Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. В ЧЁМ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ?
НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Довбня С.А., учитель начальных классов.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1», Алтайский край, с. Кулунда.
Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. В нашем образовательном учреждении созданы все условия для нестандартной подачи материала и проведения уроков, на которые дети идут не из-под палки, а с удовольствием и интересом. Ведь главная задача учителя ( и моя в том числе)- увлечь ребенка, сделать так, чтобы он сам хотел получать новые знания, не боялся трудностей, уверенно шел к поставленной цели . Когда дети идут на мои уроки с радостью и энтузиазмом и каждый раз с воодушевлением открывают для себя что-то новое, разве это не достойная награда для учителя? Разве не это является высшим баллом оценки его педагогической деятельности?
Для того, чтобы разобраться как лучше составить урок и подобрать задания, я очень тщательно изучила возможности интерактивной доски. Ее легко подключить и использовать монитор компьютера для создания разнообразных заданий, но и сама доска может являться средством подачи материала. На ней можно чертить, рисовать, строить, выделять, увеличивать и уменьшать фигуры, удалять и снова воспроизводить. Используя заранее заготовленные задания я экономлю время и дети выполняют большее количество заданий, (например, таблицы для решения задач или для устного счета). Также создание математических и логических игр повышают интерес ребят.
Все грамотно подобранные и составленные задания создают условия для активной мыслительной деятельности детей, развития их творческой самостоятельности, познавательного интереса к предметам, внимания, логического мышления, фантазии, воображения, смекалки.
Эти задания можно использовать на различных этапах урока с различными формами работы. При работе с интерактивной доской отпадает необходимость в записи примеров и таблиц, что приводит к ощутимой экономии времени, появляется стремление решить как можно больше примеров, что, естественно, способствует выработке навыков счета. Такая работа учащихся создает благоприятную атмосферу обучения и способствует осознанному усвоению материала.
Дети с интересом работают с доской. Их привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов. Даже первоклассники быстро осваивают клавиатуру интерактивной доски, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы.
Но я всегда помню, что планировать свои уроки надо так, чтобы ребята работали с интерактивной доской не более 10-20 минут за урок. Это зависит от класса и возраста. Доска не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего урока.
Эффективность использования ИА доски.
Направления использования ИД
Название направления | Пояснение направления использования интерактивных досок |
Презентации, демонстрации и создание моделей | ИД - визуальный ресурс, который помогает учителю излагать новый материал, погружать в проблему исследования. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, учитель и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. Учителя могут использовать доску для того, чтобы сделать представление проблем исследования увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для учителей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учителя могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. |
Активное участие | Используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, cредства доски делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Правильная работа с ИД может помочь учителям проверить знания учащихся. Если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает необходимый темп урока. |
Улучшение темпа и течения занятия | Работа с ИД предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Учителя и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: не тратится много времени на запись текста, на переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. |
В таблице 2 представлено применение различных дидактических возможностей электронной интерактивной доски в учебном процессе начальной школы, проектной деятельности младших школьников [1, 2].
Таблица 2
Дидактические возможности интерактивной доски | Применение возможностей интерактивной доски в обучении |
1 | 2 |
Цвет | Цвет можно использовать для того, чтобы акцентировать внимание младших школьников на необходимой информации, обозначить связь между схемами, рисунками, формулами, которые в этот момент демонстрируются на интерактивной доске и т. д. |
Добавление звука и видеоклипов | Может значительно улучшить наглядность учебной информации и ее восприятие учениками начальной школы на уроке. Технология позволяет фиксировать изображения из видеоклипов и отображать их в качестве статических картинок для дальнейшего обсуждения или сохранять в виде заметок. |
Выделение отдельных элементов на изображении | Некоторые программные средства интерактивной доски включают в себя трафареты, которые можно использовать для того, чтобы направить внимание учеников на определенную область. Программные средства имеют возможность подсветки, которую учителя и ученики могут использовать в качестве выделения нужных областей |
Вырезать/вставить | Части изображения можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставить, отменить или повторить действие. Такие возможности придают ученикам уверенности в своих силах, т. к. они знают, что всегда можно вернуться и исправить ошибки |
Разбиение экрана на части | Учителя могут разделить экран на две различные части. Это может быть полезно, например, при сопоставлении различных процессов |
Большой плюс в моей работе оказывает изучение ребятами моего класса такого внеурочного курса как информатика. Сколько нового и интересного узнают на этих уроках ребята! Всё изученное им потом помогает при изучении других предметов. Курс увлекательный и интересный. И изучение информатики, и использование ИКТ даёт положительные результаты для ребят начальной школы как на данном этапе, так и в дальнейшем обучении. Пробуйте, творите. Удачи всем!