Статья «Использование мультисенсорного подхода при обучении английскому языку в начальной школе» (1–4 класс)

0
0
Материал опубликован 7 April 2019 в группе

Использование мультисенсорного подхода при обучении английскому языку

в начальной школе

(на примере УМК «Милли», авторы Азарова С.И. и др.)

Кайшева Ольга Валерьевна,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 10»

г. Можги Удмуртской Республики

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.

Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации.  Но такую личность невозможно формировать без знаний  о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

       Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми  знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие методы и приемы обучения, а также формы организации урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет новые требования к организации и содержанию обучения в школе. В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает:

ü  воспитание и развитие качеств личности;

ü  ориентацию на результаты образования;

ü  учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

ü  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

ü  обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Иными словами, обучение должно быть личностно-ориентированным.

         Современная языковая среда нуждается в прогрессивных средствах и методах обучения иностранному языку. Хотя сегодня на смену устаревших форм приходят мультимедийные средства, широко внедряется опыт по овладению компьютерными технологиями и Интернет - проектами, ведущим средством обучения иностранному языку на уроке остается учебник. Может ли учитель посредством учебника создать языковую среду на уроке иностранного языка? Какими методами нужно воспользоваться для создания атмосферы реального общения?

     Авторы современных учебно-методических комплектов предлагают все более эффективные методы по обучению иностранному языку. Так серия учебников «Millie», авторов Азаровой С.И. и др., основана на мультисенсорном подходе. Этот подход Ольга Валерьевна и взяла как основополагающий в обучении детей младшего школьного возраста.

       Мультисенсорный подход является одним из самых передовых методов обучения иностранному языку во всем мире. Понятие «мультисенсорный» состоит из двух слов: «мульти» от лат. multum –много, и «сенсорный» от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение.

      Подобно тому, как ребенок осваивает свой родной язык через трехканальную систему восприятия: «слышу, вижу, делаю», так и младший школьник, включая разные каналы, легче воспринимает и запоминает новый языковой материал.

Таким образом, мультисенсорное обучение направлено на реализацию следующих задач:

ü  Всеобъемлющее гармоничное развитие ребенка

ü  Повышение мотивации к изучению иностранного языка

ü  Развитие логического мышления

ü  Развитие мелкой моторики

ü  Развитие речи ребенка

ü  Развитие творческих способностей ребенка

      В основу мультисенсорного подхода была положена теория Multiple Intelligances, разработанная Ховардом Гарднером. Согласно этой теории, люди обладают неодинаковыми типами восприятия, мышления и памяти. Данная теория имеет большое значение для педагогической науки в целом и для преподавания иностранных языков в частности. Она ориентирована на восприятие детей не как способных или неспособных, а как умных и способных по-разному.

Известно, что новая информация воспринимается и запоминается разными людьми по-разному. У одних учащихся лучше развита зрительная память (визуалы), у других – слуховая (аудиалы), а третьи воспринимают большую часть информации через осязание и с помощью движений (кинестетики).

Различие модальностей – одна из причин, по которой дети оказываются в неравных условиях обучения. Поэтому, для успешного восприятия материала учащимися, обладающими разными видами памяти, необходимо использовать задания и упражнения, позволяющие активизировать все каналы восприятия.

     Различают четыре главных вида деятельности в рамках мультисенсорного подхода.

     Во-первых, это мультисенсорный с использованием собственного тела. Этот подход включает все основные движения тела: встать, сесть, повернуться вокруг себя, повернуться направо, повернуться налево, поднять руку, дотронуться до носа, и т.д.

     Во-вторых, мультисенсорный подход с использованием предметов. Это лучше всего делать сидя за столом, на котором лежат несколько предметов. Первоначально это будут предложения типа «Это яблоко», «Это книга» и т.д. Затем постепенно будут добавляться слова, обозначающие действия с этими предметами.

     Третье направление – мультисенсорный подход с использованием картинок. Применение картинок и фотографий чрезвычайно эффективно в изучении иностранного языка. При работе с картинками и фото физическое реагирование заключается в простом указывании на что-то, но возможность расширения словарного запаса так же велика, как и разнообразие самих картинок, которые Вы можете использовать.

     Четвертое направление – мультисенсорный подход с  использованием историй. В рамках этого подхода учитель (и иногда ученики) разыгрывает простые истории, что помогает детям понять сюжет и усвоить новые слова.

Такими заданиями в большом количестве и располагает УМК для начальной школы «Милли». Это и сюжетные истории, и песни, и стихи, и просто рифмовки. Они построены таким образом, что дети одновременно и слушают, и читают, и показывают, и говорят. Что происходит и в реальной языковой среде.

       Например, работая над сюжетной историей «В зоопарке» уже в начале учебного года, дети слушают историю, показывают на картинки, проговаривают текст за диктором и показывают, что делает мальчик. Даже простое движение пальцем по соответствующим картинкам говорит об осознанном восприятии услышанного и является дополнительным каналом восприятия. Это показывает, что ученик понимает то, что слышит, и демонстрирует осознанное восприятие, что характерно обучению в языковой среде. Таким образом, происходит одновременное обучение аудированию, чтению и говорению.

      Аналогично происходит и одновременное обучение говорению и письму. Для этого и учебник, и рабочая тетрадь, которая входит в состав УМК, содержит раздел Crafts (поделки).

         По мнению ученых, осязание играет связующую роль между зрением и слухом, способствуя взаимодействию чувств. В процессе создания поделок у детей развиваются мелкая моторика рук, мышление, память и речь. В обучении английскому языку важен конечный результат - говорение на языке. Конечно же, ученик должен проговорить то, что он делает и обязательно рассказать о своей поделке.

         Например, изготовление новогоднего подарка для своего друга. Ученик вырезает новогодние подарки, рассказывает о том, какие подарки он положил в рождественский носок, и дарит его своему другу. Это еще и большой воспитательный момент – подарить то, что сделано своими руками.

      Таким образом, при мультисенсорном подходе ученик вовлекается в деятельность общения (невербальную) и описывает свой опыт словами. Деятельность и ее продукт (например, поделка или проект) служит стимулом к высказыванию. Существенное отличие мультисенсорного подхода заключается в том, что деятельность и высказывание при обучении говорению (письму) осуществляются одновременно. Сам продукт деятельности (поделка, проект), мысли ученика и его речь должны быть связаны. Поэтому все творческие задания и проекты выполняются в классе.

        При мультисенсорном подходе следует отметить, что обучение письму и говорению носит личностно ориентированный характер, что тоже является моделью общественного общения.

       Однако, пользуясь только учебником и рабочей тетрадью на уроке невозможно удержать внимание младших школьников надолго.

        Поэтому, Ольга Валерьевна использует рифмованные физкультминутки, которые способствуют расширению пассивного словаря,  мультисенсорные игры.

        Примеры использования мультисенсорных игр и приемов:

1. Создание визуального словаря. Ольга Валерьевна учит вести словарь со второго класса. Но записывать слова и их перевод скучно и неинтересно. Поэтому, там, где это возможно, Ольга Валерьевна предлагает учащимся не  записывать русский перевод слов, а рисовать. Например, вот так был составлен словарь на тему «Елочные игрушки».

 

2. На протяжении всего первого года обучения английскому языку идет работа с алфавитом, так как младшие школьники часто путают буквы. Для борьбы с этой проблемой Ольга Валерьевна использует самые разнообразные игры. Например, «Заколдованная буква». Детям дается задание: «Выберите любую букву. Подумайте, на что она похожа. Нарисуйте. Обменяйтесь тетрадями. Ваш сосед должен догадаться, какая буква спряталась в вашем рисунке». Такое задание развивает аналитическое  и ассоциативное мышление. Дети учатся определять основные части букв.

 

3. Игра «Волшебная коробочка». В коробке – буквы. Учащиеся подходят к коробке, определяют, не глядя, попавшую в руки букву. Затем вспоминают слова с этой буквой. Но эта игра возможна лишь с использованием согласных букв, так как гласные буквы в английском языке могут обозначаться разными звуками.

4. Игра «Пазл». Каждая пара учеников получает по конверту. В конверте – части сначала одной буквы, затем нескольких букв разного цвета. Задание – составить букву, используя части одного цвета. Затем, добавляется задание – вспомнить слова с получившейся буквой. Через некоторое время добавляется задание – составить слово из получившихся букв. А позже – предложение.

5. Игра «Пантомима»

Эту игру можно провести, например, чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой  изображает одно из действий по заданной теме. Затем учитель говорит ведущему: Guess what every pupil is doing.

   Примерные ответы ведущего: This boy is doing morning exercises. That girl is washing her face. That boy is sleeping. etc.

6. Игра «Одень куклу»

Учащиеся делятся на две команды. Каждой команде необходимо одеть куклу. Ребята надевают на куклу по одному предмету одежды, вслух называя его. Победит та команда, которая полностью оденет свою куклу.

7. Игра «Собери картинку»

Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур   I see … This is … He has got… .…She has got …. It is blue (grey, etc.).

        Подобные задания носят личностно-ориентированный характер, так как  каждый ученик придумывает свое предложение.

При подборе учебных материалов к уроку Ольга Валерьевна старается учитывать особенности восприятия детей с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время урока на обучаемом материале. Активизируя сенсорику ребёнка, мультисенсорное обучение развивает у детей способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять языковой материал в долговременной памяти.

Благодаря использованию на уроке мультисенсорного обучения, формируются  коммуникативные универсальные учебные действия во всех видах деятельности, используемых на уроках иностранного языка.

ü  Говорение: составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа.

ü  Аудирование: понимать на слух речь учителя, одноклассников, в аудиозаписи и реагировать на услышанное.

ü  Чтение: соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;

ü  Письмо: воспроизводить графически все буквы английского алфавита, восстанавливать слово.

          Результативность используемого подхода подтверждается высоким качеством знаний и высокой мотивацией обучающихся. (Диаграммы 1,2).

 

Диаграмма 1.

Динамика качества знаний учащихся начальной школы

 

          Для определения уровня учебной мотивации были использованы методики изучения мотивации из книги М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации». В качестве экспериментального был класс 4а.

I — очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II — высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III — нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие

социального и оценочного мотивов;

IV — сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие

позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V — низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно

присутствие оценочного мотива.

Диаграмма 2.

Динамика мотивации учения младших школьников

 

            Как видно из диаграммы, до использования мультисенсорного подхода у учащихся преобладал 3 уровень мотивации, который выражался преобладанием позиционных мотивов, возможным присутствие социального и оценочного мотивов; 4 уровень мотивации, который характеризуется сниженным уровнем мотивации, преобладанием оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов; и 5 — низкий уровень учебной мотивации, с преобладанием игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива. После внедрения мультисенсорного подхода в учебный процесс, большинство учащихся имеют очень высокий уровень мотивации, с преобладанием учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов или высокий уровень учебной мотивации, с преобладанием социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов.

          Мультисенсорный подход на уроках английского языка позволяет каждому ребенку развить в себе одаренность, успешность и развить в себе свои сильные стороны, задействуя все каналы восприятия, способствует формированию коммуникативных УУД и достижению результатов, заложенных в Федеральном государственном стандарте.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации