Статья «Цифровой портфель достижений учащихся»
Цифровой портфель достижений учащихся
Никто не может показать миру, каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам.
Американский писатель Э. Хемингуэй
Портфель достижений ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.
Системно - деятельностный подход ориентирован на формирование у обучающихся «умения учиться», что возможно лишь в тесной связи с активными действиями педагога и учащихся именно при создании портфеля достижений. Портфель достижений - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в виде коллекции работ и документов.[1, с.1] Ведение портфеля достижений в начальной школе создает ситуацию успеха для каждого ученика, повышает самооценку и уверенность в собственных возможностях, а также максимально раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка.
Мною были опрошены учителя нашей школы с целью выявления значимости портфеля достижений для учеников. Опрос показал, что 34% учителей считают, что портфель достижений поддерживает высокую учебную мотивацию школьников, а также поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения.12% учителей считают, что портфель достижений развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; 17% уверены, что данная работа содействует индивидуализации образования школьников. 37% опрошенных коллег твердо убеждены в необходимости ведения портфеля как средства формирования умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Таким образом, проанализировав результаты опроса, я соглашусь с Т.А. Полиловой, что работа по технологии «портфеля достижений» позволяет учителю оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании самооценки учащегося, определить преобладающую мотивацию ребенка, оценить уровень владения универсальными учебными действиями.
Рассуждая о значимости электронного портфеля не могу не привести высказывание Э. Хаббарда: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя».
Анкетирование учащихся моего класса показывает, что электронный вариант детям нравится больше – 96%.
Вероятно, это зависит от повышенного интереса у детей к компьютеру, кроме того, от понимания детьми факта, что за электронным портфелем – будущее. Об этом свидетельствуют достоинства электронного портфеля:
возможность хранить больший объем информации;
возможность приобретения и развития навыков работы с Интернет технологиями;
возможность демонстрации своей компьютерной грамотности;
структурированность, открытость, гибкость;
гипертекстовые технологии построения портфеля. [2, с. 9]
Важно отметить, что портфель достижений является мощным стимулирующим средством, которое позволяет в значительной степени активизировать деятельность учащихся, развивать в них инициативность, самостоятельность, целеустремленность, терпение, аккуратность, ответственность. [2, с. 5] Ценность портфеля состоит в том, что данная технология является средством активизации личностного развития. Электронный портфель позволяет максимально раскрыть индивидуальные возможности учащихся, способствует повышению самооценки школьника, содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста и формированию УУД.
Список литературы, интернет источников1.Полилова Т. А., Концепция «Электронного портфолио» [Электронный ресурс] / Полилова Т. А. - М., 2007.
2.Смолянинова О. Г., Иманова О. А. «Использование технологии е-портфолио в системе общего образования в Российской федерации», статья, Сибирский педагогический журнал №7, 2011.
3.Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.В. Иванов.-М. : Просвещение, 2012.