12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татаринцева Ольга Петровна18

Цифровой портфель достижений учащихся

Никто  не  может  показать  миру,  каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам.

                                                                 Американский писатель  Э. Хемингуэй

           Портфель достижений ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.

        Системно - деятельностный подход ориентирован на формирование у обучающихся «умения учиться», что возможно лишь в тесной связи с активными действиями педагога и учащихся именно при создании портфеля достижений.  Портфель достижений - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в виде коллекции работ и документов.[1, с.1]  Ведение портфеля достижений в начальной школе создает ситуацию успеха для каждого ученика, повышает самооценку и уверенность в собственных возможностях, а также максимально раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка.

           Мною были опрошены учителя нашей школы с целью выявления значимости портфеля достижений для учеников. Опрос показал, что  34% учителей считают, что портфель достижений поддерживает высокую учебную мотивацию школьников, а также поощряет их активность и самостоятельность, расширяет  возможности обучения и самообучения.12% учителей считают, что портфель достижений развивает  навыки рефлексивной и оценочной  деятельности учащихся; 17% уверены, что данная работа содействует индивидуализации образования школьников. 37% опрошенных коллег твердо убеждены в необходимости ведения портфеля как средства формирования умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Таким образом, проанализировав результаты опроса,  я соглашусь с Т.А. Полиловой, что работа по технологии «портфеля достижений» позволяет учителю оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании самооценки учащегося, определить преобладающую мотивацию ребенка, оценить уровень владения универсальными учебными действиями.


      Существует несколько видов портфеля достижений, различающихся по содержанию, назначению, и, конечно, форме. В настоящее время большую популярность приобрел  электронный портфель достижений, который    рассматривается как набор документов, сформированных на компьютере. Если до этого портфель  предъявлялся в виде папки с документами, то электронный портфель достижений предъявляется в виде файлов на магнитном носителе.

       Рассуждая о значимости электронного портфеля не могу не привести высказывание  Э. Хаббарда: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». 

Из этого следует, что ученик при выполнении данной работы учится ставить цели и планировать их достижение, учится делать выбор, что и по каким критериям он отберет в личную электронную папку, раскрывает свою индивидуальность.


Анкетирование учащихся моего класса показывает, что электронный вариант детям нравится больше – 96%.

t1574691035aa.gif

Вероятно, это зависит от повышенного интереса у детей к компьютеру, кроме того, от понимания детьми факта, что за электронным портфелем – будущее. Об этом свидетельствуют достоинства электронного портфеля:

возможность хранить больший объем информации;

возможность приобретения и развития навыков работы с Интернет технологиями;

возможность демонстрации своей компьютерной грамотности;

структурированность, открытость, гибкость;

гипертекстовые технологии построения портфеля. [2, с. 9]

Важно отметить, что портфель достижений является мощным стимулирующим средством, которое позволяет в значительной степени активизировать деятельность учащихся, развивать в них инициативность, самостоятельность, целеустремленность, терпение, аккуратность, ответственность. [2, с. 5] Ценность портфеля состоит в том, что данная технология является средством активизации личностного развития. Электронный портфель позволяет максимально раскрыть индивидуальные возможности учащихся, способствует повышению самооценки школьника, содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста и формированию УУД.  

Список литературы, интернет источников

1.Полилова Т. А., Концепция «Электронного портфолио» [Электронный ресурс] / Полилова Т. А. - М., 2007.

2.Смолянинова О. Г., Иманова О. А. «Использование технологии е-портфолио в системе общего образования в Российской федерации», статья, Сибирский педагогический журнал №7, 2011.

3.Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.В. Иванов.-М. : Просвещение, 2012.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.