Доклад «Использование авторского онлайн курса "В стране выученных уроков. Русский язык" при обучении учащихся начальной школы» (4 класс)
Использование авторского онлайн курса «В стране выученных уроков. Русский язык. 4 класс» при обучении учащихся начальной школы
Летуновская Светлана Александровна, учитель начальных классов высшей категории
Черкасова Ольга Валентиновна, учитель начальных классов высшей категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда»
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования: улучшение качества обучения, увеличение доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.
Лицей №9 имеет виртуальный образовательный портал. Педагоги лицея активно используют в формате смешанного обучения онлайн курсы по разным учебным предметам.
Учителями начальных классов Летуновской С.А. и Черкасовой О.В. был создан онлайн курс «В стране выученных уроков. Русский язык. 4 класс» http://do-liseum9.ru/course/view.php?id=54, который состоит из 13 модулей. Программа курса составлена на основе рабочей программы учебного предмета «Русский язык. 4 класс».
Цель курса: достижение предметных планируемых результатов освоения синтаксиса русского языка в 4 классе.
Дистанционный курс рассчитан на учащихся 4 класса, испытывающих трудности при изучении синтаксиса, желающих получить дополнительные знания о второстепенных членах предложения.
Система оценивания: в ходе изучения программы дистанционного курса, обучающиеся выполняют задания, тесты, итоговые задания, которые оцениваются по четырёхбальной шкале (отметка «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо, «5» - отлично). Программа курса считается освоенной, если учащийся выполнил все задания, итоговую контрольную работу только на «4» и «5».
У каждого обучающегося свой логин и пароль для входа на образовательный портал, имеется собственный электронный дневник.
Учебный материал представлен в виде web-страничек, учебных презентаций, видеороликов. Содержание учебного материала мотивирует учащихся к углублению знаний. Учащемуся предлагается ознакомиться с теоретическим материалом, поработать с тренажерами, выполнить различные задания, пройти тренировочные тесты, а затем – контрольные тесты и задания. Учащиеся получают не только отметку за выполненное задание, но и комментарий от учителя, имеют возможность переделать задание, если оно не является контрольным. Есть и возможность обмениваться сообщениями на курсе и с учителем, и с другими учащимися.
При формировании контента мы учитывали психологические и возрастные особенности учащихся начальной школы. Поэтому в основе курса лежит единая сюжетная линия - путешествие по Стране выученных уроков вместе с Витей Перестукиным из произведения Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков». Только теперь Витя исправился, взялся за ум, прилежно учится и предлагает учащимся постичь тайны раздела русского языка – Синтаксиса.
Использованные на онлайн курсе способы и методы познавательной деятельности, развивающие процесс мышления, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, позволяют формировать не только знания и умения по предметам, но и универсальные учебные действия: регулятивные - целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, саморегуляцию; общеучебные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; логические - анализ объектов в целях выделения признака, синтез и т.д. Т.о, работа с дистанционным курсом служит хорошей подготовкой к Всероссийским проверочным работам.
Формы работы с курсом, применяемые в формате смешанного обучения
Первый вариант – «Автономная группа».
Класс делится на две группы: одна группа занимается по традиционным учебным средствам, а другая группа занимается по традиционным учебным средствам, дополненным ресурсами онлайн курса, или работает с онлайн-ресурсами. Численный состав групп может меняться. Работать с курсом можно как в классе, так и дома. Повышается качество обучения за счет дополнительной самостоятельной работы с онлайн-ресурсами или индивидуальных онлайн и очных консультаций.
Второй вариант, так называемое «перевернутое обучение». Например, в качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельно изучить теоретический материал по определенной теме на онлайн курсе, а на уроке уже ведется работа по закреплению данной темы, формируются навыки. Это позволяет рационально использовать время урока, т.к. теперь все время урока отводится на уточнение знаний и не тратится на изложение материала учителем.
Третий вариант - «Ротация станций».
На уроке учащиеся делятся на две группы и распределяются по зонам:
- онлайн - работа (индивидуальная работа по инструкциям, размещенным на страницах курса);
- работа в группе и/или индивидуальная работа с учителем.
Затем происходит смена рабочих зон. Это позволяет оптимизировать учебную деятельность, увеличить интенсивность процесса усвоения материала, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся за счет учета уровня подготовки обучающихся и их индивидуальных особенностей.
Кроме того, все болеющие учащиеся имеют возможность самостоятельно изучать учебный материал, выполнять задания, через компьютерную сеть, получать консультации у педагога. При этом не теряется глубина погружения в новый материал. Учащиеся «не выпадают» из процесса обучения, им удается избежать пробелов в знаниях, спада успеваемости.
Использование онлайн курса в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Создавая курс мы, конечно, и не предполагали, что в скором времени учащиеся всей страны будут временно переведены на дистанционное обучение. В свете этих событий созданный онлайн курс был востребован на 100% и доказал свою продуктивность. Учителя, учащиеся и родители получили богатый опыт «обучения на расстоянии». Материалы и задания, размещенные на онлайн курсе, позволили детям качественно овладеть учебным материалом.