Использование эффективных технологий на уроках математики
Муниципальное образовательное учреждение
«Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»
ДОКЛАД
Тема: «Использование эффективных технологий
на уроках математики»»
Подготовила: Казанкова Е.И.
учитель начальных классов
Ковылкино 2022г
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
и я пойму»
гласит древняя китайская мудрость
Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентно способными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В формировании таких качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В стандартах образования говорится о том, что «одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности».
Задача учителя современной школы найти такие педагогические технологии, которые будут способствовать формированию познавательной активности, самостоятельности учащихся, умению рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.
На уроках математики необходимо создать условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение следующих современных образовательных технологий:
информационно-компьютерная;
проблемно-поисковая,
проектная
технологии уровневой дифференциации
игровые
здоровьесберегающая и т.д.
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения математики.
При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение.
В своей работе я использую готовые электронные ресурсы, и сама составляю презентации к уроку. Использование презентаций на уроках просто незаменимо. Урок от этого становится интереснее. Продуктивность таких уроков высокая. С помощью использования компьютерных технологий на уроках математики происходит более рациональное запоминание материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Подача материала за счёт звука и движения становится наглядной, за счёт размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку.
Практически на каждом уроке я использую компьютерные технологии во время устного счета. Например, дети находят значение выражения, сравнивают выражения, переводят величины и тут же на экране появляется правильный ответ.
Очень помогают компьютерные технологии при решении задач. Например, при изучении темы «Деление на равные части», «Деление по содержанию» все операцию показываю на экране телевизора. Такая работа интересна учащимся, помогает поддерживать внимание во время урока.
Следующий вид технологии
• проблемно-поисковые
Проблемно-поисковые технологии – это такие технологии, которые направлены на развитие мышления учащихся и творческих способностей. Следовательно, результатом применения этих технологий могут стать следующие новообразования в структуре личности ученика:
- умение проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий;
- умение переформулировать исходные условия задачи и поставить проблему, т. е. сформулировать задачу для себя;
- умение спланировать стратегию поиска решения проблемы;
- умение использовать различные проблемно- поисковые методы;
- умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный для данной ситуации;
- способность к порождению новых идей, формулированию гипотез, самостоятельному освоению нового опыта;
Школьникам предлагается выполнить такое задание, для выполнения которого у них недостаточно знаний, нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки. Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.
Девизом этой технологии могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
В своей практике я использую проблемно-поисковые технологии следующим образом.
Например, при решении уравнений, которые учащиеся умеют решать, добавляю уравнение вида х+34=99-54. Когда учащиеся доходят до решения данного уравнения, они испытывают затруднение, т.к. уравнение необычного вида. Начинают выдвигать разнообразные предположения для решения и приходят к выводу, что сначала необходимо преобразовать правую часть уравнения.
При изучении темы «Порядок действий в выражениях со скобками» использую следующую ситуацию:
Даю числовое выражение, содержащее несколько действий
(Запись на доске: 4х(18-12)-35:(25:5))
Предлагаю детям самостоятельно найти значение этого выражения? (у детей получаются разные ответы, некоторые совсем не могут разделить или вычесть).
Почему получились разные ответы? (решали по-разному, запутались в действиях)
Какова цель нашего урока? (научиться правильно расставлять порядок действий и научить находить значение выражения со скобками)
В блоке «Решение задач» использую проблемные задачи:
Задачи с недостающими данными.
Задачи без сформулированного вопроса.
Задачи с лишними данными.
Задачи с несколькими решениями.
Задачи нестандартные.
Проектная технология способствует формированию ключевых компетенций учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта;
специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
С 1-ого класса основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
В рамках традиционных учебных занятий использую следующие этапы работы над проектами:
1. Погружение в проект. (Определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся.)
2.Планирование деятельности. (Определение источников информации, форм презентации результатов, сроков выполнения, распределение обязанностей.)
3.Осуществление деятельности по решению проблемы. (Самостоятельная работа над проектом, промежуточные обсуждения полученных данных.)
4.Оформление результатов. (Анализ и синтез данных, формулирование выводов.)
5.Защита результатов. (Демонстрация материалов, представление результатов.)
6.Оценка результатов и процесса проектной деятельности. (Коллективное обсуждение результатов проекта, самоанализ.)
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), знакомлю детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
подумать самостоятельно;
посмотреть книги;
спросить у взрослых;
обратиться к компьютеру;
понаблюдать;
проконсультироваться со специалистом;
провести эксперимент.
Удачные находки во время работы над проектом делаю достоянием всего класса, это повышает интерес и желание работать над проектом .
За время учёбы с 1 по 3 класс ребята защитили по математике следующие проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты», «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», «Оригами.
Технологии уровневой дифференциации
Уровень подготовки и развития способностей к учению в моем классе не у всех школьников одинаков. Поэтому я решила индивидуализировать процесс обучения.
Каждый учитель знает, что учащиеся, собранные вместе только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 20 минут. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе.
Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе учета индивидуальных особенностей, учащихся при дифференцированном подходе.
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Приведем примеры дифференцированных работ на уроке
Пример 1.Даны выражения:
81-29+27 400+200+300-100
400+200+30-100 72:9×3 48:6×7:8
27:3×2:6×9 84-9×8 54+6×3-72:8
1-я группа. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.
2-я группа. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.
При решении задач со слабыми учащимся работаю на доске, сильным учащимся даю задание решить задачу разными способами, прошу записать решение выражением, изменить вопрос задачи и решить по-новому; подготавливаю карточки
Игровые технологии
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает работу, помогает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока можно включить игровой момент «Определите тему урока разгадав небольшой ребус», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения, так же используются викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено не только на формирование вычислительных навыков, но и на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс обучения, способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что ученики успешно учатся, появляется интерес у предмету участвуют в олимпиадах, у слабых учащихся снижается порог тревожности.