Тематическое планирование школьного курса экономической и социальной географии России в 9 классах c элементами экономики
Использование элементов экономических знаний на уроках экономической географии
Вологин Николай Васильевич- учитель географии МОУ «СОШ №63 с УИП»,
Ленинского района города Саратов.
«Каким образом можно ликвидировать дефицит экономических знаний, развить экономическое мышление у школьников? Прежде всего, необходимо их убедить в важности познания экономических основ независимо от выбора дороги в жизни. Сделать это следует ненавязчиво, путем тщательного отбора материала к урокам. Уроки должны быть интересными, проблемными и преподаваться на высоком уровне.
В школе преподавание географии идет по общеобразовательной программе, поэтому определять место данной теме в курсе «Экономическая и социальная география России» в 9-х классах необходимо с учетом того, что некоторые вопросы или темы придется сократить или отдать на самостоятельное изучение.
Планируя изучение экономических аспектов, необходимо:
убедить учащихся в важности овладения знаниями в области рыночной экономики для будущей жизни;
сформировать и закрепить у учащихся элементы экономического образа мышления;
дать представление о важнейших законах развития современного рынка;
показать место России в региональной и мировой рыночной экономике;
закрепить у учащихся полученные теоретические знания на практических занятиях, привить навыки самостоятельной работы со справочной научной литературой, периодической печатью, статистическими материалами.
Тематическое планирование школьного курса экономической и социальной географии России в 9-х классах c элементами экономики
Раздел | Тема урока | Цели урока | Рассматриваемые экономические вопросы |
Общая характеристика хозяйства России | Экономика России. | Выяснить сущность понятий «народное хозяйство», «отрасль», «географическое разделение труда», выявить, как шло развитие хозяйства, выделить секторы хозяйства. | Переходная стадия развития экономики, формы собственности, первичное представление о демонополизации и приватизации. |
Цикличность развития экономики. | Выявить особенности цикличности развития хозяйства; охарактеризовать основные циклы развития экономики. | Анализ экономических циклов, обсуждение необходимости реформирования экономики России. | |
Особенности развития хозяйства России. | Выяснить историю и особенности развития хозяйства России, раскрыть особенности рыночных отношений в хозяйстве России. | Характеристика современных типов предприятий, выявление преимуществ и недостатков плановой и рыночной экономики. Сравнение этих типов экономики. | |
Структура хозяйства России | Выявить особенности структуры хозяйства России, познакомить с понятием «межотраслевой комплекс», выяснить, с чем связаны причины изменений в структуре хозяйства, развивать умения работать со статистическим материалом. | Структурные пороки в экономике СССР, изменения в структуре хозяйства, связанные с переходом к рыночной экономике. | |
Межотраслевые комплексы | Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность. | Раскрыть значение топливно-энергетического комплекса, его проблемы и пути их решения; выяснить особенности размещения топливной промышленности. | Экономическая целесообразность разработки имеющихся месторождений. |
Машиностроительный комплекс | Определить состав и значение Машиностроительного комплекса; раскрыть особенности размещения машиностроительных предприятий; рассмотреть проблемы машиностроения и пути их решения. | Формируется понятие специализации. Обсуждается вопрос неконкурентоспособности отечественной продукции машиностроения по сравнению с импортными, отсутствия некоторых направлений отрасли. | |
Химико-лесной комплекс | Определить значение химико-лесного комплекса в развитии хозяйства; выделить особенности химической промышленности, отраслей, связанных с переработкой древесины; установить современные проблемы комплекса. | Вопрос структурной перестройки экономики России, при которой для решения социальных проблем необходимо приоритетное развитие некоторых направлений химической промышленности | |
Военно-промышленный комплекс | Установить особенности ВПК, проанализировать карты и определить размещение отраслей ВПК, раскрыть влияние ВПК на окружающую среду, обсудить проблемы ВПК. | Определение конверсии. Обсуждение необходимого перевода военного производства на выпуск гражданской продукции | |
Агропромышленный комплекс. Особенности сельского хозяйства | Выявить особенности АПК, охарактеризовать отрасли сельского хозяйства, осознать специфику, значение и пути развития сельского хозяйства. | Рынок земли, рента, изменение форм собственности. | |
Пищевая и легкая промышленность | Выяснить особенности размещения пищевой и легкой промышленности, определить значение пищевой промышленности для страны, раскрыть проблемы этих отраслей и наметить пути их решения. | Спад легкой промышленности. Способы быстрого приспособления пищевой промышленности к рыночным условиям. | |
Транспортный комплекс | Определить значение транспорта для функционирования хозяйства и жизни людей; выявить, какие существуют виды транспорта, обсудить проблемы транспорта. | Увеличение значения автомобильного транспорта в связи с развитием частного предпринимательства. | |
Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания | Выявить, какие отрасли относятся к непроизводственной сфере, осознать роль непроизводственной сферы, привить навыки самостоятельной работы. | Конкуренция, ее виды, изменение качества и уровня обслуживания, деятельность «челноков»,условия развития сферы с увеличением уровня жизни населения. |
«Мы строим железную дорогу».
Используется при изучении транспортного комплекса России.
Учащимся предлагается ряд проблем на совместное их решение:
Зачем нужны новые железные дороги в во внутренних областях России и на юго-восточном направлении?
Главное богатство этих районов — разнообразные природные ресурсы. Потребность в них исчисляется тысячами, а иногда и миллионами тонн. Самый надежный и дешевый способ транспортировки сырья и техники для их добычи — по железной дороге.
Сейчас из-за отсутствия железных дорог основная часть грузов в глубинные районы России доставляется автомобильным транспортом. При этом увеличивается время доставки, низкий показатель грузооборота, резко возрастают потери.
Есть и другие обстоятельства, говорящие в пользу строительства здесь новых железных дорог. Попробуйте сформулировать их.
Сколько стоит железная дорога?
Строить железные дороги в России с каждым годом становится все дороже. Растет стоимость материалов, оборудования, труда рабочих. Но главная причина в том, что новое железнодорожное строительство ведется в районах со сложными природными условиями. В 80-х годах стоимость 1 км. железнодорожного пути в северном и меридиональном направлении достигала 2 млн. рублей. Теперь счет идет на миллиарды тенге.
Определите по картам атласа, какие природные особенности удорожают строительство железных дорог в во внутренних областях России и дорог юго-восточного направления.
Где, что и как нужно строить?
Вопрос этот непростой. Ясно, что во внутренних областях России и на юго-востоке страны не нужна столь густая железнодорожная сеть, как в европейской части России (почему?). Необходимо создать каркас железных дорог, проложив их по наиболее перспективным с хозяйственной точки зрения направлениям. Но определить эти на правления очень сложно. Еще труднее освоить прилегающие к новой дороге территории. При этом необходимо уйти от строительства железнодорожных линий по формуле «линий проникновения», а создавать радиально-круговую конфигурацию путей (Почему?).
Уроки БАМа.
В 1984 г. было закончено десятилетнее строительство одной из крупнейших железнодорожных магистралей мира — Байкало-Амурской (БАМ). На БАМ возлагались огромные надежды. 130 научно-исследовательских институтов занимались его проблемами. Считалось что магистраль позволит в короткие сроки освоить огромную территорию — (около 1,5 млн. км). Была разработана специальная программа создания здесь целой серии крупных территориально-производственных комплексов (ТПК).
Но захватывающие дух научные разработки на деле оказались несостоятельными прожектами. Они не учли главного — целесообразности столь грандиозных преобразований сурового и малообжитого края и отсутствия гигантских средств для этого. Сейчас по БАМу вместо планировавшихся к 1985 г. 35 миллионов грузов в восточном направлении ежегодно отправляется всего 1000 грузовых составов с углем и лесом. Разрушаются станции, вокзалы, поселки. Люди покидают БАМ. Десятки миллиардов рублей (в ценах 80-х годов) потрачены впустую. Популярный в начале строительства лозунг «БАМ — дорога в будущее» ныне звучит иначе: «БАМ — дорога без будущего».
Вопрос: Почему проект Байкало-Амурской магистрали(БАМ) оказался не реализованным? Может ли такая участь постичь новые или уже имеющиеся железнодорожные магистрали России?
Мы - проектировщики.
Недостатка в проектах нового железнодорожного строительства в России никогда не было. Представьте свой проект такой магистрали. Проведите географическую экспертизу представленного проекта, учитывая при этом:
а) природные условия рассматриваемых трасс, прилегающие к ним месторождения природных ресурсов и потребность России в них;
б) географию населения в районах предполагаемого строительства и возможности ее изменения;
в) характер внутри- и межгосударственных связей, которые могут возникнуть в результате строительства;
г) техническую возможность строительства и его экологические последствия.
Деловая игра
«Проект металлургического предприятия»
Проводится при закреплении знаний по теме металлургический комплекс России.
В ближайшем будущем в России возможны значительные сдвиги в географии и степени концентрации металлургии. Они обусловлены различными причинами.
В ряде отраслей металлургии происходит изменение географии добычи сырья. Вспомните, о каких отраслях идет речь?
В России возможно появление еще одной металлургической базы — «Восточно-Сибирской», «Прибайкальской». Добыча полиметаллов и руд черных металлов, соответственно, ведется здесь уже несколько десятилетий.
В этих условиях дешевле создавать здесь собственную черную и цветную металлургию, чем завозить руды этих металлов к основным центрам переработки издалека.
Попробуем взвесить все «за» и «против» этого проекта в деловой игре. Ее можно провести как всем классом, так и разбившись на отдельные группы, каждая из которых получает свое задание.
1 группа обосновывает необходимость создания новой базы, определяет, исходя из факторов размещения металлургии, оптимальный район строительства.
2 группа по картам атласа определяет ограничивающие факторы строительства и эксплуатации производств.
3 группа анализирует выгоды и недостатки создания всего комплекса производств в районе «Восточно-Сибирской», «Прибайкальской» ТПК.
4 группа определяет выгоды и недостатки создания в этом районе лишь первичных стадий металлургии (добыча и обогащение руды и угля) с выносом основного металлургического производства в другие районы (например, в города Дальнего Востока).
Для использования металлолома и быстрого учета запросов потребителей за рубежом и
строят небольшие металлургические предприятия (мини-заводы).
Они обслуживают небольшие территории, используя электроэнергию и минимальное количество трудовых ресурсов и воды. Качество получаемого металла высокое, а отрицательное воздействие на природу незначительное. В восточной части России таких предприятий нет, кроме Уральских заводов полной и передельной металлургии.
Подумайте, в каких районах страны целесообразно их строительство.
Географическая экспертиза и географический прогноз
Используется при закреплении знаний по теме «Общий обзор России».
Учащиеся делятся на группы экспертов, которым предлагается следующие задачи:
Провести географическую оценку (экспертизу) транспортно-географических условий на границе России.
Оценить возникшие здесь (после распада СССР) проблемы.
Предложить варианты их решения, т.е. сделать географический прогноз. Для решения этих задач сформируйте в классе 4 группы экспертов и одну – прогнозистов.
Задача 1-й группы экспертов оценить:
а) главные торговые порты на Тихом океане, транзитных реках востока России (их положение, характер и размер перерабатываемых грузов, связи с внутренними районами страны);
б) торговые порты других пограничных с Россией стран, к которым идут сухопутные пути из России.
Задача 2-й группы экспертов оценить сухопутные пути из России на Запад, Юг и Восток (какими железными дорогами и автомагистралями можно проехать из нашей страны и в какие страны).
Задача 3-й группы экспертов оценить общие транспортные проблемы и сложности, с которыми столкнулась Россия после распада СССР.
Задача 4-й группы прогнозистов подготовить варианты решения транспортных проблем:
а) оценить варианты предложений по использованию существующих транспортных направлений к странам - торговым партнерам.;
б) оценить предложения по созданию новых сухопутных дорог.
Задача 5-й группы экспертов оценить работу экспертов и прогнозистов, выбрать из предложенных вариантов наиболее удачные с точки зрения экономических связей России.
Дополнительный материал для группы экспертов и прогнозистов.
После распада СССР и образования новых независимых государств сужаются возможности России на двух выходах в мировой океан — Черноморском и особенно Балтийском. Основные порты страны находятся во внутриконтинентальных водоемах, а морские водоемы, обеспечивающие международную торговлю - в новых государствах Балтии, России и стран Закавказья.
Ранее порты Балтии в основном были предназначены не для грузов этих республик, а для внешней торговли Советского Союза (более чем на 80% — России). В настоящее время их мощности используются слабо, и государства Балтии не имеют от них большой выгоды, поскольку не налажены взаимные экономические отношения с Россией.
Перевозки по автодорогам и трубопроводам, идущих из России в Казахстан и другие страны,
обходятся дорого, так как Россия вынуждена оплачивать транспортировки.
Учтите, что порты Финляндии (Турку, Солу, Ханко) слабо загружены, а железные дороги
имеют колею одинаковую с казахстанскими и российскими. Есть проект дополнительных
железнодорожных связей с Финляндией.
Не забывайте и о северных портах России (Мурманск, Архангельск), через которые возможны
связи с Европой.
Существуют проекты создания новых автодорог, в том числе из России через Калининград в
города Германии («Виа Ганзеатика»), к которым могут быть присоединены автодороги
Финляндии и стран Балтии и новые железные дороги.
Предполагается создание нового газопровода из России в Западную Европу и скоростных железнодорожных магистралей из Москвы в Астану, в Белоруссию и далее на Запад, а так же из Москвы в Санкт-Петербург и далее в Финляндию.
Разработка урока по теме
«Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания».
Урок изучения нового материала с элементами игры
Цели: Выявить, какие отрасли относятся к непроизводственной сфере; привить навыки анализа, продемонстрировать изменения, происходящие в непроизводственной сфере в связи с переходом к рыночной экономике.
Оборудование: экономические карты, карты атласа, таблицы, деньги или символы денег, товары.
Ход урока.
Знакомство с новым материалом.
Вводное слово учителя.
К непроизводственной сфере относятся отрасли, которые непосредственно обслуживают население (сфера обслуживания) и обеспечивают существование общества в целом (управление, наука, искусство, подготовка кадров и т.д.). С развитием общества роль непроизводственной сферы возрастает.
Одна из составляющих непроизводственной сферы – сфера обслуживания, т.е. предоставление услуг.
Услуга – это всякий труд, направленный на удовлетворение потребностей определенной личности – индивидуального потребителя (заказчика, клиента).
ЗАДАНИЕ. Запишите в тетради два вида услуг. Познакомьтесь с отраслями, в совокупности образующими сферу услуг, заполните таблицу и сформулируйте вывод. (Ученики, пользуясь текстом учебника, заполняют таблицу самостоятельно).
Отрасли, образующие сферу услуг | Назначение отрасли |
|
|
ВЫВОД. Все отрасли непроизводственной сферы в совокупности могут быть названы социальной инфраструктурой общества. Современный человек ежедневно, периодически или эпизодически пользуется сферой услуг. В настоящее время качество и уровень обслуживания населения растет, в первую очередь это объясняется развитием рыночных отношений в России и ростом социально-экономических условий.
Современный человек ежедневно пользуется услугами розничной торговли; давайте рассмотрим некоторые ее особенности и проведем игру.
Игра «Торговля и обмен».
Учитель записывает на доске тему игры, делая при этом сознательную ошибку «Торговля и обман». (Конечно, самые внимательные ученики эту ошибку заметят. Учитель ее исправляет).
Учитель: Современные психологи утверждают, что любая ошибка не случайна. Почему я ошиблась?
(Ученики высказывают свои суждения, что в магазине могут неправильно сдать сдачу, не точно взвесить товар и т.д.).
Учитель: Почему это происходит? Для чего это делают продавцы?
Ученики: Чтобы получить выгоду!
Учитель: Именно. Существует даже поговорка: «Не обманешь - не продашь».
Учитель записывает эту фразу на доске, а в конце ставит знак вопроса. Потому что обмана избежать все же можно.
$. Давайте проведем аукцион.
Учитель: Внимание, внимание! Леди и джентльмены! Объявляю аукцион супертоваров! Спешите и будьте активны! Первый лот аукциона – «Кот в мешке». Участвуют только те – кто готов купить товар вслепую.
(В качестве оплаты принимаются символы денег или наличные карманные деньги, которые в конце игры возвращаются).
Учитель: (Показывая мешок с неизвестным товаром). Я готова предоставить некоторую информацию о товаре. Это – гениальное изобретение человечества, оно является признаком интеллигентности. В застойные годы в СССР этот товар был единственным, кто стоял в оппозиции официальной прессе. Так, начинаю торги. Начальная цена – 100 рублей.
Ученики начинают предлагать свои цены.
Учитель: Продано!
Счастливый ученик идет получать свою покупку. Учитель достает из мешка рулон простой туалетной бумаги. Несмотря на разочарование «счастливчика» ему приходится признать точность предоставленной информации о товаре.
Учитель: Какую ошибку совершил покупатель?
Ученики: Купил неизвестное.
Учитель: Давайте сформулируем первое правило покупателя: «Необходимо иметь полную информацию о товаре».
Это правило ученики записывают в своих тетрадях.
$.Учитель: Господа ученики! Объявляю второй лот продаж! Жевательная резинка «Орбит».(Показывает пачку жевательной резинки). Стоимость резинки в магазине 15-20 рублей, наша начальная цена 17 рублей.
Ученики предлагают свою цену, уверенные, что никакого обмана нет.
Учитель: Продано!
Когда ученик подходит за жевательной резинкой, ему выдается только одна пластинка, ведь договора о количестве или весе не заключалось.
Учитель: Вы можете уличить меня во лжи?
Ученики: Нет.
Учитель: Какую ошибку совершил покупатель в этот раз?
Ученики: Не все узнал о товаре… Не спросил, сколько покупает.
В тетрадь записывается второе правило покупателя: «Необходимо знать количество покупаемого товара».
$.Учитель: Теперь мы, наверное, знаем все о вариантах обмана, и больше нас никто не обманет! Я объявляю третий лот нашего аукциона! Ребята! Если у вас перехватило дыхание и пересохло в горле, вам просто необходима нежная, пузырящаяся холодная Пепси Кола. На торги выставляются 2 литра супернапитка. (Выставляется бутылка Пепси Колы). Спешите! Тем более, что без обмана вы приобретаете ровно 2 литра Пепси Колы. Стоимость ее в магазине 100 рублей. На нашей распродаже – только 80 рублей.
Ученики торгуются.
Учитель: Продано! Примите товар, но деньги вперед! Я обещала, что продам 2 литра Пепси Колы, но ничего не сказала, что продам и бутылку тоже. Уважаемый покупатель, Вам придется выпить напиток прямо сейчас (обычно это не удается сделать).
Учитель: И снова допущена ошибка при покупке.
Записывается третье правило покупки: «Необходимо иметь полную информацию об условиях покупки».
Учитель: Дорогие ребята, не кажется ли вам, что обмана покупателя могло бы и не быть, если бы покупатели были более внимательны и требовательны.
Ученики обычно соглашаются.
Вся наша торговля, как и все отрасли сферы услуг переживают трудный переходный период. И если будут внимательны, взаимовежливы и компетентны обе стороны (и те, кто осуществляет услуги, и те, кто ими пользуется), то непроизводственная сфера достаточно успешно будет развиваться в нашей стране.
Интеллектуальное задание.
1. Продажа пары сапог со скидкой.
Сапожник сделал сапоги и сказал подмастерью продать их за 2500 рублей. К подмастерью на рынке подошло двое инвалидов (у одного нет левой ноги, у другого - правой), и он продал им по сапогу за 1250 рублей соотвественно. Возвращается, отдает деньги сапожнику и рассказывает, как удачно продал… А сапожник отвечает: “ну что ж ты, инвалидам надо было сделать скидку. Держи 500 рублей, разыщи их и верни по 250 рублей″ А подмастерье решил отдать инвалидам только по 100 рублей, а остальные 300 рублей пропил. Нашел инвалидов и отдал каждому по 100 рублей.
Вышло, что сапоги обошлись инвалидам по 1150 рублей. 1150+1150 = 2300 рублей и еще 300 рублей пропиты. Итого: 2600 рублей, а было 2500. Откуда лишние 100 рублей?
2. Покупка шапки с разменом крупной купюры.
Мужик продает шапку. За шапку хочет 1000 рублей. Подходит покупатель, смотрит, меряет и решает купить. Дает 2500 рублей одной купюрой. У продавца нет сдачи. Он посылает мальчишку-помощника к соседке разменять деньги. Мальчишка вернулся с купюрами 1000, 1000 и 500 рублей. Мужик отдал покупателю шапку, сдачу 1000 и 500 купюрами (1500 рублей), и тот ушел. Через некоторое время прибегает соседка и заявляет, что деньги, которые принес на размен мальчишка — фальшивые. Она требует вернуть ей деньги. Делать нечего, мужик лезет в карман и отдает соседке свои кровные 2500 рублей.
Вопрос: На сколько денег в итоге «попал» продавец?
Ответ на задачу 1.
300 рублей, пропитых подмастерьем, уже входят в 2300 рублей, заплаченных инвалидами за сапоги. Поэтому их нельзя складывать, как это сделано в условиях задачи.
Сапожник получил за сапоги 2500 рублей, затем 50 рублей велел отдать инвалидам. Значит, у сапожника осталось 2000 рублей. Получается, инвалиды, получив обратно по 100 рублей, заплатили за сапоги 2300 рублей, из которых 2000 рублей досталось сапожнику, а 300 рублей пропил подмастерье. Никаких “лишних” денег в сделке не возникло.
Ответ на задачу 2.
Продавец попал на 2500 рублей Операции размена не имеют никакого отношения к сделке - сначала продавец отдал соседке 2500 фальшивых рублей за настоящие 2500 рублей, а затем был вынужден отдать обратно 2500 настоящих рублей за фальшивую аналогичную сумму. Задача сводится к следующей -“продавцу всучили 2500 фальшивых рублей, на сколько попал продавец?”.
Почему-то многие считают размен отдельной сделкой, причем с неравным обменом (продавец в рассуждениях некоторых комментаторов теряет деньги на этой сделке). А на самом деле, не все ли равно, где менял деньги продавец! Замените “соседку” на “личный сейф” или “тумбочку в другой комнате”, и все станет на свои места.