Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности по географии (6 класс)
№ |
Тема занятия |
Основные понятия |
Методы и формы занятия |
Оборудование |
Формы контроля |
Результат обучения |
Тема 1. Село и его окружение (6 часов) |
||||||
1 |
История возникновения села. Географическое положение села и зависимость поселения от рельефа местности. |
Географическое положение. Планировка села и конфигурация. План-схема поселения. |
Теоретическое занятие |
Презентация, схема, иллюстрации, атлас Республики Коми, контурная карта. |
Вводный тест |
Знать что такое экология, структуру современной экологии. |
2-3 |
Проект «Азбука села Чёрныш» |
Географические и топонимические названия природных объектов села Чёрныш и его окрестностей. |
Проект |
Презентация, атлас Республики Коми, карта Прилузского района |
Продукт проекта – книга «Азбука села Чёрныш» |
знать географические и топонимические названия природных объектов села Чёрныш и его окрестностей |
4 |
Экскурсия «Природное окружение. Источники загрязнения». |
Санкционированные и несанкционированные свалки. Бытовые отходы, их виды. |
экскурсия |
Сценарий экскурсии |
Отчет по экскурсии |
Знать понятия «санкционированная свалка», «несанкционированная свалка», виды бытовых отходов, вред причиняемый природе |
5-6 |
Этнотуристический маршрут «Тропою предков» |
Свято-Никольский источник, мифологические персонажи легенды «Сотворение земли Прилузской», крестьянский дом Мастера |
экскурсия |
Сценарий экскурсии |
Отчет по экскурсии |
|
Тема 2. Природное окружение села (9 часов) |
||||||
7 |
Природные ресурсы села и их классификация. |
Типы природных ресурсов. Природные ресурсы нашей местности. |
Теоретическое занятие |
Презентация, атлас Республики Коми. |
Кроссворд. |
|
8 |
Экскурсия «Река и водоемы. Их значение в жизни села». |
Притоки реки Луза. Значение реки в жизни человека. |
экскурсия |
Сценарий экскурсии |
Отчет по экскурсии |
Знать основные проблемы внутренних вод, значение реки в жизни людей |
9-10 |
Исследовательская работа «Качество воды в родниках села Чёрныш». |
Жёсткость воды, цвет, запах |
Лабораторная работа |
Биологическая микролаборатория, «Тетрадь юного исследователя» |
Оформленная исследовательская работа |
Умение оформления исследовательской работы |
11 |
Лес и его значение в жизни людей. Животный мир. |
Использование леса человеком. Недревесная продукция леса. Животные нашей местности. |
Теоретическое занятие |
Презентация |
Контрольный тест |
Знать и приводить примеры использования леса, недревесную продукцию, животных нашей местности. |
12-13 |
Экскурсии «Биология основных пород деревьев: ель, сосна, береза, осина». |
Биология основных пород деревьев: ель, сосна обыкновенная, осина, берёза. |
Экскурсия |
Полевая тетрадь, фотоаппарат |
Отчет по экскурсии |
Знать характерные особенности деревьев. Правила поведения на экскурсии. |
14-15 |
Экскурсия в музей природы школы |
Кап, изделия из капа, грибы-паразиты деревьев, гриб чага, деятельность дятлов, деятельность жука короеда – типографа, «ведьмина метла». |
Экскурсия |
Полевая тетрадь |
Буклет по одному из экспонатов |
Уметь составлять описания экспоната музея |
Тема 3. Хозяйственная деятельность в селе (5 часов) |
||||||
16 |
История хозяйственного освоения территории на протяжении столетий. |
Заселение человеком территории Прилузского района, охотничьи промыслы, древний промысловый календарь. Рыболовство. Пчеловодство. |
Теоретическое занятие |
Презентация, карточки-задания |
Контрольный тест |
Знать периоды заселения территории Прилузского района, охотничьи промыслы, древний промысловый календарь. |
17 |
Игра «Коми промысловый календарь» |
Периоды промыслового календаря, животных календаря. |
Занятие-игра |
Презентация. |
Результаты игры |
Уметь использовать полученные знания на практике. |
18 |
Практическое занятие «Динамика численности населения, проблемы роста» |
Численность населения, проблемы роста населения |
Практическое занятие |
Таблицы |
Графики численности населения |
Уметь работать с системой координат. |
19 |
Экскурсия на деревоперерабатывающее предприятие |
Породы деревьев, используемые на предприятии, профессии, оборудование, продукция деревопереработки. |
Экскурсия |
Полевая тетрадь, фотоаппарат |
Отчет по экскурсии |
Уметь брать интервью |
20 |
Проект «Знаменитые люди села» |
Практико-ориентированный проект |
Полевая тетрадь |
Буклет «Знаменитые люди села». |
Уметь систематизировать полевой материал, уметь работать на компьютере |
|
Тема 4. Духовная культура села (6 часов) |
||||||
21 |
Природа в обрядах и обычаях. Народные праздники и творчество. |
Легенды народа коми. Предания, бывальщины. Народные музыкальные инструменты. |
Теоретическое занятие |
Презентация. |
Контрольный тест |
Знать героев коми легенд. Что такое предания, бывальщины, народные инструменты. |
22 |
Исследовательская работа «Праздники села» |
Традиционные коми народные праздники |
Исследовательская работа |
Дополнительная литература. Полевая тетрадь, материалы СМИ, опрос местных жителей. |
Оформленная исследовательская работа |
|
23 |
Исследовательская работа «Обычаи в прошлом и настоящем» |
Обычаи существовавшие в прошлом и сохранившиеся до настоящего времени. |
Исследовательская работа |
Дополнительная литература. Полевая тетрадь, материалы СМИ, опрос местных жителей. |
Оформленная исследовательская работа |
Знать о традициях своего села. Уметь проводить опрос местного населения. |
24 |
Практическое занятие «Изготовление народного инструмента – чипсана» |
Особенности строения и звучания чипсана. Особенности изготовления инструмента. |
Практическое занятие. |
Заготовки, презентация |
Готовый макет инструмента. |
Уметь работать с бумагой, клеем |
25 |
Изобразительное искусство коми. Орнамент коми. Проект «Создание герба семьи» |
Особенности коми орнамента. Умение «читать» орнамент. |
Практико-ориентированный проект |
Макеты герба, матрицы орнаментов, краски, карандаши |
Продукт проекта «Герб семьи» |
|
26 |
Практическое занятие «Традиционные игры коми» |
Традиционные считалки на русском и коми языках. Игры, характерные для нашей местности. |
Практическое занятие. |
Оборудование для игр. |
Знать считалки, традиционные игры. |
|
Тема 5. Экология быта (9 часов) |
||||||
27 |
Экскурсия «Северная изба. Особенности строения» |
Типы северных изб. Особенности постройки. Декоративное оформление фасада избы. |
Экскурсия |
Полевая тетрадь, фотоаппарат |
Отчет по экскурсии |
Уметь делать зарисовки Научиться отличать различные типы изб, орнамент |
28 |
Утварь и элементы обихода коми крестьян. Мастер-класс «Ткачество половиков» |
Строение станка для плетения половиков, особенности ткачества половиков |
Мастер-класс |
Фотоаппарат, тетрадь |
Знать строение станка, уметь ткать половики |
|
29 |
Традиционная пища коми. Проект «Изготовление традиционного блюда» |
Традиционные блюда коми |
Практико-ориентированный проект |
Полевая тетрадь, фотоаппарат |
Книга-буклет «Традиционные блюда коми» |
Знать традиционную кухню коми Уметь приготовить одно из блюд |
30 |
Игра «Коми изба» |
Элементы коми избы |
Интерактивная игра |
Компьютер, проектор |
Знать элементы коми избы |
|
31 |
Одежда коми. Проект «Создание модели мужского и женского костюма» |
Традиционная одежда коми. Отличительные особенности костюмов Прилузья, Удоры, Ижмы, Сысолы и т.д. |
Проект |
Заготовки костюмов, краски, карандаши |
Мужской и женский костюмы |
Знать отличительные особенности традиционной одежды различных районов Коми Республики. |
32-33 |
Родословная. Создание «древа» жизни. |
Что такое родословная семьи. Правила составления родословной. компьютерные программы для составления родословной. |
Практическое занятие |
Компьютеры, полевой материал |
Готовые проекты родословной семьи |
Знать – что такое родословная, уметь составлять родословную своей семьи. |
34 |
Традиционная медицина. Лекарственные растения. Проект «Создание альбома-травника» |
Традиции народной медицины. Лекарственные растения. |
Проект |
Полевая тетрадь, фотоаппарат |
Буклет «Травник наших родителей» |
Знать лекарственные травы Уметь приготовить простейший сбор. |
35 |
Итоговое занятие. |
Подведение итогов года. презентация портфолио. |
Занятие – тренинг. |
Портфолио, компьютер, проектор |
Портфолио |