Использование активного метода «кроссенс» на уроках ОРКСЭ «Светская этика»

3
0
Материал опубликован 13 January 2022

Использование активного метода «кроссенс» на уроках ОРКСЭ «Светская этика»

Подготовила:

Бобылева Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Чижовская средняя школа»

Рославльского района

Смоленской области

Федеральный государственный образовательный стандарт начального об­щего образования диктует новые требования к процессу обучения школьников. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечи­вает «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся», направленную на формирование таких личностных результатов, как «формиро­вание коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности», а также таких метапредметных результатов, как «умение определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Одним из приемов развития и формирования логических действий, крити­ческого мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является кроссенс.

Использование интерактивного метода “кроссенс” способствует повышению мотивации к изучению предмета ОРКСЭ, развивает наглядно-образное мышление, формирует навыки работы с информацией.

Развивающий метод “кроссенс”, строится на основе деятельностного подхода. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов».

Кроссенс придумали художник и философ, доктор технических наук Влади­мир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. Первый кроссенс был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Идея кроссенса, как все простое, гениальна, и как все гениальное, очень про­ста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже за­полнены картинками. Читать кроссенс можно одним из следующих способов:

сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким обра­зом получается цепочка, завернутая «улиткой»;

начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Централь­ным является квадрат с номером 5.

по желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе;

Существует множество вариантов применения кроссенса учителем на разных эта­пах урока:

проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о матери­але прошлого урока, функция опорной образной схемы);

формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, при­чины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, ко­торые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают ма­териал и делают вывод);

организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе)


Для учителя «кроссенс» – это хороший способ углубить понимание уже изученного школьного понятия (явления, темы); это возможность показать неординарное практическое применение знаний и связь изученного с жизнью; это возможность установить межпредметные связи с другими школьными дисциплинами.

Для более полного понимания работы метода «кроссенс» проводили подготовительные упражнения с учащимися, а именно: составляли различного рода ассоциативные цепочки.




Примеры «кроссенсов» на уроках ОРСКЭ по учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений.-М.: Просвещение, 2012


Найдите ассоциативную связь между двумя понятиями: семья – семейные обязанности (Урок №18. Род и семья – исток нравственных отношений.)

(человек в семье, семейные роли предполагают выполнение определенных обязанностей).

t1642058462aa.gift1642058462ab.gift1642058462ac.jpgt1642058462ad.jpg



Ассоциативная цепочка: Мальчик сажает дерево —>Мальчик ломает ветки дерева —>Девочка проходит мимо мальчика, который ломает ветку —>  ПОСТУПОК (Урок №19. Нравственный поступок. )

t1642058462ae.gift1642058462af.gift1642058462ag.jpgt1642058462ah.jpgt1642058462ab.gift1642058462ai.jpg




t1642058462aj.gifАссоциативная цепочка: Делать уроки —>сердце (добро) —> еженедельник (дела на день) —> ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА (Урок №7. Добродетель и порок.)

t1642058462aj.gif


t1642058462ak.gift1642058462al.jpgt1642058462am.jpgt1642058462an.jpg




t1642058462ao.jpg

Ассоциативная цепочка: Три богатыря —>Александр Невский—>Памятник воину освободителю—>вратарь Третьяк—> ЗАЩИТНИК (Урок №24. Нравственные идеалы)

t1642058462ap.gift1642058462ab.gift1642058462aq.jpg




t1642058462ap.gif


t1642058462ap.gift1642058462ap.gift1642058462ar.jpg

t1642058462as.jpg

t1642058462at.jpg

t1642058462au.jpg


t1642058462av.jpg

t1642058462aw.jpg

t1642058462ax.png

t1642058462ay.gif t1642058462az.jpg

t1642058462ba.jpg

t1642058462bb.gifОт южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

t1642058462bc.gift1642058462ab.gift1642058462bd.jpg

t1642058462bc.gift1642058462be.png

t1642058462bf.png

t1642058462bg.gift1642058462bg.gift1642058462bh.gif

УРОК №1



УРОК №1 Россия – наша Родина.



Русская береза



Карта России

Много людей разной национальности

Смоленск- наша малая Родина.

РОДИНА



Гимн России

Памятник защитникам России

«Родина Мать»

Герб России

Флаг России















t1642058462bh.gif

УРОК №2



t1642058462bi.jpg

t1642058462bj.jpgПОВЕДЕНИЕ

t1642058462bk.jpg

t1642058462bl.jpg Аристотель

ЭТИКА-

НАУКА

t1642058462bm.jpg

t1642058462ab.gift1642058462bn.jpg

t1642058462bo.gif t1642058462bp.jpg

t1642058462bq.jpg

УРОК №2 Что такое светская этика.

Отношения между людьми с точки зрения добра и зла

Закон поведения

Поведение человека.

Слабый человек, боится всего и всех .


Философ Аристотель –основатель этой науки

ЭТИКА это наука

Поведение человека.

Жадина.

Мальчик сидит в автобусе. Его дальнейшие действия неизвестны: он уступит место пожилому человеку или нет.

Вывод: люди по разному ведут себя.

Поведение человека.

Плохой поступок.

Бить и унижать человека запрещается

Поведение человека.

Обнимать, любить, хорошо относиться к людям



УРОК №14

1t1642058462br.png

2t1642058462bs.jpg

3t1642058462bt.jpg

8t1642058462bu.png

9t1642058462bv.jpg

4t1642058462bw.png

7t1642058462bx.png

6t1642058462by.jpg

5t1642058462bz.png









УРОК №14 Дружба



1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.

2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).

3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.

4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.

5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.

7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.

8–собака – друг человека.

9 – у человека тоже есть друг.

Расшифровываем центральный крест: друг – это тот, кто, поделится улыбкой (Крошка Енот), поможет в трудную минуты (кормушка), с которым можно поиграть (шарик) и который тебя поймёт (мальчик).



УРОК №5

t1642058462ca.gift1642058462cb.gif

t1642058462ca.gift1642058462ca.gift1642058462cc.gif

t1642058462cd.gif

t1642058462ca.gift1642058462ca.gift1642058462ce.jpg

t1642058462ca.gift1642058462ca.gift1642058462ca.gift1642058462cf.jpg

t1642058462cg.jpg

t1642058462ch.gif


t1642058462ci.jpg


t1642058462cj.jpg

УРОК №5 Добро и зло

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Злая царица хочет отравить царевну, совершить плохой поступок.

Иван побеждает врага.

Иван добрый герой, Змей Горыныч- злой герой.

Добро – побеждает Зло.


Черный всегда цвет скорби и зла, белый цвет- свободы и добра.

Дарить людям любовь.

ДОБРО И ЗЛО

На весах два понятия «хорошо» и «плохо», что перевесит, мы не знаем.

Мальчики играют в мяч, а ребенок-инвалид сидит в стороне.

Взять его в игру –это хороший поступок, оставить его одного- плохой поступок. Как поступить? Выбирает каждый свой вариант.

Обнять маленького котенка, подарить тепло, уют. Сделать доброе дело.

Человек выпускает шарики, дарит людям минутки радости, дарит добро.



УРОК № 13

t1642058462ck.pngt1642058462cl.gif

1


t1642058462cm.pngt1642058462cl.gif

2


t1642058462cn.jpg t1642058462cl.gif

3


t1642058462cl.gif

6

t1642058462co.jpg

t1642058462ba.jpg

t1642058462cp.jpgt1642058462cl.gift1642058462bo.gif

4




t1642058462cl.gif

5

t1642058462cq.jpg

УРОК № 13 Альтруизм и эгоизм

Золушка выполняла домашние дела, помогала своим сестрам и мачехе.

Золотая рыбка исполняла просьбы Деда взамен своей свободы.

Девочка Женя потратила последний лепесток цветика-семицветика, чтобы исполнилось желание мальчика.

Дарить любовь людям не за деньги, а просто так.

Альтуизм

Весы, которые определяют, что собственные желания перевешивают желания окружающих. Это неправильно.

В семье все домашние обязанности и дела выполняются не за деньги, чтобы доставить радость.



УРОК № 11

t1642058462cr.gif

1

t1642058462cs.gif

t1642058462cr.gif

2

t1642058462ct.jpg

t1642058462cr.gif

3

t1642058462cu.gif

t1642058462cr.gif

6

t1642058462cv.png


t1642058462cr.gif

4

t1642058462cw.png



t1642058462cr.gif

4

t1642058462cx.png

t1642058462cr.gif

7

t1642058462cy.png

t1642058462cr.gif

8

t1642058462cz.jpg

t1642058462ba.jpg

УРОК № 11 Моральный долг

Солнце светит, без него нет жизни на земле. С ним жить радостно и весело.

Человеку стало плохо. Стоит позвать на помощь?

Люди спешат по своим делам.

Остановиться, значит опоздать на работу, не оказать помощь - человек умрет.


Внучка помогает донести сумки бабушке.

Спасти утопающего, терпящего бедствие.

Помочь сделать домашние дела.

Провести время с ребенком, который прикован к инвалидному креслу.

Промчаться на мотоцикле с ветерком или перевести старого человека через дорогу?

Какую ты выберешь дорогу?

Из чего будет состоять твоя жизнь?

МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ





УРОК № 22



t1642058462da.gif

1

t1642058462db.png

t1642058462dc.gif

2

t1642058462dd.jpg

t1642058462dc.gif

3

t1642058462de.jpg

t1642058462df.gif

4

t1642058462dg.jpg

t1642058462dc.gif

5

t1642058462ab.gift1642058462dh.jpg

t1642058462dc.gif

6

t1642058462di.jpg



t1642058462dj.jpg



УРОК № 22 Честь и достоинство



Судья, часто к нему обращаются «ВАША ЧЕСТЬ».

Рыцари в поединках защищали свою ЧЕСТЬ .

Солдаты приставляют руку к виску в знак приветствия – это называется отдавать ЧЕСТЬ.

Медаль, выдается за доблестный труд и дело чести.

Медали вручают за победы в сражениях, за проявление героизма.

В мирное время можно и нужно честно исполнять свой долг, защищать свое достоинство.



ЧЕСТЬ










Описанный в работе метод - только малая часть инновационных методов, которые могут быть использованы в современной школе, в частности на уроках ОРКСЭ. Все они предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, усиление помощи со стороны учителя в организации индивидуального учебного процесса. Если ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет. Если ученикам задаются слишком легкие задачи, желание учиться может исчезнуть. Таким образом, кроссенс - метод, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования - не научить, а создать условия для самосто­ятельного творческого поиска ученика; прием-головоломка нового поколения, соединяющий в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных раз­влечений: головоломки, загадки и ребуса.

Практика показывает, что воплощение идей сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся, самообразования и самоконтроля пробуждает познавательную активность ребят, ведет к результативному обучению.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.