12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Косолапова Татьяна Андреевна94 я работаю в школе уже 28 лет. Преподаю географию, биологию, экологию. Очень люблю свою профессию. Мои ученики - победители и призеры различных конкурсов. Россия, Коми респ., Чёрныш |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности по географии
№ | Тема занятия | Основные понятия | Методы и формы занятия | Оборудование | Формы контроля | Результат обучения |
Тема 1. Село и его окружение (6 часов) | ||||||
1 | История возникновения села. Географическое положение села и зависимость поселения от рельефа местности. | Географическое положение. Планировка села и конфигурация. План-схема поселения. | Теоретическое занятие | Презентация, схема, иллюстрации, атлас Республики Коми, контурная карта. | Вводный тест | Знать что такое экология, структуру современной экологии. |
2-3 | Проект «Азбука села Чёрныш» | Географические и топонимические названия природных объектов села Чёрныш и его окрестностей. | Проект | Презентация, атлас Республики Коми, карта Прилузского района | Продукт проекта – книга «Азбука села Чёрныш» | знать географические и топонимические названия природных объектов села Чёрныш и его окрестностей |
4 | Экскурсия «Природное окружение. Источники загрязнения». | Санкционированные и несанкционированные свалки. Бытовые отходы, их виды. | экскурсия | Сценарий экскурсии | Отчет по экскурсии | Знать понятия «санкционированная свалка», «несанкционированная свалка», виды бытовых отходов, вред причиняемый природе |
5-6 | Этнотуристический маршрут «Тропою предков» | Свято-Никольский источник, мифологические персонажи легенды «Сотворение земли Прилузской», крестьянский дом Мастера | экскурсия | Сценарий экскурсии | Отчет по экскурсии | |
Тема 2. Природное окружение села (9 часов) | ||||||
7 | Природные ресурсы села и их классификация. | Типы природных ресурсов. Природные ресурсы нашей местности. | Теоретическое занятие | Презентация, атлас Республики Коми. | Кроссворд. | |
8 | Экскурсия «Река и водоемы. Их значение в жизни села». | Притоки реки Луза. Значение реки в жизни человека. | экскурсия | Сценарий экскурсии | Отчет по экскурсии | Знать основные проблемы внутренних вод, значение реки в жизни людей |
9-10 | Исследовательская работа «Качество воды в родниках села Чёрныш». | Жёсткость воды, цвет, запах | Лабораторная работа | Биологическая микролаборатория, «Тетрадь юного исследователя» | Оформленная исследовательская работа | Умение оформления исследовательской работы |
11 | Лес и его значение в жизни людей. Животный мир. | Использование леса человеком. Недревесная продукция леса. Животные нашей местности. | Теоретическое занятие | Презентация | Контрольный тест | Знать и приводить примеры использования леса, недревесную продукцию, животных нашей местности. |
12-13 | Экскурсии «Биология основных пород деревьев: ель, сосна, береза, осина». | Биология основных пород деревьев: ель, сосна обыкновенная, осина, берёза. | Экскурсия | Полевая тетрадь, фотоаппарат | Отчет по экскурсии | Знать характерные особенности деревьев. Правила поведения на экскурсии. |
14-15 | Экскурсия в музей природы школы | Кап, изделия из капа, грибы-паразиты деревьев, гриб чага, деятельность дятлов, деятельность жука короеда – типографа, «ведьмина метла». | Экскурсия | Полевая тетрадь | Буклет по одному из экспонатов | Уметь составлять описания экспоната музея |
Тема 3. Хозяйственная деятельность в селе (5 часов) | ||||||
16 | История хозяйственного освоения территории на протяжении столетий. | Заселение человеком территории Прилузского района, охотничьи промыслы, древний промысловый календарь. Рыболовство. Пчеловодство. | Теоретическое занятие | Презентация, карточки-задания | Контрольный тест | Знать периоды заселения территории Прилузского района, охотничьи промыслы, древний промысловый календарь. |
17 | Игра «Коми промысловый календарь» | Периоды промыслового календаря, животных календаря. | Занятие-игра | Презентация. | Результаты игры | Уметь использовать полученные знания на практике. |
18 | Практическое занятие «Динамика численности населения, проблемы роста» | Численность населения, проблемы роста населения | Практическое занятие | Таблицы | Графики численности населения | Уметь работать с системой координат. |
19 | Экскурсия на деревоперерабатывающее предприятие | Породы деревьев, используемые на предприятии, профессии, оборудование, продукция деревопереработки. | Экскурсия | Полевая тетрадь, фотоаппарат | Отчет по экскурсии | Уметь брать интервью |
20 | Проект «Знаменитые люди села» | Практико-ориентированный проект | Полевая тетрадь | Буклет «Знаменитые люди села». | Уметь систематизировать полевой материал, уметь работать на компьютере | |
Тема 4. Духовная культура села (6 часов) | ||||||
21 | Природа в обрядах и обычаях. Народные праздники и творчество. | Легенды народа коми. Предания, бывальщины. Народные музыкальные инструменты. | Теоретическое занятие | Презентация. | Контрольный тест | Знать героев коми легенд. Что такое предания, бывальщины, народные инструменты. |
22 | Исследовательская работа «Праздники села» | Традиционные коми народные праздники | Исследовательская работа | Дополнительная литература. Полевая тетрадь, материалы СМИ, опрос местных жителей. | Оформленная исследовательская работа | |
23 | Исследовательская работа «Обычаи в прошлом и настоящем» | Обычаи существовавшие в прошлом и сохранившиеся до настоящего времени. | Исследовательская работа | Дополнительная литература. Полевая тетрадь, материалы СМИ, опрос местных жителей. | Оформленная исследовательская работа | Знать о традициях своего села. Уметь проводить опрос местного населения. |
24 | Практическое занятие «Изготовление народного инструмента – чипсана» | Особенности строения и звучания чипсана. Особенности изготовления инструмента. | Практическое занятие. | Заготовки, презентация | Готовый макет инструмента. | Уметь работать с бумагой, клеем |
25 | Изобразительное искусство коми. Орнамент коми. Проект «Создание герба семьи» | Особенности коми орнамента. Умение «читать» орнамент. | Практико-ориентированный проект | Макеты герба, матрицы орнаментов, краски, карандаши | Продукт проекта «Герб семьи» | |
26 | Практическое занятие «Традиционные игры коми» | Традиционные считалки на русском и коми языках. Игры, характерные для нашей местности. | Практическое занятие. | Оборудование для игр. | Знать считалки, традиционные игры. | |
Тема 5. Экология быта (9 часов) | ||||||
27 | Экскурсия «Северная изба. Особенности строения» | Типы северных изб. Особенности постройки. Декоративное оформление фасада избы. | Экскурсия | Полевая тетрадь, фотоаппарат | Отчет по экскурсии | Уметь делать зарисовки Научиться отличать различные типы изб, орнамент |
28 | Утварь и элементы обихода коми крестьян. Мастер-класс «Ткачество половиков» | Строение станка для плетения половиков, особенности ткачества половиков | Мастер-класс | Фотоаппарат, тетрадь | Знать строение станка, уметь ткать половики | |
29 | Традиционная пища коми. Проект «Изготовление традиционного блюда» | Традиционные блюда коми | Практико-ориентированный проект | Полевая тетрадь, фотоаппарат | Книга-буклет «Традиционные блюда коми» | Знать традиционную кухню коми Уметь приготовить одно из блюд |
30 | Игра «Коми изба» | Элементы коми избы | Интерактивная игра | Компьютер, проектор | Знать элементы коми избы | |
31 | Одежда коми. Проект «Создание модели мужского и женского костюма» | Традиционная одежда коми. Отличительные особенности костюмов Прилузья, Удоры, Ижмы, Сысолы и т.д. | Проект | Заготовки костюмов, краски, карандаши | Мужской и женский костюмы | Знать отличительные особенности традиционной одежды различных районов Коми Республики. |
32-33 | Родословная. Создание «древа» жизни. | Что такое родословная семьи. Правила составления родословной. компьютерные программы для составления родословной. | Практическое занятие | Компьютеры, полевой материал | Готовые проекты родословной семьи | Знать – что такое родословная, уметь составлять родословную своей семьи. |
34 | Традиционная медицина. Лекарственные растения. Проект «Создание альбома-травника» | Традиции народной медицины. Лекарственные растения. | Проект | Полевая тетрадь, фотоаппарат | Буклет «Травник наших родителей» | Знать лекарственные травы Уметь приготовить простейший сбор. |
35 | Итоговое занятие. | Подведение итогов года. презентация портфолио. | Занятие – тренинг. | Портфолио, компьютер, проектор | Портфолио |