Урок ОРКСЭ по модулю «Светская этика» на тему «Милосердие» (4 класс)

6
2
Материал опубликован 20 August 2021 в группе

Пояснительная записка

Урок ОРКСЭ по модулю «Светская Этика» - «Милосердие – закон жизни» направлен на создание условий для формирования у учащихся представлений о милосердии, как о важной человеческой добродетели.

Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4

Раздел: «Нравственные истины»

Тип урока : ОНЗ

Цель урока:  создать условия для формирования у учащихся представлений о милосердии как об одной из важных добродетелей в жизни человека.

Задачи урока :

1организовать деятельность учащихся по изучению понятия «милосердие», «сострадание». «жалость» , «благотворительность»

2.подвести учащихся к осознанию важности проявления милосердия, сочувствия, сострадания к тем, кто в этом нуждается;

3. содействовать развитию умения определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие ценности, оценивать свои и чужие поступки с точки зрения морали, делать выбор;

4. способствовать формированию умения поступать милосердно.

Формы организации деятельности детей; фронтальная, групповая, парная

Оборудование и инвентарь, материально-техническое обеспечение : мультимедийный проектор, компьютер, толковые словари русского языка С.И. Ожегова, Ушакова, ножницы, цветная бумага, клей для изготовления панно «Твори Добро».

Планируемые результаты:

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные: регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации; коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими; предметные: получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.


Опыт проведения (где и когда реализовывались, апробировались мероприятия, сколько было участников, их категория, результат)

Урок проводится в МБОУ СОШ №107 в 4х классах, категория – дети 9-10 лет.

У обучающихся был опыт участия и проведения в благотворительных акциях школы и класса.



2 Методическая разработка урока Милосердие
PPTX / 1.81 Мб

/data/files/g1629462017.pptx (2 Методическая разработка урока Милосердие)Методическая разработка урока «Милосердие – закон жизни»





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент, мотивация к деятельности


Здравствуйте, ребята ! Сегодня мы вновь встречаемся на очередном занятии и думаю этот урок принесёт нам радость общения , новые открытия и сделает нас более благородными и добрыми. Начнём наше занятие с двух очень разных текстов -великого русского писателя Ф. М. Достоевского, который выразил свою мысль так:: «Жалость – драгоценность наша… Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетённых, тогда ему же самому станет плохо: оно зачерствеет, засохнет.» И стихотворения Ирины Буслаевой : «Добротой не гордятся, словно списком заслуг. Доброта – не богатство, а спасательный круг. Доброта ходит тихо, ни о чём не крича… Она с теми, где лихо, там, где гаснет свеча. Она там, где устало чье-то сердце болит. Чья-то вера пропала, а надежда скорбит… Доброта – не реклама, дивидендов не ждет, Она просто, как мама… и придет и спасет. Руку нежно положит и заглянет в глаза.И подняться поможет и минует гроза!»


Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия исходя из двух этих литературных фрагментов, Верно! Молодцы!












































Жалость к людям, доброта и сострадание, милосердие.


А какие слова являются синонимами слова «милосердный»?

 Милостивый, добродушный, чувствительный, участливый, сострадательный, благодушный, благосклонный, снисходительный,

добрый, гуманный, человечный, великодушный, благородный



Рассмотрите картины , которые предложены вам на слайде. Как вы думаете, что это за женщины?

Это сёстры Милосердия


Обратите внимание это не просто медсестра, в 18 веке в России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сестрами Милосердия.

На сегодняшнем уроке мы дадим с вами ответы на очень важные вопросы – кто нуждается в милосердии? Можно ли научиться быть милосердным?

И теперь вы можете помочь мне определить цель нашего урока

Сообщение обучающегося о первой сестре Милосердия









ОТВЕТ: цель нашего урока узнать роль милосердия в жизни человека.


Как всегда мы сегодня выбираем экспертов на уроке. Кто у нас сегодня эксперты?

Выбираются 2 пары обучающихся они будут работать с энциклопедиями , учебником, книгами.

Выявление места и причины затруднения


В начале урока вы услышали из текста Ф Достоевского слово «жалость» . Посмотрите на слайд. Какие чувства у вас вызывает человек на картине? Жалость унижает человека и всё живое.




Скажите , хотел ли кто-нибудь из вас чтобы к вам проявляли только жалость?


А как превратить слово «жалость» по отношению к этому несчастному животному в слово «милосердие»?



Верно!

Ответ: Кошку очень жалко, она очень грязная и мокрая , скорее всего она бездомная и выброшенная каким-то бессердечным хозяином.




Нет, не хотели бы, жалость унижает и оскорбляет всё живое.


Ответ: Кошку не нужно только жалеть и говорить, как ей холодно и одиноко, нужно сделать этому животному что-нибудь хорошее. Например : накормить, найти ему хозяина, приютить.


Тогда подумайте, похожи ли слова «жалость» и «милосердие»?

Вопрос вызвал у вас затруднения. Конечно, очень трудно развести эти понятия отдельно. Мы проявляем милосердие к людям и животным которых жалеем. Но, возможно есть какие – то другие, более действенные чувства, чем просто чувство жалости. И эти чувства называются – активное добро или милосердие.

Ответ: наверно, эти слова очень близки по смыслу , но сложно сказать похожи ли они. .

Выход из затруднения

Давайте обратимся к нашим экспертам, они уже приготовили нам разъяснения слов «милосердие». Как в нашем учебнике объяснено это понятие? В словарях Даля и Ожегова?

Заслушиваем ответы экспертов.

В. Даль: "Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость"

Учебник: "Милосердие – не обижающая человека помощь, внимание к его положению, искреннее стремление вместе решить проблему "

С.И. Ожегов: "Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия"



Любое слово может притянуть к себе еще слова , как магниты, и у Ожегова и Даля эксперты тоже нашли такие слова магниты. Какие это слова?

А как вы думаете, что общего у этих слов?

Сострадание, сочувствие, сопереживание




Частица «СО»


Эти чувства отличаются от чувства жалости . Так что же отличает милосердие от жалости?







Верно, Д. Лондон писал: "Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее".

Разница в степени участия, в сути намерений и действий. Помощь (проявление милосердия) требует включенности в проблему человека, в слове «жалость» нет частицы -СО



ФИЗМИНУТКА

( рисуем в воздухе виртуальные сердечки и передаем друг другу) У кого же самое большое доброе сердце?



А сейчас давайте вспомним в каких акциях милосердия принимали участие вы сами или участвовали вместе со школой?

«Помоги пойти учиться!», « Каждой пичужке – свою кормушку», «Дай лапу, друг» (помощь приюту бездомных собак и кошек). Акция «Зажги синим» ( в помощь детям страдающим аутизмом), Акция благотворительности Дому Ребёнка №4


Вы проявили сколько сочувствия и сопереживания , участвуя в этих акциях. Молодцы!

Есть также благотворительные фонды в России «Подари жизнь" актрисы Ч.Хаматовой, "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой.  Благотворительные акции проводятся на телевидении – Отправляя слово «Добро» смс сообщением каждый помочь тяжелобольным детям. В чём же выражается «благотворительность»?
Абсолютно верно! В этом и есть цель БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ




Л.Н. Толстой утверждал, что милосердие начинается дома. Он говорил, что если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то едва ли есть милосердие". Что он хотел сказать этими словами?Верно,









Как вы можете проявить милосердие к ним?  



Вернемся к теме урока "Милосердие – закон …. ". Как бы вы теперь ее продолжили и почему?  
















ОТВЕТ: главное в благотворительных акциях – сделать добро бескорыстно, от чистого сердца, безвозмездно!



ОТВЕТ: Одна из заповедей христианства гласит: "Возлюби ближнего своего". Ближнего – значит того, кто близко, кто в данный момент нуждается в твоем сочувствии, помощи. Чаще всего – это наши родные, друзья, одноклассники, соседи, животные.


Ответ: быть чутким, внимательным, делать добрые дела


Ответ: милосердие это закон по которому должен жить каждый человек, значит это закон всей жизни человека

Рефлексия

























Сейчас мы с вами начнем создавать панно « Твори добро». Каждый из вас принёс фото или сообщения о сделанном вами добром деле. На большом ватмане мы создадим с вами панно, где разместим все ваши работы. Это панно покажет наши милосердные дела , символы доброго дела.

Дети под песню группы «Непоседы» «Твори добро» размещают свои фото и сообщения на листе ватмана, закрепляют в холле на первом этаже под лозунгом «Твори добро!»



Заключительная часть урока


Разговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь. И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. Спасибо за урок!








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Анатольевна, рекомендуется указать ссылки источников, использованных при создании материала (содержание, иллюстрации).

20 August 2021

Согласна с предыдущим комментарием!

20 August 2021