Использование активного метода «кроссенс» на уроках ОРКСЭ «Светская этика»
Использование активного метода «кроссенс» на уроках ОРКСЭ «Светская этика»
Подготовила:
Бобылева Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Чижовская средняя школа»
Рославльского района
Смоленской области
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования диктует новые требования к процессу обучения школьников. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся», направленную на формирование таких личностных результатов, как «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности», а также таких метапредметных результатов, как «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Одним из приемов развития и формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является кроссенс.
Использование интерактивного метода “кроссенс” способствует повышению мотивации к изучению предмета ОРКСЭ, развивает наглядно-образное мышление, формирует навыки работы с информацией.
Развивающий метод “кроссенс”, строится на основе деятельностного подхода. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов».
Кроссенс придумали художник и философ, доктор технических наук Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. Первый кроссенс был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Идея кроссенса, как все простое, гениальна, и как все гениальное, очень проста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Читать кроссенс можно одним из следующих способов:
сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;
начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5.
по желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе;
Существует множество вариантов применения кроссенса учителем на разных этапах урока:
проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе)
Для учителя «кроссенс» – это хороший способ углубить понимание уже изученного школьного понятия (явления, темы); это возможность показать неординарное практическое применение знаний и связь изученного с жизнью; это возможность установить межпредметные связи с другими школьными дисциплинами.
Для более полного понимания работы метода «кроссенс» проводили подготовительные упражнения с учащимися, а именно: составляли различного рода ассоциативные цепочки.
Примеры «кроссенсов» на уроках ОРСКЭ по учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений.-М.: Просвещение, 2012
Найдите ассоциативную связь между двумя понятиями: семья – семейные обязанности (Урок №18. Род и семья – исток нравственных отношений.)
(человек в семье, семейные роли предполагают выполнение определенных обязанностей).
Ассоциативная цепочка: Мальчик сажает дерево —>Мальчик ломает ветки дерева —>Девочка проходит мимо мальчика, который ломает ветку —> ПОСТУПОК (Урок №19. Нравственный поступок. )
Ассоциативная цепочка: Делать уроки —>сердце (добро) —> еженедельник (дела на день) —> ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА (Урок №7. Добродетель и порок.)
Ассоциативная цепочка: Три богатыря —>Александр Невский—>Памятник воину освободителю—>вратарь Третьяк—> ЗАЩИТНИК (Урок №24. Нравственные идеалы)
| |
|
|
|
|
|
|
|
| От южных морей до полярного края |
|
|
|
УРОК №1
УРОК №1 Россия – наша Родина.
Русская береза | Карта России | Много людей разной национальности |
Смоленск- наша малая Родина. | РОДИНА | Гимн России |
Памятник защитникам России «Родина Мать» | Герб России | Флаг России |
УРОК №2
| ПОВЕДЕНИЕ |
|
Аристотель | ЭТИКА- НАУКА |
|
|
|
|
УРОК №2 Что такое светская этика.
Отношения между людьми с точки зрения добра и зла | Закон поведения | Поведение человека. Слабый человек, боится всего и всех . |
Философ Аристотель –основатель этой науки | ЭТИКА это наука | Поведение человека. Жадина. |
Мальчик сидит в автобусе. Его дальнейшие действия неизвестны: он уступит место пожилому человеку или нет. Вывод: люди по разному ведут себя. | Поведение человека. Плохой поступок. Бить и унижать человека запрещается | Поведение человека. Обнимать, любить, хорошо относиться к людям |
УРОК №14
1 | 2 | 3 |
8 | 9 | 4 |
7 | 6 | 5 |
УРОК №14 Дружба
1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.
2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).
3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.
4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.
5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».
6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.
7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.
8–собака – друг человека.
9 – у человека тоже есть друг.
Расшифровываем центральный крест: друг – это тот, кто, поделится улыбкой (Крошка Енот), поможет в трудную минуты (кормушка), с которым можно поиграть (шарик) и который тебя поймёт (мальчик).
УРОК №5
|
| |
|
| |
| |
|
УРОК №5 Добро и зло
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Злая царица хочет отравить царевну, совершить плохой поступок. | Иван побеждает врага. Иван добрый герой, Змей Горыныч- злой герой. Добро – побеждает Зло. | Черный всегда цвет скорби и зла, белый цвет- свободы и добра.
|
Дарить людям любовь. | ДОБРО И ЗЛО | На весах два понятия «хорошо» и «плохо», что перевесит, мы не знаем. |
Мальчики играют в мяч, а ребенок-инвалид сидит в стороне. Взять его в игру –это хороший поступок, оставить его одного- плохой поступок. Как поступить? Выбирает каждый свой вариант. | Обнять маленького котенка, подарить тепло, уют. Сделать доброе дело. | Человек выпускает шарики, дарит людям минутки радости, дарит добро. |
УРОК № 13
1 |
2 |
3 |
6 |
|
4 |
5 |
УРОК № 13 Альтруизм и эгоизм
Золушка выполняла домашние дела, помогала своим сестрам и мачехе. | Золотая рыбка исполняла просьбы Деда взамен своей свободы. | Девочка Женя потратила последний лепесток цветика-семицветика, чтобы исполнилось желание мальчика. |
Дарить любовь людям не за деньги, а просто так. | Альтуизм | Весы, которые определяют, что собственные желания перевешивают желания окружающих. Это неправильно. |
В семье все домашние обязанности и дела выполняются не за деньги, чтобы доставить радость. |
УРОК № 11
1 |
2 |
3 |
6 | 4 |
4 |
7 |
8 |
|
УРОК № 11 Моральный долг
Солнце светит, без него нет жизни на земле. С ним жить радостно и весело. | Человеку стало плохо. Стоит позвать на помощь? Люди спешат по своим делам. Остановиться, значит опоздать на работу, не оказать помощь - человек умрет. | Внучка помогает донести сумки бабушке. |
Спасти утопающего, терпящего бедствие. | Помочь сделать домашние дела. | Провести время с ребенком, который прикован к инвалидному креслу. |
Промчаться на мотоцикле с ветерком или перевести старого человека через дорогу? | Какую ты выберешь дорогу? Из чего будет состоять твоя жизнь? | МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ |
УРОК № 22
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
УРОК № 22 Честь и достоинство
Судья, часто к нему обращаются «ВАША ЧЕСТЬ». | Рыцари в поединках защищали свою ЧЕСТЬ . | Солдаты приставляют руку к виску в знак приветствия – это называется отдавать ЧЕСТЬ. |
Медаль, выдается за доблестный труд и дело чести. | Медали вручают за победы в сражениях, за проявление героизма. | В мирное время можно и нужно честно исполнять свой долг, защищать свое достоинство. |
ЧЕСТЬ |
Описанный в работе метод - только малая часть инновационных методов, которые могут быть использованы в современной школе, в частности на уроках ОРКСЭ. Все они предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, усиление помощи со стороны учителя в организации индивидуального учебного процесса. Если ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет. Если ученикам задаются слишком легкие задачи, желание учиться может исчезнуть. Таким образом, кроссенс - метод, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования - не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика; прием-головоломка нового поколения, соединяющий в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Практика показывает, что воплощение идей сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся, самообразования и самоконтроля пробуждает познавательную активность ребят, ведет к результативному обучению.