Конспект урока «Предмет социально-экономической географии мира. Методы экономико-географических исследований»
Конспект урока
Тема урока: Предмет социально-экономической географии мира. Методы экономико-географических исследований.
Цель урока:
образовательная: сформировать в учеников общее представление о предмете и задании социально-экономической географии мира, расширить знания о методах экономико-географических исследований;
развивающая: развить интерес к изучения темы;
воспитательная – воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.
Оборудование: атлас, учебник, тетрадь.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: стандартная.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.
ІІ. Сообщение темы, цели задач урока и мотивации учебной деятельности.
Актуальность курса социально-экономической географии мира значительно выросла в связи с большими изменениями, что произошли в обществе за последние десятилетия. Это общественная наука, которая исследует население и его хозяйственную деятельность, а также хозяйство отдельных регионов, стран мира в целом. Таким образом, главное задание курса – выучить отдельные стороны жизни общества и хозяйства, чтоб знать как его улучшить.
ІІІ. Изучение нового материала.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.
Предметом изучения социально-экономической географии мира являются особенности и закономерности пространственной (территориальной) организации общества как части географической оболочки Земли. Основные задачи этого курса:
получить представление о современной политической карте мира;
научить различать государства мира по форме правления, территориально-административному устройству и уровню развития;
познакомиться с закономерностями в размещении мировых природных ресурсов, научиться оценивать обеспеченность ресурсами мира и отдельных стран;
рассмотреть глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения;
выявить и изучить наиболее характерные особенности населения и хозяйства мира и отдельных стран;
рассмотреть глобальные проблемы и возможные пути их решения;
выявить и изучить наиболее характерные особенности населения и хозяйства мира и отдельных стран;
показать роль регионов и крупнейших стран в мировом хозяйстве.
Исследуя определенное пространство, социально-экономическая география использует знания по физической географии. Это позволяет комплексно изучить регионы и страны, устанавливая взаимосвязь между их природными и социально-экономическими объектами. В этом появляется принцип единства системы географических наук.
Территориальная организация общества – это пространственная организация жизни людей, что включает размещение населения и хозяйства, а также ихние пространственные комбинации, объединения с определенными законами на определенной территории.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.
Как научная дисциплина социально-экономическая география очень сложная. Ведь она опирается на природные, экономические, социальные и политические понятия и факты. Поэтому спектр методов, которые применяют в общественно географических исследованиях, очень широкий, он включает как общенаучные, так и отраслевые методы.
Среди общенаучных методов общественно-географических исследований традиционно применяют наблюдения за новостями и фактами, их описание и объяснение с помощью анализа. Отдельно существует метод анализа аналоговых объектов, которые применяются в тех случаях, когда исследованные объекты подобны (аналогичны) и когда про одного из них есть достоверное знание. В этом случае основные результаты уже исследованного объекта переносят на все другие аналогичные объекты. Успешно используют и давний сравнительно-географический метод, отдельно в пространственных исследованиях политико-географических явлений и процессов.
Заметное место среди общенаучных методов имеет исторический метод, что дает возможность выучить динамику и тенденции социально-экономического развития.
В общественной географии пользуются также общенаучным балансовым методом, когда, составляют определенные компоненты, определяют схожесть, между ними. Так, например, часто рассматривают балансы природных ресурсов, населения и трудовых ресурсов, топлива, электроэнергии, продовольствия, грузопотоков, производства и потребления и др. Более специальным есть метод межотраслевых балансов, по которым анализируют движение или иных ресурсов между отраслями и между регионами. Такие исследования, где есть численные показатели требуют математических методов обработки данных.
Для получения оперативных данных нередко используют аэрометоды, космические методы с компьютерным дешифрованием полученной информации.
Картографический метод, что давно считается традиционным у географии, сейчас получил новый толчок развития благодаря ГИС-технологиям. Ведь теперь считывание и анализ карт можна можно использовать в автоматических режимах. К тому же для социально-экономической географии , что часто опирается на динамические характеристики, очень важным есть часовое зависимость ГИС. Ведь, в отличии от обычной географической карты, ГИС – активна многофункциональная база данных, которая может постоянно дополняться и обновляться.
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
На протяжении всех лет изучения географии вы пользовались разными картами. Вам известно, что они содержат в десятки раз больше информации, чем текст. Важными источниками географических знаний являются энциклопедии, географические словари и другая научная и научно-популярная литература. Огромные возможности предоставляет также компьютер. С его помощью можно работать с электронными учебниками, картами и атласами.
- Какие преимущества имеют электронные учебники перед обычным?
(Они могу содержать речь диктора, разнообразные иллюстрации, анимации, интерактивные задания, мультимедийные эффекты).
Географии необходим выход в мировое пространство.
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ МИРА.
Социально-экономическая география предлагает вам познакомиться с деланием мира на историко-географические регионы.
Европа: Западная Европа, Центральная и Восточная Европа.
Азия: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Центральная Азия, Северная Азия.
Африка: Северная Африка, Тропическая и Южная Африка.
Америка: Англо-Америка, Латинская Америка.
Австралия и Океания.
IV. Закрепление изученного материала.
Дайте ответы на вопросы.
1.Дайте определение социально-экономической географии мира.
2.Роскройте сущность понятия «территориальная организация общества».
3.Назавите задачи социально-экономической географии.
4.Какие вы знаете источники географических знаний?
V. Обобщение и систематизация знаний.
Задание 1.
Современную социально-экономическую географию можно рассматривать как группу наук, которая включает географию населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, культуры, политическую географию. Постройте в тетради схему, которая будет отображать социально-экономическую географию как группу наук.
Задание 2.
Блицопрос.
1.Что изучает социальная география?
2.Что изучает экономическая география?
3.Перечислите какие методы изучения географии вы знаете?
4.Объясните как вы понимаете «историко-географический регион»?
5.Назовите причины формирования историко-географических регионов.
Задание 3.
Пользуясь картой атласа «Историко-географические регионы мира», определите, к какому европейскому субрегиону относиться Украина.
Проблемное задание.
Границы частей света проведены довольно условно. Так, в последних изданий атласов 10 класса к Азии отнесена часть острова Новая Гвинея, которая раньше традиционно считалась частью Австралии и Океании. Такой подход, наверное, не совсем последователен. Поскольку если руководствоваться исключительно проведением границ регионов по границам государств, то Гавайские острова нужно относить не к Океании, а к Америке (это территория США). Но при таком подходе больше всего вопросов могут вызывать границы между Европой и Азией. Приведите примеры стран, территория которых расположена в двух частях света, и предложите свой подход к тому, относить их к Европе или Азии.
Таблица 1
Страны, расположенные в двух частях света.
Страна |
Часть света |
|
VI. Итог урока.
Прием «Микрофон»
Дети, пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?
VIII. Домашнее задание.
§ 1. Конспект.