Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"» (4 класс)
Мастер – класс
«Применение активных методов обучения на уроках ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики»».
Цель:
осмыслить необходимость применения активных методов обучения на уроках ОРКСЭ в 4 классе.
1. Показать особенности уроков ОРКСЭ.
2. Приобрести практический опыт использования некоторых приёмов и методов на уроках ОРКСЭ
3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Оборудование: шары, ёлочка, игрушки, краски, цветные карандаши.
План.
I. Организационный этап.
Приветствие гостей.
Знакомство с планом работы.
Представление педагога.
II. Основная часть.
1. Презентация педагогического опыта учителя.
Краткое описание основных идей технологии
Теоретическое обоснование проблемы мастер – класса.
Результативность работы.
III. Имитационная игра со взрослыми
IV. Рефлексия
V. Подведение итогов.
Ход работы.
1. Организационный этап.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Чтобы наше мероприятие сегодня прошло плодотворно и нам с вами было легче общаться, давайте познакомимся. Расскажут немного обо мне мои ученики. (Представление педагога)
Давайте начнём наш мастер-класс с упражнения
«Поздоровайся локтями». Дети, а в данном случае вы, уважаемые коллеги, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать своё имя , сказать доброе слово соседу. Такая забавная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Можно использовать приём
«Поздоровайся глазами» или « Поздоровайся носами».
Мы с вами познакомились, получили от этого много положительных эмоций.
Надеюсь на помощь и сотрудничество, приглашаю к совместной работе.
II. Основная часть
1) Рефлексия « Ёлочка ожиданий»
Когда мы приходим на мастер-класс или какое-то другое мероприятие, всегда хотим узнать что-то новое, интересное. Поэтому я прошу вас написать свои ожидания, чего вы ждёте от сегодняшней встречи. А сделаете это на красивых ёлочных игрушках, которые лежат на ваших столах.
Предполагаемые ожидания.
1. Познакомиться с опытом других учителей.
2. Узнать новое
3. Увидеть интересные методические приёмы.
4. Пообщаться с коллегами.
5. Приятно провести время.
6. Обменяться опытом.
7. Приобрести методические разработки.
8. Другое
Сегодня я с вами поделюсь опытом из своей практики , расскажу, какие методы использую , которые способствуют эффективной работе учащихся.
2) Презентация опыта работы учителя.
На слайдах предлагаются картинки: учебники по ОРКСЭ
- Как вы думаете, что общего между этими изображениями? Назовите ключевое слово (ОРКСЭ).
Все взрослые участники образовательного процесса – педагоги, родители понимают, что курс ОРКСЭ является требованием времени, что принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Но передо мной встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить сотрудничество со школьниками в процессе изучения культурологического курса.
Я поняла, что нужно отходить от стандартного урока, внести что – то новое, что могло привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Я пришла к выводу, что прямой путь к развитию познавательного интереса у учеников, это необычная форма обучения. Я выхожу за рамки школьных помещений. Это - улица, парки, музеи, сельский клуб, библиотека. путешествие, экскурсия, ролевая игра, дискуссия, много двигательной активности. Это сотрудничество с коллегами, общественными организациями. Наиболее конструктивным решением, на мой взгляд, является создание таких психолого – педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее в полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное « я». На мой взгляд, этому может способствовать только применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных методов обучения.
Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Следующая веская причина, по которой важно использование активных методов обучения, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний бесконечен. Посредством данного курса мы должны научить обучающихся отбирать информацию, критически её переосмысливать, другими словами формировать и развивать критическое мышление.
Для создания атмосферы раскрепощенного общения на занятии служит обычный микрофон ( им у нас служит обычная ручка), которая иногда просто передаётся.
Прижился и такой приём: ребята выступают в роли журналистов, которые берут интервью по обсуждаемой проблеме.
Я обратила внимание, что детям больше нравится что – то делать своими руками. И поэтому с большим успехом применяю на занятиях метод « Творческая мастерская» И одной из форм защиты творческой работы стало «Афиширование» - вывешивание « произведений» - работ учеников (текстов, рисунков, схем, кластеров) в классе и ознакомление с ними.
Когда работали над темой « Дружба» ученики создали коллаж « Дерево дружбы»
В итоге выросло дерево дружбы, где каждый рассказывал о своём друге, почему он дружит с этим человеком, что даёт ему эта дружба, интересные случаи.
Так, по теме «Семейные традиции» по кирпичикам строили крепкую и дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся? ( любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь). Закрыли крышей ( это защита) и через трубу выгоняли всё то, что может её разрушить.
Дети ответственно относятся к творческим работам, многим помогают родители, но помощь взрослых и предполагалась. Дети обращаются за помощью к родным и близким, они общаются, листают семейные альбомы, перебирают старые фотографии, а может благодарности, грамоты, которые получили за свой нелегкий труд, делятся воспоминаниями о своей жизни, сочиняют стихи, готовят презентации.
Мои ученики делятся своими впечатлениями о более тесном общении с родными. При составлении родословной, здесь не только подключают родителей, но и бабушек, и даже прабабушек.
В апреле 2013 года проводила открытый урок по теме «Праздники народов России. Пасха. Рамадан - байрам».
Дети познакомились с историей праздников, подготовили стихи, была проведена большая подготовительная работа: на уроке музыки выучили русскую народную песню « На горе – то калина», научились играть на ложках и трещотках , водили хоровод; на уроках изобразительного искусства и технологии рисовали пасхальные открытки, расписывали пасхальные яйца; на уроках физической культуры разучили народные игры, в которые играли дети на Пасху. На занятии дети выступали с защитой своих проектов И пришли к выводу, что православные и мусульмане держат пост, поминают усопших, помогают малоимущим, дата празднования Пасхи и Рамадан - байрам подвижная, основаны эти религиозные праздники на чистых и светлых порывах души. Эти праздники формируют уважение к старшим, сострадание, доброту.
По темам « Этикет» я создала презентацию, в основу легли тесты Владимира Николаевича Суслова. Презентация содержит немного теории и практическую часть: тесты – правила поведения в театре, в православном храме, в мечети, этикет приёма гостей. Слайды содержат дополнительную информацию о правилах поведения в церкви, в мечети. Уважительное отношение к верующим – одно из главных качеств воспитанного человека. Подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и, приходя в церковь, верующие помнят, к кому они приходят и кто взирает на них. Посещение театра называют праздником души. Чтобы не омрачить его ни себе, ни другим, следует соблюдать некоторые правила.
В каждом тесте 5 вопросов. Проверку организую с помощью триггеров и ключа к тесту. Это помогает ученикам объективно оценивать свои действия, увидеть ошибки. Так как на этом предмете практикуется безотметочное обучение, но знания оцениваются, я использую приёмы стимулирования: аплодисменты, облако шаров, торт, букет цветов. Каждый из вас получит в подарок эту презентацию. Я покажу вам, как ей пользоваться.
Ежегодно проводим с работниками СДК обрядовые праздники, один из них – это широкая Масленица.. В быту всегда считалось, что, человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Панорама фрагментов занятий.
Я сегодня рассказала много приёмов, а сейчас попытаюсь продемонстрировать насколько приёмов. Вашему вниманию предлагаю фрагмент сотрудничества с талантливыми людьми, которыми являются наши работники сельского клуба.
Ансамбль народных инструментов « Бубенцы»
Игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, внимание, воображение, оздоровление.
На занятии на тему «Добро и зло», использовала игру «Свеча», описанная А. И. Шемшуриной, которая стимулировала нравственное развитие младших школьников.
Для создание климата доброжелательных отношений провожу игру «Ручеёк»
Дети встают парами, взявшись за руки. По очереди через ручеек проходят ученики. Последняя пара проходит через ручеек, и каждый ребёнок выбирает себе нового партнёра, при этом говоря ему добрые слова.
- Вы видите, что доброе слово поднимает настроение, поддерживает, радует. Не скупитесь на добрые слова. И помните о том, как бывает больно слышать злые слова. Не даром говорят, что доброе слово – лечит, а злое – …? (калечит).
В этической игре присутствуют стимулы одобрения, положительной перспективы, позитивной нравственной оценки, которые играют важную роль в укреплении чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости и ценности каждого ребёнка в коллективе, его уважении, принятии таким, каков он есть. Это важно для любого человека и тем более для школьника.
Такие занятии дают и детям, и взрослым положительные эмоции, заряд бодрости и хорошего настроения, уверенность в завтрашнем дне, способствуют формированию у моих воспитанников общечеловеческих ценностей: гражданственности, уважения к старшим, милосердия.
То, что вы сегодня увидели, это только небольшая часть работы, которую я провожу в этом направлении. Преподавание этого предмета неограниченно рамками занятий. Несколько слов скажу о внеурочной деятельности. Мои детки с удовольствием посещают кружки «Бубенцы», ансамбль « Анютины глазки» , « Сценическое мастерство» Мы принимаем участие во всех школьных мероприятиях: Праздники , посвященные Дню матери, Дню Победы, малые Олимпийские игры и др. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности. Включение родителей - это необходимое условие и результат создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.
III. Имитационная игра со взрослыми.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть, согласны? Наше путешествие невозможно без волшебных превращений. Сейчас я махну волшебной кисточкой, и вы превратитесь в жителей разных стран на этой планете.
а) Звучит фонограмма к песне « Маленькая страна». Возьмите шары.
Послушайте сказку.
На одной планете, у которой не было названия, было всего четыре страны: Синяя, Желтая страна, Красная и Зелёная страна. В Синей стране было всё синего цвета: синие дома, синие цветы, деревья, тротуары. И даже люди были синего цвета. В Жёлтой стране всё было желтого цвета: небо, дороги, луга и поля. В Красной стране всё было красного цвета, даже крокодилы. В Зелёной стране , как вы уже догадались, всё было зелёным.
Дети в этих странах рождались цветными, но и они, и их мамы, папы, дедушки и бабушки очень любили свою страну, а значит, любили цвет своей кожи.
На лозунгах, плакатах каждой страны было написано: « Жёлтый цвет – самый лучший!», « Ура зелёному цвету!», « Красный цвет - самый главный!», « Да здравствует синий цвет!» В каждой стране жители говорили только о своём цвете и прославляли его в песнях. Жили так страны довольно долго. Границы стран категорически запрещалось нарушать. Однажды одному смелому мальчику очень захотелось знать, как живут люди в других странах, какие песни поют, в какие игры играют. Нам ведь тоже интересно знать, как живут жители цветных стран? Давайте заглянем в каждую страну и посмотрим, чем занимаются дети. С помощью мимики и жестов одни ученики показывают, чем занимаются жители их страны, а другие отгадывают.
Были ли одинаковые действия у жителей цветных стран? Какие? Смелый мальчик задумался: « Может быть, мы не такие уж и разные?» Он решил проверить своё предположение. Давайте мы тоже проверим это в ходе игры « Встаньте те, кто…»
- Встаньте те, кто сегодня умывался,
- Встаньте те, кто сегодня завтракал.
- Встаньте те, кто сегодня в юбке.
- Встаньте те, у кого сегодня хорошее настроение.
Оказывается у нас много общего. Мальчик стал присматриваться к жителям разноцветных стран. Давайте и мы присмотримся друг к другу.
У всех есть голова, руки, ноги, только другого цвета. Так же смеялись ( если было смешно), так же плакали ( если было грустно). Мальчику было всё равно, какого они цвета. Главное - с ними можно играть, петь, танцевать. Дети решили подружиться с жителями соседних стран и подарить каждой стране чуть - чуть своего цвета. Давайте мы тоже обменяемся шариками. Когда цвета перемешались, то все увидели, какой разноцветной и красивой стала их планета, а помогла им в этом дружба.
С тех пор планета стала называться планетой друзей и жители стран стали очень дружны. Давайте возьмемся за ручки и образуем хоровод. Песня « Давайте дружить»
Я надеюсь, между учениками нашего класса будет всегда взаимопонимание , и мы будем дружить друг с другом.
Б) Все используемые активные методы обучения можно разделить на три группы: методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока, в процессе его проведения и рефлексии. Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Динамично помогают начать урок такие методы как, « Улыбнёмся друг другу», «Поздоровайся локтями» или « Поздоровайся носами».
Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.
Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по
этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.
Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция.
Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками
является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Маркировочная таблица ЗУХ
Знаю |
Узнал |
Хочу узнать |
|
|
|
В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Если позволяет время, таблица заполняется прямо на занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном занятии записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
Метод «Автобусная остановка»
5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
- Прикрепите зановесочки на окно. ( Я читаю)
- Вот результат нашей работы. Продукт нашей работы.
IV. Рефлексия.
Давайте вспомним о наших замечательных игрушках, на которых вы, уважаемые коллеги записывали свои ожидания. Если оправдались ваши ожидания вы украшаете ёлочку.
Кто недостаточно получил сведения, кто остался в сомнениях , тот сделает сугроб из ёлочных игрушек.
Литература:
Величко О. Ю. Роль нравственно – ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников // Начальная школа. 2008. №8.
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
Образцова Т. Н. Психологические игры для детей. М., 2005.
Пичугин С.С. Реализация учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» // Начальное образование. 2014. №1.
Суслов В. Н. Этикет .Учусь правилам поведения. Ростов н/Д: Легион, 2012.
Филиппова Ю. В. Общение детей 7 -10 лет. Ярославль, 2002.
Шемшурина А. И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1 – 4 классов.
М. : Лика, 2006.