Урок литературы на тему «Базаров и Одинцова. Испытание любовью», 10 класс
Пояснительная записка к презентации
Базаров и Одинцова.
Испытание любовью.
(По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
(2 часа)
Урок литературы.
10 класс.
Разработала: учитель русского языка
и литературы МОУ «Гумбейская СОШ»
Нагайбакского муниципального района
Дедык Л.Ю.
Цели урока:
1. Проникнуть путём совместного исследования в сущность взаимоотношений между Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой, за счёт чего глубже постичь своеобразие характеров этих недюжинных героев.
2. Пробудить у учащихся желание иметь своё мнение, пусть даже неожиданное для традиционного литературоведения; формировать у них умение доказательно вести в споре свою линию, а не огульно отрицать всё, что расходится с собственным мнением.
3. Воспитывать уважение к натурам стойким, мужественным, гордым, способным на глубокие, сильные чувства.
Оформление урока:
1. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
2. Черновые варианты текста И.С.Тургенева «Отцы и дети».
3. Презентация «Базаров и Одинцова. Испытание любовью».
(По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
Тип урока: урок – исследование.
Современные образовательные технологии, используемые на уроке:
технология решения исследовательских задач, информационно- коммуникационные технологии.
Ход урока:
Вступление к теме урока.
1. Учитель сообщает о теме урока и обращает внимание ребят на слайд №1, затем спрашивает учащихся о том, что они подразумевают под словом «любовь».
2. Обращение к толковому словарю С.И.Ожегова, сравнение собственных высказываний ребят со статьёй словаря.
3. Понимание сущности любви великими людьми (обращение к слайду №2).
Обращение к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
1. Сколько любовных линий в романе? Назовите их. (В романе 4 любовные линии: Павел Петрович – княгиня Р.; Николай Петрович – Фенечка; Аркадий – Катя; Базаров – Одинцова).
2. Какая, на ваш взгляд, самая интересная линия и почему?
3. А теперь подробнее остановимся на любовной линии: Базаров и Одинцова.
Образ Одинцовой.
1. Об образе Базарова мы уже много говорили. А вот кто такая Анна Сергеевна Одинцова? Она ещё не появилась на страницах романа, а мы уже многое о ней узнаём. Вспомните что и от кого? (глава 14: Базаров и Аркадий в гостях у Кукшиной. В этой сцене мы слышим противоречивые мнения Ситникова и Кукшиной о характере Одинцовой). С кем согласны Вы? Почему?
2. Что мы узнаем о жизни Одинцовой до встречи с Базаровым? (работа с текстом- гл. 15, 17; пересказ отдельных сцен)
3. Каков характер Одинцовой? (гл. 15: высказывания учащихся с опорой на текст)
Взаимоотношения Базарова и Одинцовой (гл. 14: бал у губернатора).
1. Расскажите о сцене «встречи» Базарова и Одинцовой.
2. Почему Базаров обратил внимание на Одинцову? (Одинцова красива, «На остальных баб не похожа…», «…такие плечи, каких я не видывал давно»).
3. Нарисуйте словесный портрет Одинцовой.
4. Почему Одинцова заинтересовалась Базаровым? (Из-за восторженного рассказа Аркадия о Базарове, «Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить»).
Развитие взаимоотношений Базарова и Одинцовой (гл. 15: гостиница; гл. 16: в усадьбе Одинцовой.).
1. Чтение начала 15 гл.
2. Что можно сказать о поведении Базарова в этом эпизоде?
3. «Чьими глазами» оно показано?
4. А как себя ведет Одинцова?
Вывод: Поведение Базарова мы видим «глазами» Аркадия: Базаров робеет, смущается. А Одинцова спокойна, умело ведет разговор, переходя от музыки, которая мало увлекает Базарова, к ботанике.
5. Какова оценка Базарова Одинцовой в 15 гл.? Сравните ее с мнением Базарова в 14 гл. (15 гл.: «Ей бы только шлейф сзади носить, да корону на голове», «Я тебе говорю богатое тело», «… первый сорт»).
6. Работа с черновиками. Технология решения исследовательских задач.
Сравните черновой и окончательный варианты предложенных отрывков. Почему Тургенев пришел к таким изменениям? (ученики получают листочки с черновым и окончательным вариантами отрывка).
Черновик.
- А все-таки она прелесть, - промолвил Аркадий.
-Этакое богатое тело! – продолжал Базаров. – Хоть сейчас в анатомический театр.
- Перестань, ради бога, Евгений! Это ни на что не похоже.
- Величайшая эгоистка, эпикурейка,- продолжал Базаров,- а точно прелесть. Надо будет к ней поехать.
Окончательный вариант.
-А все-таки она прелесть,- промолвил Аркадий.
- Этакое богатое тело!- продолжал Базаров.- Хоть сейчас в анатомический театр.
- Перестань, ради бога, Евгений! Это ни на что не похоже.
-Ну, не сердись, неженка. Сказано – первый сорт. Надо будет к ней поехать.
Вывод: Тургенев сознательно снижает моральный облик Базарова, пытаясь подменить его чувство грубой чувственностью.
7. В 16 гл. появляется еще одна оценка Базарова Одинцовой. Найдите ее. («… баба с мозгом»). Что это добавляет Одинцовой в глазах Базарова и что с ним происходит? (рушится его принцип: «по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды» (гл.15)
8. Но почему же все – таки Базаров увлекся Одинцовой? (Она красива, обладает женским обаянием, умением держаться с достоинством и тактом. Но подлинное чувство возникает, когда он видит перед собой умного, способного понять его человека, т.е. когда начинается духовное взаимопонимание).
9. А что нового вы заметили в отношении Одинцовой к Базарову в 16 гл. (сопоставьте с 14 гл.). (если в 14 гл. Одинцовой любопытно видеть человека, который ни во что не верит, то в 16 гл. мы читаем следующее: «Базаров ей понравился», «Странный человек этот лекарь», «Она видела в нем что-то новое»).
10. Чтение сцены-спора между Базаровым и Одинцовой об индивидуальности человека. (гл. 16). Чья позиция вам ближе и почему?
11. Итак, Базаров настроен по отношению к Одинцовой положительно, тогда почему же мы слышим из его уст такие отрицательные характеристики: любовь – «гниль, чепуха» (гл. 7), «белиберда, дурь» (гл. 14), «нет толку – брось» (гл. 17)( Возможно, это происходит от того, что до встречи с Одинцовой Базаров в любовь не верит).
Любовь Базарова (гл. 17. )
1. Что же произошло с Базаровым после встречи с Одинцовой? (Он полюбил и начал понимать, что любовь существует вопреки его теории: рушится еще один его принцип).
2. Как сам Базаров относится к своему чувству? (Оно его мучит и бесит).
3. Давайте проследим динамику отношений Одинцовой к Базарову (гл. 14 – 17. Гл. 17: «Он поразил воображение Одинцовой; он занимал ее… Она как будто хотела и его испытать и себя изведать»).
4. Обратимся к слайду: какой эпизод из романа запечатлён на иллюстрации? Какие строчки из произведения вы бы подписали под ней?
4. Работа с черновиками. Технология решения исследовательских задач.
Сравните черновой и окончательный варианты отрывков из текста. Что хотел Тургенев подчеркнуть в окончательном варианте?
Черновик.
В самом деле? Ну, теперь я понимаю, почему мы сошлись с вами; ведь и вы такой же: равнодушный и холодный, как я.
Окончательный вариант.
В самом деле? Ну, теперь я понимаю, почему мы сошлись с вами; ведь и вы такой же, как я.
Вывод: в окончательном варианте Тургенев не открывает до конца такие грани характера Одинцовой, как равнодушие и холодность. Он заставляет читателя задуматься над тем, что же общего между Базаровым и Одинцовой и почему они «сошлись».
5. Чтение эпизода из 17 гл.: Базаров у Одинцовой. Вечер. В чем разница в поведении данных героев? (Базаров мучается, испытывает душевное потрясение, а Одинцова кокетничает).
6. Какой «любовный» принцип излагает Базарову Одинцова? Ваше отношение к нему. (Одинцова говорит следующее: «Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою…» Однако сама Одинцова навряд ли к этому готова.)
Сцена признания (18 гл. Слайд №3).
1. Обращаемся к слайду №3 данной презентации. Какой эпизод из романа «Отцы и дети» связан с данным слайдом? (Сцена признания Базаровым в своих чувствах к Одинцовой).
2. Почему сцена признания дана автором не в вечерний час, а днем? (Уже нет очарования ночи, которое вливается в душу и заставляет ее трепетать – все разумно).
3. Чтение сцены признания по ролям.
4. Почему Одинцова отвергла любовь Базарова? (Она решила: спокойствие лучше всего на свете, она способна к потрясению, к большой любви).
5. Почему же тогда она так добивалась признания Базарова? (Ей было приятно видеть у своих ног сильного, гордого человека, равного по силе характера ей).
6. Что нового появляется в отношении Одинцовой к Базарову? (Гл. 19: «Я боюсь этого человека»).
Обращение к словам Д.И. Писарева. (Слайд №4).
1. Писарев: «Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия, потом видится раза два с Анной Сергеевной, даже гостит у нее с Аркадием, но для него и для нее прошедшие события оказываются действительно невоскресшим прошедшим, и они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собою тоном рассудительных и солидных людей».
2. Так ли это? Все ли прошло? Согласны ли вы с мнением Д.И Писарева. (Мы не можем согласиться с Писаревым, так как чувства Базарова глубоки и серьезны).
Третье посещение Базаровым Анны Сергеевны в Никольском. (гл. 25).
1. Что на ваш взгляд произошло самое важное в это третье посещение? (Базаров понял, что Одинцова не изменит своего решения и уже никогда его не полюбит. А ещё он увидел то, что раньше было скрыто от него – это алчность Одинцовой (сцена разговора Одинцовой и Базарова о том, что Аркадий просит руки Кати. Здесь бросаются в глаза такие детали, как неестественный смех Анны Сергеевны и цвет её лица, который постоянно меняется: «Ее лицо попеременно краснело и бледнело». (гл.26)
Последняя встреча Базарова и Одинцовой. (Слайд №5)
1. Пересказ данного эпизода.
2. Почему Базаров так «неаккуратно» заразился?
3. О чем свидетельствует последняя фраза Базарова?
(Базаров, будучи пунктуальным и трезво мыслящим человеком, так нелепо заразился, возможно, потому , что в момент вскрытия думал не о том деле, которым занимается, а об Одинцовой и о чувствах к ней (в ХIХ веке жития святых были хорошо известны, так что Тургенев мог ограничиться намеком. 22 июня (день рождения Базарова) было днем Святого Евсевия. Святой этот мужественно боролся с царями Констанцием и Юлианом Отступником, умер же он от случайной раны, нанесенной ему женщиной. Какой роковой намек и какой небрежный вызов судьбе!). Последняя его фраза свидетельствует о том, что перед нами теперь истинный Базаров, безо всякой напыщенности, т.е. очень ранимый, романтичный и умеющий любить.Сразу же напрашиваются стихи А.С. Пушкина: «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил». А также можно провести ассоциацию со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Нищий».)
4. Почему, по вашему мнению Одинцова, боясь заразиться и осознавая всю меру опасности своего поступка. (что подчеркивает такая деталь, как перчатки), все-таки целует Базарова перед смертью?
(Одинцова целует Базарова перед смертью, но это ни в коем случае не говорит о ее любви. Так что же это? Жалость или прощение? Очевидно, ни то ни другое: она просто не хочет быть слабее Базарова, это ее последний шанс утвердить свое душевное равновесие. Она не может позволить торжествовать опять Базарову над собой, как тогда, когда она «краснела и беднела». Итак, происходит дуэль на равных).
Вывод по уроку.
1. Итак, повторимся ещё раз: здесь происходит дуэль между двумя очень сильными людьми. А кто же здесь побеждённый? Кому вы больше симпатизируете и почему? Кого жалеете? (Базаров умирает, Одинцова остается жить, но ее жизнь давно опустошена. Базаров сказал: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете6 вот в чем ваше несчастье». Здесь вполне уместно вспомнить известное изречение: «Не быть любимым – всего лишь неудача, не любить – вот несчастье». Даже фамилия героини «Одинцова», говорит о том, что в этой жизни она постоянно одинока. И теперь никто, наверно, никогда не напишет ей таких слов, которые писал Тургенев Полине Виардо: «Здравствуй, моя любимая, самая лучшая, самая дорогая… женщина… Родной мой ангел… Единственная и самая любимая…»Побеждает в этой дуэли Базаров, так как он сумел горячо, страстно и самозабвенно полюбить, а Одинцова достойна сожаления).
2. Как бы вы теперь обозначили тему урока? (Скорее всего учащиеся изменят ее, так как слово «любовь» относится прежде всего к Базарову, но не к Одинцовой).
4.Звучит романс Н. И. Харито «Отцвели хризантемы».
5. Слайд № 6. Какой эпиграф данного слайда вы предложили бы к теме нашего урока? Почему?
Домашнее задание:
Написать письмо Базарову или Одинцовой.
Литература:
1. О.И. Любимов. Смертельная рана Базарова (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»). Статья в сборнике: Нестандартный урок по литературе: Сборник методических разработок. В 2-х ч. / МО РФ, Челяб. фил. ИПО; Сост.- обраб. Ю.А. Копейкина. – Челябинск, 1993. – ч. 1
2. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Коммент. : Кн. для учителя / П.Г. Пустовойт. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2002.
3. Д.И. Писарев. «Базаров» (разные издания).
4. Сквозь даль времен. Учебник по русской литературе второй половины XIX века для 10 класса. Часть 1. / Под редакцией В.Г. Маранцмана. Изд. Второе, испр. – СПб: «Специальная Литература», 1997.