12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Моисеева Виктория Николаевна171
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, педагогический стаж 32 года. Закончила Читинский государственный педагогический институт имени Н.Г Чернышевского.
Россия, Забайкальский край, село Черемхово

Автор работы: Моисеева Виктория Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Черемховская СОШ»

Забайкальский край,

Красночикойский район,

с. Черемхово

Развитие творческих способностей учащихся при обучении русскому языку.

Психолого-педагогическое обоснование.

Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по- настоящему ощущает, что он живет. Без творчества невозможно представить жизнь подростка. (В. А. Сухомлинский)

Мощь государства определяется, прежде всего, количеством высококвалифицированных специалистов, творчески относящихся к своему делу, способных своим трудом содействовать развитию науки, техники, искусства. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Учитель стремится сделать так, чтобы учебный труд из каждодневной принудительной обязанности превратился в часть общего знакомства с окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастает в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании.

Потребность в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека. Однако эта потребность реализуется в течение жизни не полностью. Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить на долго творческие способности. Психологи утверждают, что какими феноменальными не были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности, они развиваться не могут. Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в школьный период нужно принять меры, чтобы преодолеть этот кризис, обрести возможность для самореализации, для выражения своего «я».

Занимаясь обучению детей русскому языку, принимаю их с 5 класса и работаю с ними до 11 класса. Учащиеся с 5 по 9 класс, согласно общепринятой классификации Д.Б. Эльконина, относятся к подростковому возрасту, который делится на младшую и старшую группы. При работе с детьми данного возраста учитываю следующую информацию.

Важным содержанием психического развития младших подростков (5-7 кл.) становится развитие самосознания, происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются с удовольствием и долгое время. Следовательно, подростковый возраст – самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны уроки, в ходе которых можно высказать свое мнение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Старший подростковый возраст (8-9 кл.) характеризуется концентрированностью на собственной личности, стремлением к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом. Подросток не мыслит себя вне общения. Возрастает тревожность, связанная с самооценкой, подростки стремятся развивать в себе лучшие качества. В этом возрасте можно широко применять коммуникативно-групповой метод обучения. Групповая работа не только компенсирует дефицит общения, но и снимает синдром тревожности.

Организуя работу по развитию творческих способностей, использую данные психологические особенности учащихся, которые позволяют мне более продуктивно расходовать время урока.

Содержание работы по развитию творческих способностей при обучении русскому языку

Сюжетные уроки – одно из проявлений дидактики творческого взаимодействия.

Возможности развития творческих способностей при обучении русскому языку велики. «Они вытекают из объективно существующих связей между языком и самыми разнообразными сторонами деятельности. Природа лингвистических объектов такова, что в них отражаются и реалии предметного мира, и человеческие отношения, и внутренний мир человека, его познавательная деятельность» (Власенков А.И)

Я полагаю, что действенным будет тот путь, когда учитель, стремящийся активизировать познавательную деятельность детей, не просто использует новые приемы и технологии обучения, но и работает над развитием у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества. Это могут быть специальные уроки творчества, нестандартные уроки, а также работа учителя должна быть ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся.

Как известно, один из принципов дидактики – принцип активности и самостоятельности. В качестве средства активизации учения выступает как учебное содержание, так и форма организации учения. Уроки разных типов позволяют избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают взаимодействие ученика и учителя. Вся дидактика творческого взаимодействия делает акцент на развитии творческой активности личности, поскольку это дает возможность более прочного усвоения материала, возможность личностного отклика и неравнодушного отношения к проблемам урока. Одно из проявлений дидактики творческого взаимодействия – сюжетные уроки русского языка.

Изучив теорию по данной теме, я стала применять в своей работе сначала элементы этой методики, а затем начала активно проводить сюжетные уроки в разных классах. Такие уроки – это синтез игровых форм и проблемных ситуаций, объединенных одним содержанием. Структура урока никогда не бывает известна ребятам заранее, но сюжет могут предложить и сами учащиеся. Это может быть межпланетное путешествие или туристический поход в горы. Фабулу и сюжет сочиняет учитель. Однако ребенок откликается на такую творческую деятельность не только безупречным выполнением всех заданий, но и созданием собственных сюжетных вариаций, которые могут быть положены в основу последующих уроков. На таких уроках создаются самые яркие этюды, в контексте этих уроков всевозможные ролевые ситуации не вызывают у учащихся коммуникативных или психологических затруднений.

Например, урок обобщения и систематизации знаний в 7 классе по теме «Правописание частицы НЕ с разными частями речи». Проблема урока – не слитно или раздельно. Сюжет урока – путешествие в царство Морского царя.

Задания.

1.Чтобы оказаться в сказке, необходимо сочинить начало. Условие: в 2-3 фразах сказочного зачина должно быть как можно больше случаев употребления частиц не и ни.

2. После этого получают письмо от дочери царя с подсказкой, но его надо расшифровать. Если НЕ пишется слитно – берем первое слово из предложения, если раздельно – последнее.

А. Вы (не)плохо справились с сочинением.

Б. Оставлять (не)прикрытых дерном костров вы (не)должны.

В. Через болото вам (не)пройти.

Г. Через (не)сколько минут вы выйдете к берегу реки.

Д. Деревянный (не)крашеный домик будет вам ориентиром.

Е. Над речушкой, протекающей рядом, пока (не)переброшен мост.

(Ответ: Вы должны пройти через деревянный мост.)

3.В царстве любят песни. Вспомните песни, в которых есть изучаемая нами орфограмма.

4.Чтобы вас царь отпустил домой, нужно составить текст, в котором передать всю красоту своей родины и свою любовь к ней.

5. Морской царь возвращает нас, но путает место назначения. Методом орфографического кроссворда определите место, где мы оказались.

А. перег(о,а)ревшая

Б. ра(з,с)бить

В. При(и,е)открытый

Г. Гуси(нн,н)ое

Д. Предл(а,о)жить

Е. чу(ф,в)ствителен

Ж. во(к,г)зал

З. обм(о,а)кнуть

(ответ: Осиновка)

6. Мы оказались в Осиновке, но живем в с.Черемхово. Составьте план возвращения домой, используя слова с НЕ.

Сюжетные уроки можно считать специфическим жанром учебного занятия, предусмотренного дидактикой творческого взаимодействия: игровые моменты и лингвистические упражнения так скомпонованы в них, что создается практически неделимый, логически последовательный и содержательно единый текст, обращенный к творческим потенциалам всех участвующих в учебном процессе. Результаты активной речевой творческой работы – сочинения-этюды, красочно живописующие подробности пройденного пути. Так изучаемая тема обретает прочный зрительный, слуховой и деятельностный ассоциативный комплекс.

Использование приемов, стимулирующих развитие творческих способностей

Но такие уроки не должны проводиться часто. На других уроках работа учителя должна быть ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность. К таким приемам относится работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, человек использует произвольное ассоциирование, что составляет основу его мыслительного и творческого процессов. Ассоциации подразделяются на сходные, контрастные и логические. Вот пример использования такого приема.

В 6 классе изучаются разряды местоимений. К сожалению, многие дети из всех разрядов запоминают только личные, т.к. они знакомы им с начальной школы. Но понять и запомнить местоимения разных разрядов и их особенности не так уж сложно, если организовать работу по составлению лингвистических карт, где каждый разряд изображается детьми в том образе, с которым он у них ассоциируется. Например, возвратное местоимение – это необитаемый остров, т.к. к этому разряду относится единственное местоимение себя. А после уже дети начинают творить сами, уже сочиняя стишки к каждому разряду, учитывая их особенности. Например, при составлении карты «Город Местоимений» учащиеся сочинили такие стихи:

Местоимений город

Построили мы в миг.

Пусть их теперь запомнит

Каждый ученик!

 

Местоимения учили и

Работали мы с ними,

Город строили большой,

Получился он крутой.

 

В школе личные живут,

Поселили их мы тут,

Потому что в этой школе

Очень разговорчивые дети.

 

В парке некто есть и нечто,

Тайну держат они вечно.

Определить их нам нельзя,

Неопределенные они друзья.

 

Ну а в справочном бюро

Вы увидите его.

Все у всех спросить он может,

Вам вопрос задать поможет.


 

Рынок в городе стоит,

В нем народ всегда кишит.

Люди свой товар приносят,

Продают и деньги просят.

 

Если вам нужно

С кем-то соединиться,

Приходите к относительным,

Вам это пригодится!

 

На окраине городка

Обитает местоимение себя.

Ото всех он отделился

И в призрака превратился.


 

Кроме ассоциирования, можно предложить работу с аналогиями. Аналогии дают толчок для деятельности воображения, являются точкой в воссоздании образов и их отношений. Аналогия как генератор новых образов и идей объединяет в себе рациональный и чувственный компоненты. Умению оперировать аналогиями надо учить. Это можно делать при помощи упражнений на нахождение аналогий в тексте, а также путем создания собственных аналогий. Это может быть написание своего диктанта по аналогии, с использованием указанных орфограмм и пунктограмм, или создание оригинальных произведений, структурно аналогичных изученным.

Есть еще один творческий прием-сознательная недосказанность. Этот прием уводит гораздо дальше конкретного образа. Учащимся дается предложение или несколько предложений, которые нужно закончить. Например, дается задание продолжить мысль на тему: «Когда я слушаю вальс А. Хачатуряна, то ……».

Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления новизны, а также необычный вопрос или нестандартная ситуация. Например, такое задание: Вы знаете о том, что не будет какого-то трудного для вас урока. Передайте другим эту информацию, но используя предложение «От топота копыт пыль по полю летит». Потом вы видите, что преподаватель этого предмета входит в класс и сообщает, что урок все-таки будет. Передайте свои чувства при помощи этого же предложения. Выполняя это задание, дети начинают понимать, что существует еще один способ передачи информации, невербальный, и используют его в нужный момент.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало помогают проблемные задания. Они развивают мыслительные способности, интерес к учению, творческие силы Проблемный вопрос организует детей на поиск. Понятия, закономерности, теория познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Все эти приемы направлены не только на активизацию творческих процессов у одаренных детей, но и стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех учащихся.

Использование языкового дидактического материала в работе по развитию творчества учащихся.

В практику обучения русскому языку прочно вошла работа над текстом, но далеко не всегда учащиеся справляются с самостоятельным конструированием текстов. Это заставляет думать, что работа над содержанием и логической стороной текста оказывается недостаточной, и богатейшие возможности текста используются слабо.

А ведь используемый на уроках дидактический материал не только является средством для закрепления знаний, формирования навыков и умений, но и одновременно выполняет функцию непреднамеренного развития творческого потенциала учащихся. Языковая форма текстов служит целям обучения, а смысловое содержание этих текстов влияет на сознание учащихся, на их взгляды, рождает в их душе ответный отклик. Эффект от такой работы повышается, если в работе используются специально подобранные связные или тематически объединённые тексты. В таком случае непреднамеренное воздействие переходит в преднамеренное: организуется работа по содержанию текста, предлагается учащимся выразить своё отношение к фактам, отражённом в тексте, продолжить текст и так далее. При одинаковой насыщенности необходимыми для работы лингвистическими трудностями воспитывающий текст выигрывает в том отношении, что он захватывает внимание учащихся, их чувства, воображение, и таким образом обеспечивается более интенсивная и более продуктивная во всех отношениях работа.

Над содержание подобных текстов в большинстве случаев не следует организовывать какой-либо специальной работы. Воздействовать должно содержание текстов: заключенная в них поэтичность, философская углубленность, нравственная сила. Воздействует задушевность интонаций, выразительность прочтения при использовании в сугубо обучающих целях.

Для того чтобы урок русского языка стал не только обучающим, но и развивающим творческие способности учащихся, надо постоянно совершенствовать, обновлять, внутренне обогащать дидактический материал каждого урока, приближать его содержание к запросам, к уровню нравственного развития класса, отдельных учащихся, к слабостям и заветным мечтам учащихся, к их смутным идеалам и не оформившимся жизненным принципам.

Стандартные тексты, при всех их достоинствах, далеко не всегда выполняют эту функцию. Для каждого урока нужен выбор языкового дидактического материала, и надо хорошо знать класс, чтобы выбор этот каждый раз был правильным.

В начальной школе учителя часто «приглашают» на уроки сказочных героев, которые помогают малышам освоить трудный материал. В средних классах можно «приглашать» на уроки целое произведение вместе с автором и героями. В шестом классе нам помогает путешествовать по стране знаний Антуан де Сент-Экзюпери со сказкой-притчей «Маленький принц». Основная интонация уроков сказовая, доверительная. Например, тема по морфологии – «Глагол». На одном из уроков по теме «Повелительное наклонение глагола» можно пересказать отрывок из сказки, а часть текста воспроизвести на доске.

(Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших астероидов (узнаем значение нового слова). Там жил король, который был очень одинок. Король сделал маленькому принцу предложение остаться у него. Вот как это было, прочитайте. А чтобы стал понятен записанный диалог, расставьте знаки препинания.)

-Останься, я назначу тебя министром юстиции.

-Но ведь здесь некого судить!

-Тогда суди сам себя… Это самое трудное. Судить себя гораздо труднее, чем других. Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Ответим на вопрос: «Почему себя труднее судить, чем других?» Для ребят возникает проблема, а это своеобразный толчок к творчеству.

Обобщающее повторение по теме «Местоимение». Урок начинается с определения основной мысли сказки-притчи («самого главного глазами не увидишь», «зорко одно лишь сердце»). Учитель задаёт вопросы: «Как объяснить смысл этих слов? Как удалось автору так ярко и образно выразить свою мысль?». При ответе будут повторены сведения о прямом и переносном значении слова. А ещё в сказке есть замечательные слова: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил». Попробуем разобраться, какой смысл вкладывает в них автор.

На доске записан диалог Маленького принца и Лиса:

-Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

-А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

-Надо запастись терпением,- ответил Лис.

Может быть с этого и начинается дружба? Что значит быть терпимым по отношению друг к другу, быть может ответственным за друга?

Затем я предлагаю детям обратиться к предложению, записанному на доске отдельно. В нем много местоимений. И это не случайно. Надо определить их разряд и подумать, раскрывает ли такой подбор местоимений главную мысль автора: Ты всегда в ответе за всех, кого приручил.

Один из вариантов ответа таков: «Все начинается с личного местоимения, то есть с твоей личной ответственности. Местоимение всех прямо указывает на других людей, близких тебе, а относительное местоимение соединяет две мысли: о тебе и твоих друзьях».

После этого вспоминаем, что в моем рассказе прозвучало ещё одно местоимение – некоторые. Оно в предложении «Некоторые люди не понимают, что что сердце может быть зрячим». Ученикам задаётся вопрос: «Кто эти люди? Понятно ли это из рассказа? Какие люди не могут понять такой простой истины?» Многие правильно отвечают на эти вопросы: «Эти люди, не привыкшие думать, люди с чёрствым сердцем». На вопрос «Почему употреблено местоимение?» ребята отвечают примерно так: «Мы не знаем, кто эти люди, поэтому употребляем такое местоимение, чтобы никого не обидеть несправедливым подозрением».

Итак, делаем вывод, что для настоящей дружбы нужно терпение и терпимое отношение друг к другу.

Домашнее задание можно предложить следующее: детям с высоким уровнем подготовки придумать и написать сказку об умении дружить; детям общего уровня – диалог с другом; с минимальным уровнем - составить предложения о дружбе. Обязательное условие для всех групп учащихся – использовать местоимения всех разрядов и понаблюдать, как они помогают выразить главную мысль высказывания.

Многие проблемы, на мой взгляд, поможет решить использование на уроках русского языка произведения о Великой Отечественной войне.

В классе оформляется стенд с репродукциями картин о Великой Отечественной войне с информацией об их авторах. Оформляется выставка книг о войне. На уроках внеклассного чтения проводится конкурс чтецов, на котором звучат стихи и песни, созданные как во время войны, так и в послевоенное время.

На уроках русского языка проводится рассредоточенная подготовка к сочинениям. Подготовка включает предупреждение орфографических и грамматических ошибок.

В результате предварительной работы учащиеся накапливают знания о предмете высказывания, т.е. получают ответ на вопрос, что или о чём писать, и совершенствуют речевые навыки. Полученные знания обобщаем на уроке обучающего сочинения. Дома дети пишут сочинение.

За учебный год накапливается большой материал по военной тематике. К празднику победы ребята пишут творческие работы на тему: «Это страшное слово ВОЙНА». Чем разнообразней и продолжительней рассредоточенная подготовка, тем ярче и интереснее работы учащихся.

Заинтересованные устные высказывания, сочинения, творческие работы свидетельствуют, что такая работа не только обогащает знания школьников о героических страницах нашей истории, но и воздействует на их чувства, позволяет учителю достичь органического единства обучения и воспитания на уроках русского языка, а также обогащает их воображение, тем самым влияя на развитие творчества.

Таким образом, организованная учителем работа над текстом, который вызывает у детей неподдельный интерес, не только развивает их творческие способности, но и решает многие воспитательные задачи.

Заключение

Мы, учителя словесники, направляем учебный процесс на развитие самых разных качеств личности школьника, включая память, мышление, воображение, интуицию, творчество. Для реализации задачи развития творческих способностей необходимо не только проводить специальные уроки творчества, но и на обычном уроке использовать приемы и методы, стимулирующие развитие этих способностей.

Я считаю, что личность учителя, его любовь к предмету, его личный творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса также во многом определяют развитие творческих способностей ученика.

Творчество является важнейшей составной частью интеллектуального роста. Успехи же в умственном развитии облегчают, в свою очередь, процесс формирования творческой личности.


 

Список использованной литературы.

Воронов В.В педагогика школы в двух словах. – Москва, 1997

Дереклеева Н.И и др. Справочник классного руководителя. – Москва: Вако.-2005

Козырева А.Ю. Педагогика психологии творчества. –Москва, 1992

Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся // Русский язык в школе. - №5.-1995.-с. 3-8.

Мурашов А.А. Сюжетные уроки русского языка в дидактике творческого взаимодействия // Русский язык в школе.-№4.- 1996.-с. 9-12.

Педагогический поиск /Баженова И.Н. М.: Педагогика, 1989

Фридман Л.М. Изучение процесса развития личности ребенка. – М., 1995.

Энциклопедия современного учителя. – М.: Астрель, Олимп. – 2000.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.