Статья «Арт-терапия в работе педагога–психолога как средство социализации и развития личности детей с ОВЗ»

1
0
Материал опубликован 12 July 2019

«Арт-терапия в работе педагога –психолога как средство социализации и развития личности детей с ОВЗ»


 


 

 

Подготовила руководитель, педагог- психолог

Ресурсного центра развития и коррекции

«Шаг навстречу»

Иванова А.А.


 

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание должно быть уделено социальной адаптации детей с ОВЗ.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия (терапия искусством)-один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребенка. Термин арт-терапия был введен в употребление Адрианом Хиллом в 1938 г.

Цели арт-терапии:

Снижение эмоциональной тревожности.

Повышение самооценки.

Развитие коммуникативных навыков.

И, как следствие трех предыдущих – гармонизация личности,поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Внутренний мир ребенка с ОВЗ очень сложен. Средством, способным воздействовать на нравственную, духовную сторону личности, является искусство.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги и психологи использовали разные виды искусств для лечения души и тела. Использование различных видов искусств в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии. Как самостоятельная область теоретического и практического знания арт-терапия обособилась примерно в 30-е годы 20-го столетия.

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого, а также отечественные психологи и врачи Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко.

В настоящее время различные виды арт-терапии представлены практически во всех странах, как в медицине, так и в психологии. В научно-педагогической литературе арт-терапия рассматривается, как средство позволяющее заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности (А.И.Захаров, О.А.Карабанова, Г.М.Назлоян, Л.Д.Лебедева и др.).

Современные исследователи (В.Н.Коропулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева) определяют арт-терапию как способ и технологию реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами искусств и художественной деятельностью, базирующиеся на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочиванию своих связей с ним в любой художественной, символистической форме.

Коррекционные возможности искусств по отношению к ребенку связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения. Повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью.

Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Все виды искусства, с которыми ребенок с ОВЗ соприкасается в дошкольном возрасте, влияют на адекватность его поведения. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается также в том, что общение с искусством помогает ему "очиститься" от наслоившихся эмоциональных негативных переживаний и встать на новый путь отношений с окружающим миром.

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку с ОВЗ практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации.

Таким образом, арт-терапия обеспечивает решение важнейшей задачи - адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Выделяют различные виды арт-терапии:

-музыка — это музыкотерапия;

-литература, книга — это библиотерапия;

-театр, образ — это имаготерапия;

-изобразительное искусство — это изотерапия;

танец, движение — это кинезитерапия.

-песочная терапия.

Изотерапия

Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арт-терапии.

Рисование — это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, сво­бодно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому занятия не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их ис­пользования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Условия успешного проведения изотерапии

Условие 1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изоб­ражения. Любые усилия в ходе ра­боты должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс, и результат.

Условие 3. Изобразительные техники и приёмы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют дея­тельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта.

К изотерапевтическим техникам и приёмам относятся:

Марания

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, гряз­нить».

Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.

Рисование пальцами, ладошками.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особен­ные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в ба­ночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.

Рисование пальцами, ладонями — это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в соци­ально приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может ос­мелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опаса­ется, не желает или не считает возможным нарушать правила.

Рисование по - мокрому листу

Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.

Техника каракулей

Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Эту тех­нику можно использовать в работе с гиперактивны­ми детьми как инструмент развития ценных соци­альных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повы­шения самооценки.

Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тон­ких линий на поверхность бумаги.

Техника «Волшебный клубок»

Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть.

Итак:

изотерапия дает детям возможность к самовыражению.С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость,улучшается их эмоциональный настрой,снижается эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.