Технологическая карта урока ОРКСЭ (светская этика) «Стыд. Вина. Извинения»
Технологическая карта урока
Разработала Верещагина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 16» г. Ачинска
Предмет: ОРКСЭ (модуль светская этика) класс 4
Тема урока |
Место урока по теме |
|||
Стыд. Вина. Извинения |
21 урок |
|||
Тип урока |
Формы организации урока |
|||
Урок открытия нового знания |
Формы организации: групповая, парная, фронтальная |
|||
Цель урока |
Задачи урока |
|||
Создание условий для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие нравственных ценностей учащихся. |
Формировать представления о понятиях «стыд», «вина», «извинения» Организовать обсуждение вариантов извинения Развитие эмпатии. |
|||
Предполагаемый результат |
||||
Знать |
Уметь |
|||
Знают что такое стыд, вина, извинения |
Умеют определять ситуацию, в которой необходимо извиниться Выбирают адекватный ситуации способ извинения Объясняют пословицы по теме, работают с текстами по теме |
|||
УУД |
Педагогические технологии |
Оборудование |
||
Личностные (ориентация на моральные нормы и их выполнение) Регулятивные (умение определять тему урока, задачи, проводить рефлексию, умений контроля и оценки) Коммуникативные (работать в малой группе, строить устное высказывание) Познавательные (моделировать) Работа с текстом (понимать текст) |
Технология деятельностного подхода (организация целеполагания, рефлексии, оценки результатов) Технология формирования действий контроля и оценки |
Тексты для работы в группе, карточки «пословицы», сундучок с вопросами, картина «Коллаж», карточки с тестами, карточки с описанием ситуации |
||
Источники |
http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/654770/ |
ХОД УРОКА
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Оценивание |
Результат |
Целеполагание (создать условия для определения темы урока, задач урока) |
Создает ситуацию для целеполагания, задает вопросы, фиксирует тему урока и задачи Предлагаю вам познакомиться с коллажем и предположить, как его можно назвать. Давайте сформулируем тему урока Предположите, какие задачи можно поставить, изучая эту тему |
Учащиеся предполагают, что на коллаже собраны изображения «плохих» эмоций, грустных, уточняют, что люди на них испытывают чувства стыда и вины, переживают за что – то и т.д. Формулируют тему урока «Вина, стыд» Формулируют задачи урока, например, узнать - как наука этика объясняет, что такое стыд и вина; - какие пословицы есть на эту тему; - хорошо или плохо, кода стыдно; - как нужно избавиться от вины и т.д. |
Формирование и развитие УУД (регулятивных) Умение определять тему урока, ставить с помощью учителя задачи урока |
Наблюдение |
Умеют с помощью учителя определять тему урока, формулировать задачи урока |
Работа с понятиями (сформировать представления о нравственных понятиях, их взаимосвязи) |
Организует работу с текстом Для того, чтобы разобраться, как наука этика объясняет понятия по теме нашего урока, я предлагаю вам ознакомиться с текстами. Каждая группа изучает текст по одному понятию, потом рассказывает всем ребятам (см. Приложение 1) |
Учащиеся изучают текст в группе, готовятся рассказать классу о таких понятиях, как стыд, вина раскаяние, извинение, прощение |
Формирование и развитие УУД (коммуникативных, умений работать с текстом) Умение взаимодействовать в малой группе Умение строить устное высказывание Умение понимать текст |
Наблюдение |
Умеют взаимодействовать в малой группе, понимать текст, строить высказывание |
Предлагает расположить понятия в правильном порядке Давайте еще раз назовем те, понятия, с которыми мы работали по теме нашего урока Расположите их по порядку, как это происходит с человеком в жизни |
Называют понятия, с которыми работа ли – стыд, прощение, раскаяние, извинение, вина Располагают слова по порядку |
Развитие УУД (познавательных) Умение моделировать, работать с понятиями |
Наблюдение |
Моделируют этапы переживания человека |
|
Обобщение (расширять представления о нравственных понятиях, изучаемых на уроке, создать условия для соотнесения их с жизненным опытом детей) |
Предлагает собрать пословицы и объяснит их значение Тема нашего урока очень важная, народ всегда был к ней неравнодушен и у него есть пословицы. Давайте их соберем и объясним. Работаем в группах. (См. Приложение 2) |
Собирают пословицы и объясняют их смысл |
Развитие УУД (познавательных, коммуникативных умений работать с текстом) Умение строить устное высказывание, взаимодействовать в малой группе, понимать текст |
Наблюдение |
Умеют работать в малой группе, работают с пословицами |
Игра «Сундучок» Предлагает обсудить тему урока, играя в игру Ученик, или по желанию пара учеников, выходят, вытягивают из сундучка вопрос и отвечают на него (см. Приложение 3) |
Принимают участие в игре, актуализируют свои представления по теме урока, соотносят со своим жизненным опытом |
Развитие УУД (личностные) Ориентация на моральные нормы и их выполнение |
Наблюдение |
Учащиеся имеют представления об моральных нормах, ориентированы на их выполнение |
|
Практическая работа (создать условия для формирования умения выбирать способ извинения) |
Предлагаю вам вспомнить, какие слова употребляют, если нужно извиниться У вас на столах лежат карточки с описание трех ситуаций рядом варианты извинений. Соотнесите, как нужно извиниться в каждом случает. Обоснуйте свой ответ (см. Приложение 4) |
Называют слова (извините, простите, извините, пожалуйста, я так больше не буду, такое больше не повторится и т.д. Читают описание ситуаций и примеры извинений, выбирают на из взгляд правильные, доказывают свое мнение |
Развитие УУД (личностных) Ориентация на моральные нормы и их выполнение |
Наблюдение |
Умеют выбирать нужное извинение, исходя из ситуации |
Проверка изученного материала (определить уровень достижения целей урока) |
Предлагает учащимся выполнить тест, чтобы понять, как они поняли тему урока, организует проверку (См. Приложение 5) У меня приготовлен небольшой тест по теме нашего урока, предлагаю выполнить его Давайте проверим, правильные ответы вы видите на экране, проверьте. Оценим результаты по шкале Предлагайте, как она будет называться |
Выполняют тест, проверяют по образцу, оценивают результаты своей работы, предлагают критерии для оценивания |
Развитие УУД (регулятивных) Умение проверять результаты по образцу, оценивать, определяя критерии (личностных) Умение отвечать на вопросы, опираясь на общечеловеческие ценности |
Самоконтроль |
Отвечают на вопросы по теме урока, исходя их нравственных ценностей Проверяют по образцу работу, оценивают, определяя критерий для оценивания |
Рефлексия |
Предлагает вернуться к теме урока и поставить слова темы в нужном порядке, добавить еще слово, которого не хватает Чем был полезен вам сегодняшний урок Что вы расскажете об этом уроке дома? |
Переставляют слова по порядку, добавляют слово – извинение, раскаяние |
Развитие УУД (регулятивных) Умение проводить рефлексию |
Наблюдение |
Проводят рефлексию по теме урока |
Приложение 1. Тексты для работы в группе
Стыд присущ только людям. Это способность сопоставлять свои поступки и мысли в соответствии с нормами общепринятой морали и собственной совести. Это чувство смущения от осознания совершенного проступка или попадания в унизительную ситуацию. В словаре можно найти такое определение: «Стыд – чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, которые противоречат нормам морали, или унижающих достоинство личности».
Синонимами слова «стыд» являются такие слова, как бесчестье, застенчивость, замешательство, неловкость, позор. Чувство стыдливости можно испытывать из-за совершенных поступков, из-за сказанных слов, из-за нетипичной внешности. Так же стыд может вызвать поведение других людей, чаще всего близких.
ВИНА – противоположность стыда. стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой. Стыд и вина формируют совесть человека. Если эти чувства не развиты, человек бессовестный. Ребята, чувства вины – очень тяжёлое переживание, иногда не даёт спокойно жить человеку. Преодоление чувства вины приходит с раскаянием, т.е. с сожалением о происшедшим
Чтобы избавиться от чувства вины, нужно извиниться. Это сделать непросто. Извинение – основание для оправдания. Кто просит извинение, это не признак слабости, унижения, а наоборот, это признак сильного человека, способного совершить поступок и восстановить добрые отношения
Раскаяние - это болезненное осознание совершенной ошибки, соединенное с желанием избежать подобного в дальнейшем и по мере возможности исправить содеянное.
Прощение – это отпущение вины, освобождение от кары, обязанности, примирение сердцем (в. Даль). Прощение – общеславянское простить буквально - «освободить».
Приложение 2. «Собери пословицы»
Жили, жили, |
хоть голову снесть |
За совесть да за честь |
и при большом уме не проживешь. |
Не смерть страшна |
а стыда не нажили. |
Без совести и |
стыд страшен |
Приложение 3. Игра «Сундучок»
Доводилось ли вам просить прощения?
Почему люди просят прощения друг у друга?
Просить прощения – это хорошо или плохо?
Просить прощения – стыдно?
Что чувствует человек, которого простили?
Что значит выражение “заслужить прощение”?
Надо ли прощать тех, кто просит у вас прощения?
Тебя нечаянно обидели, но раскаялись и просят прощения. Ты простишь?
Обязательно ли нужно плакать, когда просишь прощения?
Мальчик все время обижал девочку, а потом сразу просил у нее прощения. Он поступал хорошо?
Если ты попросил прощения – значит ли это, что ты искупил свою вину?
Как нужно просить прощения?
Легко ли просить прощения?
Зачем человеку нужно, чтобы его простили?
Нужно ли стыдиться того, что у тебя нет таких дорогих игрушек, как у других детей?
Можно ли стыдиться нехорошего поведения других людей?
Почему нам бывает стыдно?
Стыдиться – хорошо или плохо?
Ты стыдишься, если не умеешь чего-то сделать?
Что значит искупить свою вину?
Как можно искупить свою вину?
Приложение 4. «Как правильно извиниться»
Ты в автобусе нечаянно наступил на ногу пассажира |
Мама, извини. Я поступил очень плохо, я не подумал, как ты расстроишься, я больше так не буду делать |
На уроке Света разговаривала с Таней, из за чего та получила замечание от учителя. |
Извините! |
Чтобы не ходить на контрольную работу, Саша притворился больным. Мама испугалась и вызвала врача. Вскоре все стало известно и мама поняла, что сын ее обманул |
Извини, я не подумала о результатах. |
Приложение 5.
Отметь правильные на твой взгляд ответы.
Что значит прощать других людей?
Это значит не держать обиды на другого человека, понять его
Это значит помогать друзьям по учёбе
Это значит уметь правильно наказывать людей за их проступки
Верны все варианты
Что может вызвать у человека чувство стыда?
Ссора
Верны все варианты
Обман
Невыполненное обещание
Чтобы избавиться от чувства вины, надо:
Почитать интересную книгу
Забыть о плохом поступке
Найти нового друга
Извиниться перед тем, кого обидел
Если человек прощает других, то:
Этот человек просто глупый
Он заслуживает наказания
Его тоже будут прощать
Этот человек слабый и беспомощный
Какие из приведённых ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда?
Хорошо подготовиться к уроку
Помочь отстающему ученику
Обмануть родителей
Обидеть младшего
Затеять ссору
Простить обидчика