Статья на тему «Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру»

1
0
Материал опубликован 27 January 2021

Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру


Вопрос социализации детей разного возраста становится острее с каждым годом. По мнению специалистов, этот процесс лучше запускать с раннего возраста, в дошкольном учреждении.

В рамках социального воспитания ребёнок должен не просто учиться самостоятельно есть и приводить выполнять простейшие гигиенические операции, но и коммуницировать с окружающими. Именно окружающая среда в первые годы жизни оказывает самое сильное влияние.

Правила межперсонального поведения должны гармонично входить в жизнь ребёнка вместе с повседневностью, общением со сверстниками и воспитателями в дошкольном учреждении.

Согласно социальному заказу государства, ребёнок имеет право стать самостоятельной и активной личностью, несмотря на наличие у него ограничивающих диагнозов. Умение адаптироваться к окружающим условиям станет серьёзным подспорьем для ребёнка.

В развитии детей с ограниченными возможностями можно говорить о следующих ступенях социализации:

стимулирование игровой деятельности

общение с ровесниками

формирование гражданской и гендерной принадлежности

Игра является универсальным способом развития детской психики, так как помогает взаимодействовать с окружающим миром. Правила и порядок игры задаются взрослым человеком. Следовательно, педагог может руководить процессом и задавать вектор развития.

Детский сад для особенных детей часто становится тем местом, где ребёнок может получить полноценное развитие в соответствии со своим диагнозом. В дошкольном учреждении происходит плотное взаимодействие с другими детьми, обмен опытом и познание чего-то нового.

Вопрос формирования гражданина касается в большей степени детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, однако основы должны закладываться уже в раннем детстве. Это способствует формированию социальной действительности ребёнка.

Дидактическая игра как способ коррекционной и развивающей работы помогает воздействовать на определённые психические функции детей. В процессе игры можно удовлетворить различные потребности ребёнка.

Особенно это актуально при работе с детьми, имеющими диагноз ОВЗ, так как от грамотной организации игровой деятельности зависит дальнейшее развитие.

Одной из отличительных черт ребят с особенностями развития является невысокий уровень познавательной деятельности. Таким детям бывает сложно сосредотачивать внимание, у них замедлены процессы восприятия и памяти.

При помощи игры они могут нормализовать свои возможности и выполнять предлагаемые занятия на уровне детей с нормативным развитием. Кроме того, игровая деятельность способствует выражению представлений об окружающем мире.

Выделяются следующие виды игр:

Самостоятельная игра. Для её организации необходимо отдельное место, где ребёнок сможет спокойно смотреть книги, играть или рисовать. Все материалы должны быть в открытом доступе, рядом ставятся столы.

Подвижные игры. Такие игры способствуют развитию ходьбы, бега и требуют наличия свободного пространства для безопасного движения. При этом необходимые пособия, игрушки и другие принадлежности используются изолированно.

Сюжетные и ролевые игры. Во время одевания кукол или распределения ролей между игрушками ребёнок учится осознавать собственную гендерную принадлежность, определять свою роль и взаимодействовать с окружающими. Отношение к неодушевлённым предметам отражает социальные образцы поведения.

Воспитатель в процессе игры может выступать как организатор и носитель правил либо как наблюдатель. Задачей педагога при организации и проведении игр становится создание благоприятного настроя и дружелюбных отношений между воспитанниками.

При этом необходимо фиксировать наличие и отсутствие прогресса в развитии в процессе наблюдений. Это помогает сопоставить новые навыки и знания с прошлым опытом.

Любое интересное занятие ребёнок называет игрой, поэтому развитие может происходить не только в детском саду, но и дома, на прогулке или во время отдыха. Накопление сенсорного опыта поможет лучше понять окружающий мир и коммуницировать с людьми. Чем активнее задействованы у ребёнка органы чувств, тем больше он информации он получает, и его картина мира, тем самым, становится полноценнее.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.