Урок ОРКСЭ по модулю «Светская этика» на тему «Милосердие» (4 класс)
Пояснительная записка
Урок ОРКСЭ по модулю «Светская Этика» - «Милосердие – закон жизни» направлен на создание условий для формирования у учащихся представлений о милосердии, как о важной человеческой добродетели.
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4
Раздел: «Нравственные истины»
Тип урока : ОНЗ
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о милосердии как об одной из важных добродетелей в жизни человека.
Задачи урока :
1организовать деятельность учащихся по изучению понятия «милосердие», «сострадание». «жалость» , «благотворительность»
2.подвести учащихся к осознанию важности проявления милосердия, сочувствия, сострадания к тем, кто в этом нуждается;
3. содействовать развитию умения определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие ценности, оценивать свои и чужие поступки с точки зрения морали, делать выбор;
4. способствовать формированию умения поступать милосердно.
Формы организации деятельности детей; фронтальная, групповая, парная
Оборудование и инвентарь, материально-техническое обеспечение : мультимедийный проектор, компьютер, толковые словари русского языка С.И. Ожегова, Ушакова, ножницы, цветная бумага, клей для изготовления панно «Твори Добро».
Планируемые результаты:
Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
Метапредметные: регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации; коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими; предметные: получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Опыт проведения (где и когда реализовывались, апробировались мероприятия, сколько было участников, их категория, результат)
Урок проводится в МБОУ СОШ №107 в 4х классах, категория – дети 9-10 лет.
У обучающихся был опыт участия и проведения в благотворительных акциях школы и класса.
2 Методическая разработка урока Милосердие
PPTX / 1.81 Мб
/data/files/g1629462017.pptx (2 Методическая разработка урока Милосердие)Методическая разработка урока «Милосердие – закон жизни»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент, мотивация к деятельности | Здравствуйте, ребята ! Сегодня мы вновь встречаемся на очередном занятии и думаю этот урок принесёт нам радость общения , новые открытия и сделает нас более благородными и добрыми. Начнём наше занятие с двух очень разных текстов -великого русского писателя Ф. М. Достоевского, который выразил свою мысль так:: «Жалость – драгоценность наша… Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетённых, тогда ему же самому станет плохо: оно зачерствеет, засохнет.» И стихотворения Ирины Буслаевой : «Добротой не гордятся, словно списком заслуг. Доброта – не богатство, а спасательный круг. Доброта ходит тихо, ни о чём не крича… Она с теми, где лихо, там, где гаснет свеча. Она там, где устало чье-то сердце болит. Чья-то вера пропала, а надежда скорбит… Доброта – не реклама, дивидендов не ждет, Она просто, как мама… и придет и спасет. Руку нежно положит и заглянет в глаза.И подняться поможет и минует гроза!» Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия исходя из двух этих литературных фрагментов, Верно! Молодцы! | Жалость к людям, доброта и сострадание, милосердие. |
| А какие слова являются синонимами слова «милосердный»? | Милостивый, добродушный, чувствительный, участливый, сострадательный, благодушный, благосклонный, снисходительный, добрый, гуманный, человечный, великодушный, благородный |
| Рассмотрите картины , которые предложены вам на слайде. Как вы думаете, что это за женщины? | Это сёстры Милосердия |
| Обратите внимание это не просто медсестра, в 18 веке в России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сестрами Милосердия. И теперь вы можете помочь мне определить цель нашего урока | Сообщение обучающегося о первой сестре Милосердия ОТВЕТ: цель нашего урока узнать роль милосердия в жизни человека. |
| Как всегда мы сегодня выбираем экспертов на уроке. Кто у нас сегодня эксперты? | Выбираются 2 пары обучающихся они будут работать с энциклопедиями , учебником, книгами. |
Выявление места и причины затруднения | В начале урока вы услышали из текста Ф Достоевского слово «жалость» . Посмотрите на слайд. Какие чувства у вас вызывает человек на картине? Жалость унижает человека и всё живое. Скажите , хотел ли кто-нибудь из вас чтобы к вам проявляли только жалость? А как превратить слово «жалость» по отношению к этому несчастному животному в слово «милосердие»? Верно! | Ответ: Кошку очень жалко, она очень грязная и мокрая , скорее всего она бездомная и выброшенная каким-то бессердечным хозяином. Нет, не хотели бы, жалость унижает и оскорбляет всё живое. Ответ: Кошку не нужно только жалеть и говорить, как ей холодно и одиноко, нужно сделать этому животному что-нибудь хорошее. Например : накормить, найти ему хозяина, приютить. |
| Тогда подумайте, похожи ли слова «жалость» и «милосердие»? Вопрос вызвал у вас затруднения. Конечно, очень трудно развести эти понятия отдельно. Мы проявляем милосердие к людям и животным которых жалеем. Но, возможно есть какие – то другие, более действенные чувства, чем просто чувство жалости. И эти чувства называются – активное добро или милосердие. | Ответ: наверно, эти слова очень близки по смыслу , но сложно сказать похожи ли они. . |
Выход из затруднения | Давайте обратимся к нашим экспертам, они уже приготовили нам разъяснения слов «милосердие». Как в нашем учебнике объяснено это понятие? В словарях Даля и Ожегова? | Заслушиваем ответы экспертов. В. Даль: "Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость" |
| Любое слово может притянуть к себе еще слова , как магниты, и у Ожегова и Даля эксперты тоже нашли такие слова магниты. Какие это слова? А как вы думаете, что общего у этих слов? | Сострадание, сочувствие, сопереживание Частица «СО» |
| Эти чувства отличаются от чувства жалости . Так что же отличает милосердие от жалости? Верно, Д. Лондон писал: "Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее". | Разница в степени участия, в сути намерений и действий. Помощь (проявление милосердия) требует включенности в проблему человека, в слове «жалость» нет частицы -СО |
| ФИЗМИНУТКА ( рисуем в воздухе виртуальные сердечки и передаем друг другу) У кого же самое большое доброе сердце? | |
| А сейчас давайте вспомним в каких акциях милосердия принимали участие вы сами или участвовали вместе со школой? | «Помоги пойти учиться!», « Каждой пичужке – свою кормушку», «Дай лапу, друг» (помощь приюту бездомных собак и кошек). Акция «Зажги синим» ( в помощь детям страдающим аутизмом), Акция благотворительности Дому Ребёнка №4 |
| Вы проявили сколько сочувствия и сопереживания , участвуя в этих акциях. Молодцы! Есть также благотворительные фонды в России «Подари жизнь" актрисы Ч.Хаматовой, "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой. Благотворительные акции проводятся на телевидении – Отправляя слово «Добро» смс сообщением каждый помочь тяжелобольным детям. В чём же выражается «благотворительность»? Л.Н. Толстой утверждал, что милосердие начинается дома. Он говорил, что если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то едва ли есть милосердие". – Что он хотел сказать этими словами? – Верно,
Как вы можете проявить милосердие к ним?
Вернемся к теме урока "Милосердие – закон …. ". Как бы вы теперь ее продолжили и почему? | ОТВЕТ: главное в благотворительных акциях – сделать добро бескорыстно, от чистого сердца, безвозмездно! ОТВЕТ: Одна из заповедей христианства гласит: "Возлюби ближнего своего". Ближнего – значит того, кто близко, кто в данный момент нуждается в твоем сочувствии, помощи. Чаще всего – это наши родные, друзья, одноклассники, соседи, животные. Ответ: быть чутким, внимательным, делать добрые дела Ответ: милосердие это закон по которому должен жить каждый человек, значит это закон всей жизни человека |
Рефлексия | Сейчас мы с вами начнем создавать панно « Твори добро». Каждый из вас принёс фото или сообщения о сделанном вами добром деле. На большом ватмане мы создадим с вами панно, где разместим все ваши работы. Это панно покажет наши милосердные дела , символы доброго дела. | Дети под песню группы «Непоседы» «Твори добро» размещают свои фото и сообщения на листе ватмана, закрепляют в холле на первом этаже под лозунгом «Твори добро!» |
Заключительная часть урока | Разговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь. И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. Спасибо за урок! | |
Калягина Ирина Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна