Статья «Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках математики»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Иванова Ю.А. -преподаватель математики
ГБПОУ «Сокольский техникум индустрии, сервиса и предпринимательства»
julya.ivan2012a@yandex.ru
Аннотация: применение активных и интерактивные методов обучения в образовательный процесс в нашем техникуме предполагает обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, формирование познавательных интересов и способностей, творческой активности будущих специалистов. Такое обучение невозможно без применения активных и интерактивные методов обучения, особенно в преподавании математики.
Активные методы обучения представлены способами активизации учебно-познавательной деятельности студентов техникума, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности во время овладения материалом, в этом случае активен не только преподаватель, но и его студенты. В основе данного метода лежит принцип передачи студентам знаний в уже готовом виде.
Активные методы обучения на уроках математики позволяют педагогу решать сразу три учебно-организационные задачи:
обеспечения активного участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и неподготовленных студентов;
подчинения процесса обучения управляющему воздействию самого педагога;
установления непрерывного контроля за процессом усвоения учебного материала участниками образовательного процесса.
Использование методов активного обучения в математике происходит на различных этапах учебного процесса, к ним относится:
- первичное овладение знаниями, а именно учебная дискуссия, проблемная лекция, эвристическая беседа и т.д.;
- контроль знаний (тестирование, коллективная мыслительная деятельность, коллоквиум);
- формирование профессиональных умений и навыков, развитие творческих способностей.
Интерактивное обучение - это обучение, которое заключается во взаимодействии студентов и педагога. Оно основано на личностно-ориентированном подходе, обучении в сотрудничестве, причем и обучающиеся и педагог являются субъектами учебного процесса. При использовании интерактивных методов преподаватель выступает в роли организатора процесса обучения, а так же создателя условий для проявления инициативы обучающихся.
Большое внимание в техникуме при подготовке специалистов среднего звена уделяется активным формам проведения занятий, где студенты являются “субъектами” обучения, ими выполняются творческие задания, они находятся в постоянном диалоге с преподавателем. Основными формам выступают творческие задания, вопросы от студента к преподавателю, и от преподавателя студентам.
Немаловажная роль при проведении уроков математики отведена также и интерактивному обучению, построенному на взаимодействии всех студентов, включая преподавателя.
В нашем образовательном учреждении при преподавании уроков математики применяется многообразие интерактивных форм обучения, которое обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов. Для решения воспитательных и учебных задач на этих уроках используются следующие интерактивные формы: интерактивная экскурсия; использование кейс - технологий; проведение конференций; круглый стол; мозговой штурм; дебаты; деловая игра; учебные групповые дискуссии; тренинги, путешествие, интерактивная лекция
Для повышения мотивации к изучению предмета и увеличения качества знаний студентов на уроках математики применяется игровое обучение, направленное на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях, а именно знаниях, умениях, навыках. К особенностям игрового обучения относится творческий характер деятельности, состязательность участников в процессе игры, имитационный характер деятельности, ограниченность местом действия, продолжительностью, рамками пространства и времени.
Использование деловой игры на уроках математики направлено на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности.
Ролевые игры при изучении предмета позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель ситуации, между студентами распределяются роли.
Следует отметить, что умелое применение активных и интерактивных методов на уроках математики позволяет формировать познавательный интерес обучающихся с целью достижения определенных учебно-воспитательных целей и выполнения образовательных задач в рамках реализации ФГОС нового поколения.
Литература:
Методические указания для преподавателей по применению интерактивных форм обучения, Великие Луки, 2015 г. Л.Ю. Сафонова
Кашлеев С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. - М.: Тетра-Системс, 2011 - 224 с.
Приложение
Наименование вида | Краткая характеристика вида |
Деловая игра | Представляет собой метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения производственных, социально-экономических педагогических, управленческих и других проблем. Проведение деловой игры, как правило, состоит из следующих частей: инструктаж преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный результат, формирование игровых коллективов и распределение ролей); изучение студентами документации (сценарий, правила, поэтапные задания), распределение ролей внутри подгруппы; - собственно игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие решения, оформление); - публичная защита предлагаемых решений; определение победителей игры; подведение итогов и анализ игры преподавателем. Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, обработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях |
Имитационные игры | На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов |
Кейс-метод (от английского case – случай, ситуация) | Представляет собой усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Непосредственная цель метода case-study - обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации), обучающие (искусственно созданные, содержащие значительные элемент условности при отражении в нем жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредствам применения метода моделирования) При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод case-study развивает следующий навыки: Аналитические – умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Практические – пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования различных методов и принципов. Творческие. Коммуникативные – умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, составлять краткий, но убедительный отчет. Социальные – оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.п. Самоанализ – несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного |
Разбор конкретных ситуаций | Данный метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения. При анализе конкретных ситуаций у учащихся развиваются навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематике. При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. |
Тренинг | Представляет собой метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг. Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка. Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др. Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Социально-психологический тренинг (СПТ) направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения |
Интерактивная лекция | Метод представляет собой выступление ведущего обучающего перед большой аудиторией с применением следующих активных форм обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм |
Групповая, научная дискуссия, диспут | Дискуссия — это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии - обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми. К технике управляемой дискуссии относятся: четкое определение цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего поведения, ограничение времени на выступления и их заданная очередность. Групповая дискуссия (обсуждение вполголоса). Для проведения такой дискуссии все студенты, присутствующие на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания. Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы. Разновидностью свободной дискуссии является форум, где каждому желающему дается неограниченное время на выступление, при условии, что его выступление вызывает интерес аудитории. Ди́спут происходит от латинского disputare — рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Важной особенностью диспута является строгое соблюдение заранее принятого регламента и темы. |
Урок-путешествие | Метод «урок-путешествие» способствует обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. Применяется на занятиях общеметодологической направленности; Урок развивающего контроля ЭТАПЫ Самоопределение. Актуализация знаний и фиксирование затруднений Постановка учебной задачи, целей урока Составление плана, стратегии по разрешению затруднения Реализация выбранного проекта Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Этап рефлексии деятельности |
Метод работы в малых группах: круглый стол | Представляет собой метод группового обсуждения кого-либо вопроса, направленного на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Оптимальное количество участников - 5-7 человек. Перед обучающимися ставиться проблема, выделяется определенное время, в течение которого они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ. Преподаватель может устанавливать правила проведения группового обсуждения – задавать определенные рамки обсуждения, ввести алгоритм выработки общего мнения, назначить лидера и др. В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем. Разновидность группового обсуждения является круглый стол. Круглый стол - общество, собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Мероприятие, как правило, на которое приглашаются эксперты и специалисты из разных сфер деятельности для обсуждения актуальных вопросов. Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений. Этот способ характеризуется следующими признаками: цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы; все участники круглого стола выступают в роли оппонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения |
Коллоквиум (лат. colloquium — разговор, беседа) | Метод представляет собой несколько вариантов: 1) Одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целью выяснение и повышение знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются: отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и др. работы обучающихся 2) Научные собрания, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады. Коллоквиум – это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний студентов по данной теме дисциплины. Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, студент в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал |
Метод «мозговой штурм» (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) | Представляет собой оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе задается определенная проблема для обсуждения, участники по очереди высказывают предложения. На втором этапе обсуждают высказанные предложения, возможна дискуссия. На третьем этапе группа представляет презентацию результатов по заранее определенному принципу. Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп: генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы; критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях; аналитики, которые привязывают выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний. |
Метод проектов | Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. |
Метод портфолио (итал. portfolio — 'портфель, англ. - папка для документов) | Это современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них. Преподаватели используют его для развития у студентов умения анализировать и оценивать процесс собственного развития. Психологи часто говорят: «Осознал - значит изменился». Метод портфолио как раз и направлен на то, чтобы сделать процесс подобного осознания управляемым, целенаправленным и обыденным, повседневным. Внешне портфолио выглядит как набор каких-либо работ учащихся: это может быть папка с продуктами творческой деятельности студентов, рисунками, схемами, конспектами и т.д. Но метод портфолио представляет собой не только воплощение идеи активного сбора информации, сведений, но и подробный алгоритм развития исследовательских умений в процессе работы с информацией. Портфолио может быть полезным для студентов: - как возможность для учащихся определять направление в собственном поиске; - как возможность для рефлексии студентами собственной работы; - как документ, в котором отражено развитие студента, и результаты его самовыражения; - для подготовки и обоснования целей будущей работы; - как демонстрация сторон интеллекта студента и особенностей его культуры; - как возможность для учащихся самим устанавливать связи между предыдущим знанием и новым знанием |
Программное обучение | Суть программного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценке степени его усвоения. Информация здесь предъявляется небольшими блоками в печатном виде, либо на мониторе компьютера. После чего над каждым блоком учащийся должен выполнить задание, показывающее степень усвоения изучаемого материала. Программное обучение позволяет учащемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе. Переход к следующему блоку материалов происходит только после усвоения предыдущего. |
Компьютерная симуляция | Метод представляет собой имитацию процесса с помощью механических или компьютерных устройств; чаще всего слово «симулятор» используется применительно к компьютерным программам |
Компьютерное моделирование | Компьютерное моделирование осуществляется с помощью компьютерной программы, работающей на компьютере (взаимодействующих компьютерах), реализующей абстрактную модель некоторой системы. Компьютерные модели стали обычным инструментом математического моделирования и применяются в физике, астрофизике, механике, химии, биологии, экономике, социологии и других науках. Компьютерные модели используются для получения новых знаний о моделируемом объекте или для приближенной оценки поведения математических систем, слишком сложных для аналитического исследования. Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем. Компьютерное моделирование заключается в проведении серии вычислительных экспериментов на компьютере, целью которых является анализ, интерпретация и сопоставление результатов моделирования с реальным поведением изучаемого объекта и, при необходимости, последующее уточнение модели и т. д. К основным этапам компьютерного моделирования относятся: постановка задачи, определение объекта моделирования; разработка концептуальной модели, выявление основных элементов системы и элементарных актов взаимодействия; формализация, то есть переход к математической модели; создание алгоритма и написание программы; планирование и проведение компьютерных экспериментов; анализ и интерпретация результатов. |