейчас не про еду...

Конечно родители всегда рядом с нами, но не все. Поэтому, хочется привлечь всех-всех родителей. Хочется им сказать: «Дела, они всегда будут. А впечатления - это бесценно! Впечатления ребёнка - это бесценно вдвойне! Конструирование из стаканчиков или кастрюль – бесценнее супа, который мог бы вариться в этой кастрюле! Ведь у нас с детьми происходит магия магия невероятного творчества!»

Самый наш первый выезд был на фестиваль инженерного творчества ENGENERATION 2017. Тогда нас сопровождал папа одного из воспитанников. После этого он загорелся приобретением оборудования для деток, наверно больше, чем я. Столько эмоций, столько искреннего восторга, столько впечатлений, сколько я увидела в глазах детей и родителей после той поездки, я мало где видела. А это лучшая инвестиция - в жизнь, в любопытство, в интерес, во вкус детей. Наполненные впечатлениями по макушку, на этом подъёме, мы начали с детьми выступать на мероприятиях различного уровня. На волне подъёма началось первое наполнение нашего «Инженерного портфеля».

Робототехника сейчас – одна из самых динамично развивающихся областей. И мы с детьми с упоением осваиваем LEGO WeDo 2.0. У нас, точнее, у меня, есть планирование, в котором всё прописано - что, зачем, когда. Но, как только детки собирают первый механизм, и я помогаю им его запрограммировать, мой план начинает претерпевать различные изменения и дополнения. В каждой подгруппе обязательно находится ребёнок, который мои планы настойчиво изменяет своим «А, давайте!..». Стараюсь проявлять чудеса изобретательности, чтобы план «страдал» по минимуму, а ребёнок получал удовольствие от занятия, а по-научному – знания, по максимуму.

В нашем портфеле три больших отсека, три основных вида – конструктор Cuboro, «ПроКубики» и LEGO WeDo 2.0. Cuboro – это наше объёмное мышление, это наша логика, это наша память, это наше скрытое зрение. «ПроКубики» - это ощущение себя в пространстве, алгоритмы, это азы программирования. LEGO WeDo 2.0. – это реальные роботы, это повышенная, хотя, думаю, что, адекватная самооценка, это развитие внимания, это системность мышления. Дети быстро и правильно подбирают детали, конструируют по схемам, чертежам. С помощью робототехники на практике уже изучаем законы физики, математики.

Наши занятия всегда включают технику безопасности. Темы интересные: «Робот состоит из мелочей или мелкие детали требуют внимания и порядка», «Кубошик. Восстание машин» и так далее. Родители, узнав тему, обязательно проводят аналогию с известным фильмом «Терминатор 3: Восстание машин» и я с ними смеюсь. А потом они по пути домой рассказывают над чем мы, взрослые смеялись. Когда вышел этот фильм нам казалось, что это очень далёкое будущее.

Но, здесь нужно пояснить. У всего нашего инженерного направления (портфеля) есть талисман – Кубошик. Он всегда сопровождает нас на соревнованиях. До пандемии у нас было очень много существенных очных успехов.

Если обратить внимание на темы вводных занятий по робототехнике, то станет очевидно, что они построены по принципу есть проблема, нужно найти решение.

Но, так как выделяют следующие недостатки проблемного обучения:

не всегда легко сформулировать учебную проблему;

не весь учебный материал можно построить в виде проблем;

проблемное обучение не способствует отработке навыков;

не экономично – требует больших затрат времени, то использую подход проблемного обучения методом проблемного изложения только на нескольких занятиях. Обращаю внимание, что данный метод применяю только на нескольких занятиях.

Когда дети приходят ко мне на робототехнику, на вводных уроках создаю проблемную ситуацию. В первый момент им кажется, что это обстоятельства непреодолимой силы. На первом занятии нам что-то мешает сразу приступить к сборке роботов, на втором занятии возникают препятствия, которые мы успешно преодолеваем. Кажется, мы готовы создавать робота на третьем занятии, но теперь нам не хватает некоторых технических знаний. И дети начинают верить в то, что любая задача им по плечу. Как сказал один мой воспитанник: «Вообще-то, наши обстоятельства преодолимой силы».

Первая тема по технике безопасности, в которой мы говорим, о том, что порядок – залог успеха. Конечно же говорим, что детали в рот брать нельзя, что у каждой детали есть своё место, об электричестве, о батарейках и так далее. Во второй теме мы рассуждаем об … искусственном разуме, о добрых роботах, о том, кто может сделать злого робота, нужно ли делать такого робота, каких роботов планируют создавать дети. Это очень интересное занятие, дети рассуждают взрослыми категориями, примеряют на себя роли инженера, сборщика, программиста. На этом занятии мы определяемся, кто мы на данном этапе. Считаю, что эти вводные занятия важны. И вот, мы приступаем к созданию, мы начинаем творить! Через пару минут появляются первые трудности, и логически возникает тема третьего занятия – «Как собрать робота? Кубошик, пожалуйста, научи!» На этом занятии мы учимся «читать» схемы. Рассуждаем о пошаговой инструкции, о том, можно ли пропустить несколько шагов в схеме, чертеже.

Есть несколько занятий, когда я не говорю детям, что у нас получится в итоге. Большую часть занятия они обсуждают, выдают гипотезы, обосновывают своё мнение, спорят, что мы собираем. Мне очень нравятся такие занятия. Как правило, на них, я задаю только вопросы, своё мнение или предположение стараюсь не навязывать. С одной стороны, я преподаватель, а с другой, на подобного рода занятиях оказываюсь с ними на одном уровне – глаза в глаза. Есть занятия, которые начинаются с загадки.

Ближе к концу года появляются занятия, в которых схемы нарушены. В пошаговой инструкции не хватает какой-нибудь детали. К концу сборки сознательно убираю деталь, как правило симметричную, перед этим предупреждаю, что сегодня наше занятие с сюрпризом, нужно быть очень внимательными.

А ещё, мы создаём «Театр роботов». Это идея пришла ко мне в этом году. Пока складываю в портфель задумки-сценарии, выбираем с детьми персонажей. В общем, советуюсь с ними.

В процессе прохождения блоков, подключаю и другие интересные конструкторы.

Несколько лет назад познакомилась с удивительным человеком и его школой, школой гуманной педагогики. Шалва Александрович – это легенда, это эпоха. Благодаря его ученикам мне стало близко очень интересное направление – письменно-речевая деятельность. Это направление для сердца, для души. Так как, физик и лирик во мне спокойно уживается, то пришла мысль попробовать соединить занятия по робототехнике и письменно-речевой деятельности. Пока это далёкая теория, но, думаю, к концу учебного года такое занятие оформится, и мы проведём его.

То, что раньше казалось очень далёким будущим, сейчас это наше настоящее. В погоне за высокими технологиями, считаю, что нужно помнить о душе, о сердце. И гуманная педагогика, мне кажется, сегодня очень актуальна.

Когда я в этом году начала проводить блок робототехники, то подумала, что нам нужна рабочая тетрадь или тетрадь инженера. От занятий у нас чаще всего остаются только фотографии. Какой я вижу эту тетрадь? Страницы, обязательно, с файлами, чтобы можно было вставить фотографии, которые делаю на занятиях. Чаще всего фотографирую несколько этапов работы и итог. К процессу заполнения этих страниц, к распечатке можно подключить родителей. Таких страничек в тетради будет от 6 до 9, может больше. С одной стороны, мы не просим родителей делать ничего невыполнимого, сложного или время затратного, с другой стороны, мы показываем результаты своего труда, положительные эмоции от занятий. Обязательно включить в тетрадь страницу по технике безопасности, которую ребёнок заполнит самостоятельно, а другую страницу, распечатанную, вложу я. Нужны страницы для чертежа простым карандашом, для трёх или четырёх работ за год. Ещё страницы для раскрашивания по предложенному фото, две или три работы за год. Конечно же странички эмоционального состояния: WeDo-эмоции, лего-эмоции, робо-эмоции, над названием думаем. Страницы, которые ребёнок заполняет о своих эмоциях, ощущениях: удалось ли занятие, всё ли успел сделать, хорошо ли работалось с партнёром. Ещё, так называемая, страница «БлАга» - данный механизм, робот, будет использоваться со знаком плюс или со знаком минус. Предполагаю, что страница будет поделена пополам – сверху положительное, доброе использование механизма, внизу отрицательное, такое, как например, уничтожать. При положительном использовании нужно нарисовать что-нибудь хорошее, например, солнышко или цветок, при отрицательном использовании поставить знак минус, например. Это планы, которые хочется осуществить, которые бурлят, которые не дают покоя. Конечно же, прежде, чем появится окончательный вариант, мне нужно всё это обсудить с детьми. Когда что-то делаешь для детей, неплохо бы с ними посоветоваться.

Путь развития и совершенствования у каждого ребёнка свой. Взрослый помогает сделать этот путь менее тернистым, создавая развивающую среду, чтобы ребёнок имел возможности раскрыться.

«Первые 2 – 3 курса ВУЗа перестраивают подход человека к обучению и мыслительным процессам», — считают взрослые люди. Нам ещё далеко до подобных высот, до университетов, но мы решили готовиться заранее. И, да, с детского сад! Ничего страшного, мы справимся, у нас получится!

































Ресурсы:

Комплект учебных пректов LEGO® Education WeDo 2.0. – 224 с. 

Корягин А. В. Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов. – М.: Издательство ДМК Пресс, 2016. – 254 с.

Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга 13. Речь. Развитие речи/ В. Г. Ниорадзе – М.: Издательство Амрита, 2020. – 240 с.

Деятельность учителя и ученика в проблемном обучении/Лекция Миновской О. В. (к.п.н., доцент). - Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/Rovesnik/pedagog/DocLib1/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.aspx

http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/Rovesnik/pedagog/DocLib1/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.aspx





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.