Статья «Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с ОВЗ»

0
0
Материал опубликован 4 September 2020

Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Старшинова Екатерина Анатольевна

музыкальный руководитель МБДОУ № 25

Г. Лениногорск

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Но социализация таких детей имеет определённые особенности, определяемые характером ограниченных возможностей и объемом реабилитационных ресурсов общества. Основной заботой органов социальной защиты, родителей, а также педагогов является обеспечение физиологических потребностей детей с ограниченными возможностями. В то время как развитие интеллектуальных и природных склонностей, позволяющее добиться успехов в современном обществе, до сих пор остаётся проблематичным. Ребёнок-инвалид является носителем целого комплекса особенностей, связанных с изменённой физиологией, повышенной истощаемостью, трудностями в обучении, контролем активности и поведения, эмоциональной неустойчивости. В реабилитации таких детей на первое место необходимо ставить коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств. Ведь многие трудности социализации инвалидов вызваны нарушением эмоциональной сферы личности.

В целях наиболее эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время широкую популярность приобретает реабилитация с помощью танца. Танцевально-двигательная терапия является доступным средством адаптации, способствующей развитию потенциальных способностей, уверенности в себе. А также идеально подходит для физического развития ребенка, помогает его психоэмоциональному становлению - формирует образ тела и способствует улучшению координации движений, моторики, самоконтроля. С помощью танцевальной терапии у детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются коммуникативные навыки и творческие способности, появляется мощный стимул для саморазвития и решения психологических и педагогических проблем. Применение танца относится к активной форме реабилитации, в которой для детей-инвалидов предоставляется возможность творчески самореализоваться. Это делает детей с ограниченными возможностями активными и социально адаптироваными, низкий уровень удовлетворенности меняется на высокий.

На занятиях танцевально-двигательной терапии с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются упражнения и танцевальные игры, импровизация, неструктурированные танцы, экспериментирование с движениями. Для развития взаимодействия в группе широко применяются кинестетическая эмпатия, трансформация движения в коммуникацию, развитие темы в действие, использование ритма, работа с реквизитом.

Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия, в них дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки. Танцевальная игра с одной стороны помогает снять напряжение, выплеснуть энергию, переработать свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых обстоятельствах, пробудить положительные эмоции, а с другой - развивает коммуникативные качества, умение логически мыслить, инициативу, фантазию и воображение, творческие способности. Это особая форма экспрессивного поведения ребенка, которая открывает «границы». Так как большая часть детей с ограниченными возможностями имеет проблемы в общении и отгорожены от мира.

Игры построенные на импровизации (импровизации на заданную тему; импровизации с предметом: с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой; импровизация на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств: например, «знакомимся»; контактные импровизации: в паре, в групп). Такие игры предполагают полную свободу выражения чувств и ощущений. Педагог только объясняет условия игры, дает необходимые инструкции, направляя фантазию ребенка, не навязывая свою собственную. При использовании на занятиях с детьми с ОВЗ игр-импровизаций, педагогом описывается ситуация, но ничего не показывается, чтобы дети сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Через индивидуальную «импровизацию» идет разговор с самим собой, во время которого возникают вопросы и ответы, предоставляется возможность выразить свои мысли и свои эмоции. Групповая импровизация помогает развить целостное видение ситуации и своего места в ней. Многие упражнения направлены на то, чтоб сохранять определенное состояние в меняющихся условиях и этот навык сохранения в дальнейшем достаточно легко переносится на жизненные ситуации.

Для того, чтобы ребята могли выразить и проявить себя, им предоставляется как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей.

В играх-импровизациях формируется способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности. Например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату.

Занятия по импровизации предусматривают высокий уровень владения и управления своим телом, дети способны полнее осознавать свое тело, воображение, чувства. Поэтому работу над импровизацией необходимо вести поэтапно.

Первый этап - занятия по пантомимике. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные пантомимические задания.

Второй этап -создание собственных танцевальных этюдов.

Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений. Детям предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и представить какой-нибудь сюжет. Затем они пытаются самостоятельно выполнить этюд под музыку.

Третий этап- сочинение импровизации на заданную тему.

Кинестетическая эмпатия, трансформация движения в коммуникацию

Данная техника может дать существенную информацию о том, как чувствует себя другой человек, что полезно для установления первичного контакта. Трансформация движения в коммуникацию работает с движениями, которые являются дисфункциональными по своей природе (например, самостимулирующие, повторяющиеся, используемые, чтобы держать других на расстоянии) и использует их, как базис, на котором ребенка с ограниченными возможностями здоровья вовлекают во взаимодействие. Например, шевеление пальцами около глаз, характерное для некоторых аутичных детей, может быть трансформировано в шевеление пальцами друг против друга, как бы помахивая в приветствии. При использовании этой техники важно не копировать ребенка, лучше всего, когда движения являются прямым ответом на то, что делает другой.

Развитие темы в действие

Позволяет исследовать разные трудности, с которыми сталкивается ребенок с ограниченными возможностями здоровья: взаимодействие с другими, доверие, границы, сепарация и так далее. Суть этой техники заключается в том, что после обсуждения какой-то темы, педагог помогает детям перевести это в движение, найти проблеме телесное выражение, так как на словах часто не возможно полностью выразить проблему. Иногда наблюдается несоответствие между тем, что ребенок говорит и что делает, а невербальное поведение трудно скрыть или изменить. В результате оно очень точно показывает, что происходит.

Использование ритма

Двигательная деятельность, которая использует ритмические телодвижения (фольклорные танцы или упражнения), усиливает ощущение общности, сплоченности у детей в группе. Ритмичное действие помогает продлить вовлеченность в деятельность, способствуя согласованному использованию тела.

Работа с реквизитом

Для некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья непосредственные отношения с другими могут быть болезненными или пугающими переживаниями. Тогда соединению участников группы может помочь работа с предметами. Более того, предметы могут способствовать прямому выражению чувств, когда действительные чувства слишком пугают. Держась за растягивающуюся полоску ткани, ребята могут ощутить себя частью группы, даже если испытывают недостаток в социальной связанности. В коррекции детей, страдающих аутизмом, атрибуты на начальном этапе занятий помогают установлению контакта и взаимодействия детей с педагогом и друг с другом. Например, дети могут передавать какой-то предмет под музыку, держаться в хороводе за платочки или ленточки. Для агрессивных детей можно использовать ленты для отреагирования накопившихся эмоций, под какую-то быструю, резкую музыку, а затем с теми же лентами попробовать импровизировать под медленную, плавную и спокойную музыку. Можно предложить детям выбрать понравившийся предмет и поимпровизировать с ним. Часто у них получаются очень красивые движения, которые можно потом включать в танец. Это важно делать до изучения движений, иначе вы спродуцируете детей, и они будут показывать то, что выучили. Или можно дать ребятам задание: каждому придумать по два движения с данным предметом. Работа с реквизитом вызывает и стимулирует естественную телесную реакцию.

Занятия по танцевально-двигательной терапии включают в себя множество разных техник. Импровизация развивает образное мышление, артистизм, творческие способности, снимает напряжение. Во время танцевальных игр дети учатся выражать свои чувства и эмоции. Развивая координацию и моторику, дети становятся более ловкими и быстрыми, что повышает их самооценку. Взаимодействуя в танцевальных играх с группой, дети учатся общаться. Очень важно дать возможность детям с ограниченными возможностями здоровья проявить себя в обществе «обычных» детей. Поэтому они могут принимают активное участие в различных конкурсах, фестивалях и добиватся высоких результатов.

Таким образом, занятия по танцевально-двигательной терапии создают благоприятные условия для развития группового взаимодействия, появляется возможность для сотрудничества, оказания поддержки и взаимопомощи. Коллективная работа, основанная на совместной деятельности, способствует формированию позитивного опыта, усвоению групповых норм и ценностей, выстраивает гармоничные взаимоотношения и помогает преодолеть социальную отчужденность. Все это способствует социализации детей разного возраста и с разными трудностями.


На ряду с детьми сограниченными возможностями в занятиях принимают участие здоровые дети. Участие в концертах, праздниках, фестивалях повышает самооценку, дети начинают себя по-другому ощущать. Творчество помогает самовыразиться. Ребята получают  на конкурсах дипломы, благодарственные письма и понимают, что они тоже могут участвовать в жизни общества.



Список использованных источников:

1. Арсеньевская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения». Волгоград: Учитель, 2011 г.

2. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. «Интегративная танцевально-двигательная терапия» г. Москва: Речь, 2005.

3. Раздрокина Л.Л. Танцуйте на здоровье. Танцевально-игровые тренинги. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Вводный курс по танцевально-двигательной терапии: Методическое пособие. М., 2014.

5. Карабанова С.Ф., Коноплева Н.А., Кучеренко А.Л., Карабанова С.Ф., Коноплева Н.А., Кучеренко А.Л. «Танцевальное искусство как средство социокультурной и психологической адаптации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями по здоровью»// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-9. – С. 1698-1703;

6. Иванова, Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Иванова. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 962 c.

7. Кукушин, Вадим Сергеевич Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебное пособие. Гриф УМО вузов России / Кукушин Вадим Сергеевич. - М.: Российский государственный социальный университет (РГСУ), 2014. - 997 c.

8. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Владос- М:.2003.-368с

9. Ертанова О.Н. И вновь о терминологии // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования //-М.: 1996. - 430с.

10. Егорова Т.В.Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. —  Балашов.: Николаев, 2002. -80 с.

11. Социальная сеть работников образования nsportal.ru: ред. Новожилова А.С. «Танцевально-двигательная терапия» - Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskienauki/library/2014/08/04/tantsevalnodvigatelnaya-terapiya, свободный. ( Опубликовано 04.08.2014 - 7.53).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.