Технологическая карта урока ОРКСЭ, модуль Светская этика, тема «Род и семья – исток нравственных отношений»
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Род и семья ..."
DOCX / 2.9 Мб
Тема урока |
Место урока по теме |
||
Род и семья – исток нравственных отношений |
Первый урок в теме, в курсе урок № 18 |
||
Тип урока |
Формы, приемы, методы |
||
открытие новых знаний |
Формы организации: групповая, парная, фронтальная Прием прогнозирования, «Пятерочка» |
||
Цель урока |
Задачи урока |
||
Формирование у обучающихся представлений о семье как о важнейшей нравственной ценности, о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям. |
- познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная», с терминами ближайшего родства; - представить образ семьи, как великую нравственную ценность; - формировать умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта; - развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; - развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; - формировать положительное отношение к семейным ценностям; - развивать навыки доброжелательности, адекватной самооценки; - воспитывать толерантность, нравственный долг, ответственность детей перед родителями, представителями старшего поколения. |
||
Предполагаемый результат |
|||
Знать |
Уметь |
||
- что такое «семья», «род», «родословная», «фамилия» и т.д.; - не менее 3 семейных заповедей; - не менее 3 качеств добропорядочного семьянина; - как составлять свою родословную; |
- ориентироваться в этических нормах взаимоотношений в семье и степени родства; - формулировать свою точку зрения; - приводить в качестве аргументации своего мнения примеры из личного жизненного опыта и литературных произведений; |
||
УУД |
Педагогические технологии |
Оборудование |
|
- личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -коммуникативные УУД: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. |
Технология деятельностного подхода (организация целеполагания, рефлексии, оценки результатов) |
Описание игры «Пятерочка » http://tdbern16.ucoz.ru/load/organizacija_uchebnoj_dejatelnosti/uchebnaja_dejatelnost/igra_pjatjorochka/20-1-0-179 Видеоролик «Дети говорят о любви» https://www.youtube.com/watch?v=B61cw3P0b9I Фрагмент урока Работа с притчей «Корзину-то возьми..» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/fragment_uroka_po_teme_rod_i_semya_istok_nravs_104358.html Мультимедийная презентация |
Ход урока
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
/УУД |
Оценивание/формы контроля |
Результат |
||||
Целеполагание (создать условия для определения темы урока, задач урока) |
Создает ситуацию для целеполагания, задает вопросы, фиксирует тему урока и учебные задачи. Игра «Пятерочка» Ответьте на вопросы и определите тему урока. Просмотрите видео и скажите, о чем говорят дети? – соотнесите с темой нашего урока и уточните: о любви к кому и к чему мы будем говорить сегодня? Пользуясь словами-помощниками, попробуйте назвать цель нашего урока. |
Ученики предлагают варианты своих ответов, формулируют тему урока «Семья», корректируют ее после просмотра видеофильма, формулируют с помощью опорных слов (вспомним, поймем, научимся, научим других, будем рассуждать) учебные задачи урока. |
Формирование и развитие УУД (регулятивных) Умение определять тему урока, ставить с помощью учителя задачи урока |
Наблюдение, самоконтроль |
Умеют с помощью учителя определять тему урока, формулировать задачи урока |
||||
Работа с понятиями (сформировать представления о нравственных понятиях, их взаимосвязи) |
1. Организует и координирует работу обучающихся в группах с разными информационными источниками и понятиями по теме «Род и семья - исток нравственных отношений». - родной дом, родные люди, родная семья. А что же такое «род»? – давайте обратимся к информационным источникам и выясним значение этих слов. - подберите (в парах) однокоренные слова к слову «род». - кто может объяснить, что такое «родословная»? - посмотрите, как люди оформляют родословную своей семьи. - как вы думаете, что должно включать в себя родовое древо? Почему для людей важно знать своих предков? - существует много шаблонов по которым, с помощью родителей, вы можете сделать свою родословную. |
Работают с информационными источниками: со справочной литературой, с текстом учебника Отвечают на вопросы, зачитывают из словарей, рассматривают примеры родословных. |
Формирование и развитие УУД (коммуникативных, умений работать с текстом) Умение взаимодействовать в малой группе Умение строить устное высказывание Умение понимать текст |
Наблюдение |
Умеют взаимодействовать в малой группе, понимать текст, строить высказывание |
||||
Обобщение (расширять представления о нравственных понятиях, изучаемых на уроке, создать условия для соотнесения их с жизненным опытом детей) |
Организует работу с формулированием семейных заповедей С древних времен существовали заповеди семьи (на слайде) -Как вы считаете, современным людям следует соблюдать эти заповеди? Зачем? Работа с притчей «Корзину-то возьми…» Запись заповедей в «Книгу моей семьи» – выбери и запиши в «Книгу моей семьи» 3-5 наиболее важных на твой взгляд семейных заповедей. |
Принимают участие в обсуждении, актуализируют свои представления по теме урока, соотносят со своим жизненным опытом. |
Формирование и развитие УУД (коммуникативных, умений работать с текстом) Умение строить устное высказывание Умение понимать текст Умение прогнозировать событие или варианты следствий этого события |
Наблюдение, самоконтроль |
Умеют взаимодействовать в малой группе, понимать текст, строить высказывание |
||||
Практическая работа (создать условия для формулирования семейных заповедей) |
Предлагает в группах заполнить таблицу «Найди отличия»
- в каком доме ты хотел/а бы жить? Кто согласен с … Почему? Предлагает поочерёдно назвать отличия дома, где есть любовь, затем – признаки дома без любви. 3. Что надо сделать нам самим, чтобы любви в нашем доме прибавилось? |
1. Заполняют таблицу, называют общечеловеческие семейные ценности (такие как понимание, любовь, дружба, взаимопомощь, поддержка, сочувствие, уважение, трудолюбие, защита, забота) и их противоположные понятия. 2. Приходят к выводу, что все люди хотят жить в том доме, где в семье есть любовь. Обосновывают это мнение примерами из жизни или из литературных источников. 3. Называют поступки, действия, в которых выражается любовь и забота о близких и родных. |
Развитие УУД (познавательных, коммуникативных умений работать с текстом) Умение строить устное и письменное высказывание, взаимодействовать в малой группе, соотносить свое мнение и мнение группы, делать выводы и обобщения |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
Умеют работать в малой группе, работают с таблицей |
||||
Проверка изученного материала (определить уровень достижения целей урока) |
Предлагает подумать о том, как в словах дети могут рассказать о своей любви к родителям или другим членам семьи и написать об этом в «Книге моей семьи». - попробуйте написать родителям (или другим родственникам) доброе письмо с теплыми словами о вашей к ним любви. Дома подумайте, что на ваш взгляд нужно обязательно дописать в этом письме. |
В «Книге моей семьи» записывают слова-благодарности или обещания, пожелания, раскрывающие понимание значимости отношения между членами семьи, уважения и взаимопомощи. Возможно это письмо-благодарность родителям или другим членам семьи. |
Умение строить устное и письменное высказывание, взаимодействовать в малой группе, соотносить свое мнение и мнение группы, делать выводы и обобщения |
Самоконтроль |
Учащиеся имеют представления об моральных нормах, ориентированы на их выполнение |
||||
Рефлексия |
Предлагает вернуться к теме урока и учебным задачам. - вспомните цель урока. Что же вы поняли? Зачем нужна любовь в нашем доме? – Закончите фразу: «Любовь в нашем доме это…» - Чем был полезен вам сегодняшний урок? - Что вы расскажете об этом уроке дома? Домашнее задание: - если нужно закончить – завершите письмо для родителей и прочитайте им его; - попробуйте вместе с родителями составить свою родословную и оформите ее в «Книге моей семьи». |
Соотносят поставленные задачи урока и их выполнение. Делают вывод о главной цели урока (для чего семья, что в ней главное, как проявляется любовь в семье), делятся мыслями о том, что расскажут и покажут дома родителям. |
Развитие УУД (регулятивных) Умение проводить рефлексию |
Наблюдение |
Проводят рефлексию по теме урока |