Урок русского языка для подготовки к ЕГЭ «Искусство создания текста. Трудно? Легко? Увлекательно!»

6
0
Материал опубликован 20 June 2020

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую методическую разработку «Конспект урока»

                                                             Пояснительная записка

Данная разработка представлена к уроку русского языка по теме «Искусство создания текста. Трудно? Легко? Увлекательно!»

Данный урок подготовлен для обучающихся 10-11 классов, его можно использовать в процессе подготовки старшеклассников к выполнению ЕГЭ, для развития исследовательских навыков, творческого потенциала ребенка при создании текста.

Предметные области: русский язык, литература.

Актуальность выбранной темы урока связана со следующими факторами. Обучающиеся должны усвоить основные закономерности функционирования языка как социального явления. Проблема и в том, что культура обращения с лингвистическими словарями и справочниками в современном российском обществе развита слабо. В сегодняшних условиях человек должен уметь составлять хороший и грамотный текст, имеющий правильную структуру, отвечающий всем требованиям стиля, учитывающий целевую аудиторию. Грамотно составленный текст – это показатель общей культуры человека.

Разработанный урок предполагает научить анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.

Работа по теме урока поможет сформировать коммуникативную, речевую, языковую компетентности. Предполагается на основе собранных данных понять значимость текста как языковой единицы, а также понять необходимость владения искусством создания текста.

Также урок помогает подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения и выполнению задания по выявлению языковых средств, характерных для текста того или иного типа; умению определять средства связи предложений в тексте; умению определять изобразительно – выразительные средства, используемые автором исходного текста (задания 23, 25, 26)

                                                                     Цель урока:

научить учащихся анализировать структуру текста, его стилистические и изобразительно – выразительные особенности; создавать текст определенного стиля с использованием языковых средств выразительности.

                                                                        Задачи:

1.привлечь внимание учащихся к тексту как единице устной и письменной речи;

2.формировать общеучебные умения и навыки словарной работы;

3.научить создавать текст;

4.научить находить в тексте изобразительно – выразительные средства языка и пользоваться ими при создании собственного текста;

5.повысить познавательный интерес к изучению языковых явлений;

6.способствовать подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

                                                             Ход урока

1.Слово учителя

Наверное, многие из вас хотели бы выражать мысли ясно, просто, логично и интересно; не бояться высказываться в любой ситуации. Легко это или трудно? Мне кажется, это увлекательно, если научиться пользоваться стилистическими и изобразительно – выразительными возможностями русского языка. Цель нашего урока – научиться анализировать структуру текста, его стилистические и изобразительно – выразительные особенности; создавать текст определенного стиля с использованием языковых средств выразительности.

2.Чтение и анализ текста (Работа в группах)

«Любой текст должен нести определенную идею»

Не старайтесь налить в тексте побольше “воды” - пользователь интернета стал привередлив, он не будет читать тонны текста, чтобы выловить единственную крохотную идею. Посетителям надоело читать одну и ту же мысль, переписанную тысячи раз на различных сайтах - они хотят видеть действительно уникальный контент. Старайтесь использовать факты, высказывать собственные мысли по теме, переплетая их с уже известными идеями.

Воздействуйте на эмоции, используйте крупные яркие штрихи, дополненные деталями. Используйте яркие заголовки, будто через увеличительное стекло приближая то, что важно подчеркнуть. Уникальный контент для сайтов должен быть авторским, нести толику собственного мнения. Здесь самым важным является знание и понимание темы, без этого написание хорошей статьи практически невозможно.

Написание хороших текстов - это искусство, требующее от автора определенных знаний и опыта. Написав большое количество контента, методом проб и ошибок вы научитесь создавать тексты, действительно интересные читателю». (По материалам интернета из статьи о копирайтерах)

Группа №1 «Ясность – главное достоинство речи» (Аристотель)

                                                       Вопросы

1.Что такое текст? Основные признаки текста.

2.Виды связи предложений в тексте.

3.Лексические, морфологические и синтаксические средства связи.

4.Проанализируйте предложенный текст, опираясь на вопросы. Составьте задания тестовой формы для определения средств связи предложений в тексте. (Составьте таблицу «Лексические, морфологические и синтаксические средства связи»)

В ходе работы учащиеся должны определить, что текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.

Основными признаками текста является тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность.

Средства связи предложений в тексте группа представляет в виде таблицы.

                                            

                                             Средства связи предложений в тексте

Лексические

Морфологические  

Синтаксические

Родовидовые слова

Союзы,

союзные слова, частицы

     Порядок слов

Слова одной

тематической группы

Местоимения                              

     Парцелляция

Лексический повтор

Наречия

Синтаксический параллелизм

Синонимы

Единство временных

форм глагола

Неполные предложения

Антонимы

Степени сравнения

Вводные слова и предложения

Описательный оборот


Анафора


На основе выбранного текста составляются задания тестовой формы:

Например: Укажите средства связи между предложениями 2 и 3:

1.Лексический повтор и указательное местоимение;

2.Указательное и определительное местоимения;

3.Синоним и союз;

4.Антоним и союз.

Группа №2 «Стиль может быть определен так: соответственные слова в соответственном месте» (Дж.Свифт)

                                           Вопросы

1.Что такое текст? Виды текстов.

2.Типы речи.

3.Стили текстов и их особенности.

4.Составьте обобщающие схемы или таблицы. Проанализируйте предложенный текст, опираясь на вопросы. Составьте задания тестовой формы для определения типов и стилей фрагментов текста.

В ходе работы учащиеся определяют, что можно назвать текстом. Оформляют сведения по типам текстов и стилям речи в виде схем или таблиц.

                                                         Типы речи


описание                                       повествование                       рассуждение

                                                       Стили текста

Разговорный

Цель - общение

Официально-деловой

Цель - сообщение, информирование в официальной обстановке

Научный

Цель - сообщение информации, а также доказательство ее истинности.

Художественный

Цель – воздействие на мысли и чувства читателей с помощью образов и картин

Публицистический

Цель - воздействие на людей через средства массовой информации

Участники группы составляют задания тестового характера, аналогичные заданиям А-23 ЕГЭ.

Например: Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложении 17 содержится вывод из суждений, представленных в предложениях 15,16.

2) В предложениях 8-10 представлено рассуждение.

3) Предложения 5-6 включают описание.

4) Предложения 12-13 содержат повествование.

Группа №3 «Нет магии сильней, чем магия слова» (А.Франс)

                                                               Вопросы

1.Художественный стиль речи и его особенности.

2.Лексические изобразительно-выразительные средства художественного стиля.

3.Синтаксические изобразительно-выразительные средства художественного стиля.

4.Составьте словарик терминов. Проанализируйте предложенный текст, опираясь на вопросы. Составьте задания тестовой формы для определения изобразительно-выразительных средств текста художественного стиля.

Группа №4 «Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка» (А.С. Пушкин)

                                                   Вопросы

                   1.Публицистический стиль речи и его особенности.

          2.Лексические изобразительно-выразительные средства публицистического

             стиля.

         3.Синтаксические изобразительно-выразительные средства публицистического

            стиля.

        4.Составьте словарик терминов. Проанализируйте предложенный текст, опираясь на вопросы. Составьте задания тестовой формы для определения изобразительно-выразительных средств текста публицистического стиля.

В ходе работы учащиеся III и IV группы получают одинаковые задания, но работают с текстами разных стилей. В результате группы создают словарь лингвистических терминов, дополняя друг друга.

Учатся находить изобразительно-выразительные средства в тексте, определять их роль, создавая задания, аналогичные заданиям 23 ЕГЭ.

                                                    Примерный словарик.

Анафора - повторение слов или словосочетаний в начале предложения.

Антитеза - резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста.

Вводные конструкции - слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением, не являющиеся его членами и как бы вклинивающиеся в его состав. С их помощью передается субъективное отношение говорящего к сообщаемому.

Гипербола - художественное преувеличение.

Градация - синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

Контекстные антонимы - слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте.

Контекстные синонимы - слова, которые только в исходном тексте являются синонимами.

Литота - художественное преуменьшение.

Метафора - перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета (развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом).

Метонимия - троп, в котором одно слово или понятие заменяется другими, смежными (на основании внешней или внутренней связи между ними).

Однородные члены предложения - средство выразительности, позволяющее подчеркнуть различные качества чего-либо, увидеть динамику действия, в деталях увидеть, услышать, понять что-либо.

Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий.

Олицетворение - присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части.

Риторический вопрос – выражение утверждения в вопросительной форме.

Риторическое восклицание - выражение утверждения в восклицательной форме.

Риторическое обращение - форма обращения к кому-либо или чему-либо, в которой выражается отношение автора к тому, о чём он говорит.

Синекдоха - троп, при котором значение с одного предмета или явления переносится на другое по признаку количественного отношения между ними.

Сравнительный оборот - сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак.

Синтаксический параллелизм - одинаковое (параллельное) построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев.

Эпифора - одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.

Эпитет - художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство.

Группы разрабатывают задания типа 23, 26 ЕГЭ

                                                  Критерии оценивания групп:

- научность, логичность, доступность изложения

- полнота ответа

- навыки монологической речи

- практическая направленность

- наглядность, иллюстративность

3.Составление собственного текста

Углубив и расширив знания о тексте, его структуре, особенностях, а также знания по стилистике и изобразительно-выразительных средствах языка, ученики получают задание: составить по группам текст - рассуждение на одну из тем:

«Знание прошлого отечества делает человека богаче духом, тверже характером и сильнее разумом» (В.Пикуль) (Задание для 1 группы);

«Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства» (Т.Драйзер) (Задание для 2 группы);

«Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его» (Л.Н.Толстой); (Задание для 3 группы)

«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям» (Л.Бетховен) - задание для 4 группы

Объём текста – не менее 70 слов

                                                          Критерии оценки

1.Структура (соблюдение композиционных частей текста)

2.Фактическая и словесная точность

3.Средства связи в тексте, поддерживающие смысловую точность

4.Художественно – изобразительные средства

4.Чтение и обсуждение написанных текстов в соответствии с критериями оценки

5.Подведение итогов. Рефлексия

6. Домашнее задание. Комплексный анализ текста

Стоял храм в центре земли, шли к нему из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой, из года в год писалась незримая, вечная книга времен, переворачивались ее страницы, жил народ, загорались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны, приходили и, отбыв свой срок, уходили поколения, сыновья сменяли отцов, внуки дедов, рождались люди с гордыней и алчностью в крови, шли по жизни, слепые от сытости, пиная умирающих от нищеты и болезней, и уходили люди такими же нагими, как и пришли, и провожали их проклятьями и стонами.

Храм стоял, потому что каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека, не подвластного чувству красоты.

...Храм стоял, овеваемый всеми ветрами, бушевали зимние метели, почти скрывая его из глаз, опять приходили весны, солнце играло в его золотых куполах, и, хотя внешняя жизнь в нем совсем прекратилась... его внутренняя, нематериальная жизнь не замирала ни на минуту; невидимые связи прорастали все гуще и глубже в толщу народа, лучшие силы которого были разметаны жестокими ветрами по лику земли... (П. Проскурин)

                                                          Задания к тексту

1.Определить тему, главную мысль

2.Определить стиль, тип речи

3.Определить тип связи предложений в тексте

4.Определить лексическое значение слов храм, гордыня, алчность, пинать, нагой, лик (земли), незримая (книга)

5.Определить художественно – изобразительные средства, используемые в тексте, выписать их

6.Письменный ответ на вопрос. Как вы понимаете цитату из текста:

«Храм стоял, потому что каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека, не подвластного чувству красоты».



ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                               Текст 1

(1) Никто не сомневается в необходимости труда. (2) Посмо­трите вокруг себя — вы увидите бесчисленные продукты человече­ской деятельности: дома, мосты, дороги... (3) Все это не подарено человеку, это создано его руками. (4) Может быть, именно поэтому, когда говорят о труде, то имеют в виду прежде всего его материаль­ную пользу. (5) Дескать, без пищи, без одежды, без жилья человек не смог бы прожить, поэтому труд есть главное условие для выжи­вания, поэтому хочешь не хочешь, но надо гнуть спину на полях, на заводах, на буровых вышках, добывая хлеб насущный. (6) Но такое предоставление о труде превращает его в тяжкую повинность, в безрадостное  рабство под игом необходимости, а ведь на самом деле это не так. (7) Именно созидание, самореализация дарит человеку высшее наслаждение, делает его счастливым.

(8) Если труд вообще вывел человека из мира животных, то твор­ческий труд развил в нем художника и ученого, достигнув высшего уровня в деятельности гения. (9) Превратив труд в постоянную по­требность, творческие личности не всегда придерживаются правила «ни одного дня без строки», а, скорее, следуют другому — «ни одно­го дня без размышлений». (10) Труд — главное содержание их жиз­ни, они могут искать отдых, но не полное отключение от деятель­ности. (11) И хотя они могут проводить досуг верхом на лошади (как Л. Толстой), играть в карты (как Некрасов) или заниматься спортом (как Бор), вряд ли даже в эти минуты их покидают мысли о- том, над чем они работали. (12) В труде творческая личность находит средство разрядки от наплыва мыслей, чувств, эмоций. (13) После длительных размышлений, изучения проблемы наступает период, когда «пальцы просятся к перу, перо к бумаге...» или, как выразился один композитор, «в душе нарастает давление, гонит к фортепиано». (14) Груз впечатлений, эмоций, долго вынашиваемых и многократ­но пережитых идей мешает движению вперед, препятствует подъ­ему на новую ступень творческой деятельности; освобождение от них становится внутренней потребностью беспокойного духа.

(15) Оставаясь постоянным условием жизни истинного творца, труд приобретает для него различное значение в зависимости от по­воротов его жизненного пути, прихотей фортуны. (16) В безоблач­ные дни существования, признания сделанного им труд служил ге­нию источником сил, наполнявших его душу радостью творчества; во времена нападок, гонений и преследований он был для него тем противовесом душевных переживаний, который придавал равнове­сие его жизни, был единственным средством уйти от «свинцовых мерзостей» мира.

(17) Вот почему наивны представления некоторых людей об уто­пическом «золотом веке», где люди, не трудясь, наслаждались мир­ной тишиной, питались сочными плодами и любовались красотой неподвижного неба. (18) На самом деле такой рай безделья стал бы для людей самым настоящим адом, потому что человек не знал бы, на что потратить сжигающие его силы, куда направить пылающие в нем замыслы. (19) Дерзать, бороться, искать, находить, терять, вновь находить — в этом неудержимом стремлении и состоит смысл и высшее блаженство человеческой жизни. (По Н. Гончаренко)

Текст 1 (2)

(1) Для чего же нужно искусство? (2) Этот вопрос встает перед каждым новым поколением, потому что человек не желает до­вольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду. (3) Мне думается, что непреходящая ценность искусства заключа­ется в том, что оно развивает в человеке способность свободного творчества. (4) А это необходимо и для развития общества, и для счастливой жизни человека, и для научного познания, и для роста производительности труда.

(5) Искусство, воздействуя на человека, пробуждает в нем са­мые высокие общественные идеалы, чувства и стремления. (6) Оно, раскрывая красоту и неповторимость бытия, помогает индивиду извлекать радость из каждого мгновения жизни. (7) Давая человеку освеженное восприятие всего как первооткрываемого, искусство побеждает самого большого врага человека — автоматизм, в силу которого человек проживает жизнь словно не живя: словно в полу­сне, механически, день за днем исполняя привычные трудовые или физиологические действия, «как все», «как положено», по психо­логии: «День прошел — и слава богу!»; не помня, не задумываясь над окружающим, не стремясь найти свой смысл жизни, выявить свое своеобразие. (8) Развивая в человеке острое чувство своей ин­дивидуальности, доверие к себе, искусство многократно увеличивает интенсивность жизни. (9) Эстетически развитый человек за одну выпавшую ему на долю жизнь проживает множество жизней.

(10) Научное познание нуждается в развитии в человеке силы воображения, ибо через него можно сразу зацепить новое, неожи­данный факт, явление, чтобы затем объяснить его. (11) Художе­ственный образ, который строится на протягивании прямой связи между, казалось бы, самыми отдаленными друг от друга явлени­ями, развивает в человеке способность ассоциации, связывания разнородного, способность гибко ориентироваться в сфере не­предвиденного.

(12) Для увеличения общественного богатства, развития произ­водительности труда необходимо не только массовое производство уже известного, а непрерывное совершенствование производимых предметов, изобретение новых — то есть движение в сфере качества. (13) А новое качество вещи есть, как мы это видели, предметная жизнь индивидуальности ее создателя. (14) Развивая индивидуаль­ность в человеке, творческое отношение ко всему, искусство спо­собствует превращению труда-работы в труд-творчество, наслаж­дение, первую жизненную потребность человека. (15) Человечество нуждается в искусстве, так как оно пробуждает в работнике творца вещей, жизни, общественных отношений.

 (Г. Гачев)

                                                                  Текст 2

(1)Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. (2)В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. (3)Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.

(4)«Что это такое?» — подумал я и по проезженной посередине поля скользкой дороге пошел по направлению звуков. (5)Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей. (6)Очевидно, солдаты. (7)«Верно, ученье», — подумал я и вместе с кузнецом в засаленном полушубке и фартуке, несшим что-то и шедшим передо мной, подошел ближе. (8)Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались.(9) Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию.

— (10)Что они делают? — спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мною.
— (11)Татарина гоняют за побег, — сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

(12)Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. (13)Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. (14)Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. (15)Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. (16)И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. (17)Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

(18)При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. (19)Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. (20)Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». (21)Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. (22)Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. (23)Полковник шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. (24)Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. (25)Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

(26)— О господи, — проговорил подле меня кузнец. (27)Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым.

(Л. Толстой. После бала)



Искусство создания текста
PPTX / 190.24 Кб


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.