Мастер-класс «Использование информационных технологий при подготовке к ВПР по заданиям "Грамматика и лексика"»

0
0
Материал опубликован 21 May 2023

Abstract:

 

In the article an attempt was made to define the role of using of information technologies as a source of obtaining knowledge, training drills and skills for preparing in grammar and lexics to pass successfully VPR on the English language. The main objective of the training is to achieve a new modern quality of education in the secondary school. Modern trends of modernization of educational programs demand introduction of modern methods of teaching. The increasing introduction of new computer technology and the application of the competence approach in educational process promotes increase of efficiency of process of teaching English.

 

 

Key words:

 

information technologies, English language, competence approach

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема опыта: Использование информационных технологий при подготовке к ВПР по заданиям: «Грамматика и лексика»

Автор: Н.В.Ксенофонтова , учитель английского языка


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ВПР – это проверка уровня подготовленности как для учащихся, так и учителей. ВПР вносит свой вклад в учебный процесс по иностранному языку. Использование информационных технологий обеспечивает новое качество общеобразовательной подготовки к ВПР. При подготовке к ним информационно-коммуникационные технологии следует применять, используя ресурсы сети Интернет.

Современное образование таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности учителя. Особую роль информационные технологии играют в подготовке учащихся в последующем к успешной сдаче ОГЭ по английскому языку.

Поскольку в ВПР большая роль отводится контролю продуктивных умений и навыков, владению такими видами речевой деятельности, как письмо и говорение. Работа над заданиями раздела «Лексика и грамматика», является очень важной для подготовки к ВПР, для повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности учащихся. При подготовки учащихся к ВПР, я стараюсь обращать более пристальное внимание на развитие и совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно ориентированном контексте и на формирование умения языковой догадки. Сейчас все понимают и осознают, что Интернет обладает огромными информационными возможностями. Многие учащиеся активно используют услуги Интернета в своей учебной деятельности. На своих уроках, я часто пользуюсь услугами сети Интернет, чтобы воспользоваться материалами и лучше подготовиться к проверочной или контрольной работе, в которую включены тестовые задания из тренировочных сборников. В настоящее время существуют учебные пособия, предназначенные для подготовки к ВПР по английскому языку и ориентированных на проверку в тестовой форме. С помощью электронного издания мы в классе имеем возможность выполнения заданий тестового характера, подобных тем, что предлагаются в демоверсии ВПР. Представленные на сайте Решуогэ.ru тренажеры способствуют более качественному овладению практическими навыками.

Задания раздела «Грамматика и лексика» нацелены на проверку уровня сформированности навыков испытуемых использовать грамматический и лексический материал в текстах различных типов и жанров. Проверка знаний основных проблемных областей грамматики, без чего невозможна успешная сдача письменной и устной частей любого языкового экзамена, включая базовый, повышенный уровни ОГЭ. Немного о типичных ошибках, которые допускают учащиеся при выполнении раздела «Грамматика и лексика». Для себя я разделила их на три категории, опираясь на свой опыт и наблюдения.

Невнимание учащихся к контексту и, как следствие, неправильное употребление видовременных форм и страдательного залога. Многие учащиеся не умеют анализировать контекст для определения времени, когда происходило действие, последовательности описываемых действий.

Незнание форм неправильных глаголов. Часто учащиеся не владеют основными формами глагола, путают 2-ю и 3-ю форму глагола. Наибольшую трудность для учащихся представляет форма пассивного залога в Present и Past Indefinite Passive, что свидетельствует о невнимании к контексту, непонимании разницы в употреблении пассивного и активного залога. (told вместо was told, made вместо was made).

Во- вторых, основные проблемы с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении раздела «Грамматика и лексика» это проблемы организационного характера.

Незнание формата ВПР и критериев оценивания

Невнимательное прочтение инструкций к заданиям

Неправильная организация и распределение времени на уроке

Третья группа: ошибки психологического плана. Правильно выполнив задание, учащиеся порой забывают перенести ответ на бланк ответов - в этом случае задание считается невыполненным.

Забывают заполнить позиции бланка

По одной позиции пишут два ответа

Пропускают клеточки при заполнении бланков

Пишут неразборчиво (поэтому компьютер не распознает ответы)

При выполнении заданий раздела «Грамматика и Лексика» учащиеся должны сделать правильный выбор из представленных вариантов в бланк ответов нужный вариант.

Это требование формата ВПР и чем раньше мы начнем знакомить своих ребят с требованиями, тем лучше будет результат, так как неправильный выбор тестируемый получит 0 за тестовый вопрос.

Приведу пример из личного опыта работы при выполнении заданий раздела «Грамматика и лексика», выполняя задания 5 и 6 в рамках тренировочной работы я предлагаю учащимся просмотреть список всех предлагаемых для выбора слов и в первую очередь определить их части речи, выделяя существительное, прилагательное, местоимения, наречия, числительные и модальные глаголы. Так единственный вариант преобразования количественного числительного -one- порядковое числительное first. Модального глагола -can- could, определенный артикль the перед пропуском для превосходной степени и союз than для сравнительной степени имени прилагательного. Регулярно напоминаю учащимся, что те предложения которые требуется восстанавливать за счет преобразования глаголов, необходимо читать особенно внимательно. Выполняя задания на употребление правильных глагольных форм учащимся нужно определить:

Какую форму глагола имеют ввиду - видо- временную форму

Посмотреть относится ли действие выраженное глаголом, к настоящему, прошедшему или будущему времени..

Иногда учащиеся испытывают сложности с конструированием формы, поэтому я предлагаю им определять категории глагола по следующей схеме.

Определить залог (действительный или страдательный)

Определить время (настоящее, прошедшее, будущее)

Определить аспект (продолженный/ не продолженный)

 

 

 

 

The dreaming astronomer

There lived an astronomer who was much interested in his observations. He _______ to look up at the sky at night and to observe the sky.

Итак, приступаем к анализу:

1.Контекст говорит о том, что глагол необходимо преобразовать в форму изъявительного наклонения.

2.текст представляет, пересказ истории или легенды о человеке, значит следует использовать форму действительного залога

3.Контекст свидетельствует о том, что данная часть повествования ведется в прошедшем времени.

4.Идея продолжительности отсутствует, действие представлено как факт, а не как процесс.

5. Идея предшествования отсутствует. Выбираем нужную форму used

Работая с ребятами (по модулям Spotlight 7 класс ) над темой Lyfestyles то, что часто от одного и того же корня можно образовать несколько слов одной и той же части речи с разными значениями actaction (действие) - activity – деятельность. Работая над темой мы отработали лексику по данной теме проработали ее в таблице. Учащиеся заполняли таблицу вспоминали, находили производные, следовали следующим правилам;

определить, какая часть речи нужна, чтобы заполнить пропуск (им. сущ., им. прил., глагол и т.д.)

Вспомнить суффиксы, характерные для данной части речи (например, для сущ.-ment-,- ness-, ism-; для глагола -ise-, -ify-, -en-; для им. прил. –ful-, -al-, -ous-; )

Определить по контексту, имеет ли слово положительное или отрицательное значение.

слова, заучивали и запоминали их. Это им помогло при выполнении задания. Приступая к выполнению задания на множественный выбор учащиеся заполняют карточки с заданиями (см. Таблицу 1, Таблицу 2):

Таблица 1


 

Complete the table

verb

noun

positive adjective

negative adjective

 

nature

natural

unnatural

familiarize

 

familiar

unfamiliar


 

Таблица 2

Fill in the table

Phrases

Translation

Example

Your own example

Hustle and bustle

 

With hustle and bustle of everyday life it’s easy to forget that we live on a small blue planet

 

Natural and man-made structures

 

All around us we see natural and man-made structures

 

Familiar objects

 

Familiar objects surround us every day

 

With the vast sky above us

 

Every day we can observe the vast sky above us

 

There is enough space

 

There is enough space for each of us

 

 

Обучение словообразованию в английском языке может иметь место практически на каждом уроке. Систематизируя активную лексику по той или иной теме, можно предложить учащимся в парах или самостоятельно заполнить таблицу, которая призвана помочь при совершенствовании навыков и умений в области словообразования.

Задания на множественный выбор, задания на контроль лексико- грамматических навыков, относятся к заданиям повышенного уровня сложности, они традиционно вызывают затруднения у учащихся, являясь самыми сложными заданиями в данном разделе. При выполнении задания на множественный выбор задания 5 и 6, учащиеся вспомнили, что правильный ответ легче найти путем отбрасывания неверных ответов и нужно обратить внимание на следующее:

Начинать с прочтения всего предложения, текста, чтобы понять, о чем идет речь.

Обратить внимание на то, какие слова стоят непосредственно перед и за пропуском (there is enough space …) за предлогом for всегда следует имя существительное

Является ли слово, которое нужно вставить частью устойчивого выражения или фразы (например, аs a matter of fact, in the way):

Потенциально неверный вариант ответа является прямым переводом, аналогичной русской структуры.

Является грамматически неверным (/can to do/)

 

Once as was walking and looking up to the stars at the same time , his leg slippedand he ___ into the canal

1.fell 2.fall 3. felt 4.falled

A passer –by, who_____ his shouts , helped him out of the canal and asked him ,’How did you fall into this chanal?’.

is hearing 2. has heard 3. heard 4. hear

The astronomer replied , ‘I was so busy ______ my observations that I did not notice it’

1.with 2. in 3. of 4. to

Это задание повышенного уровня и направлены на распознование и употребление изученных единиц с акцентом на их лексическую сочетаемость. Многим ученикам кажется такой тип заданий неисполнимым. Ведь именно здесь проверяются фразовые глаголы, предлоги, устойчивые сочетания, а так же слова близкие по форме или значению.

В заключении, подводя итог вышесказанному, хочется добавить, что учителям необходимо в организации учебного процесса по иностранным языкам и подготовки к ВПР обращать более пристальное внимание на совершенствование навыков употребления лексико- грамматического материала в коммуникативно ориентированном контексте и на формирование умения языковой догадки.

Я рекомендую использовать в учебном процессе пособия для подготовки к ВПР.

С самого начала формирования навыка употребления форм глагола добиваться от учащихся понимания того, для чего употребляется то или иное время глагола и какие действия оно обозначает.

Анализировать с учащимися работы, выполненные ими в формате ВПР по всем видам речевой деятельности.

t1684685100aa.jpgt1684685100ab.jpgt1684685100ac.jpg

Особое внимание уделять формам глагола to be и to have как вспомогательным глаголам, поскольку неправильное употребление их форм является типичной ошибкой в грамматических заданиях тестов.

Проводить специальные уроки по обучению выполнения заданий в формате ВПР с заполнением бланков.

Использовать в процессе обучения материалы сети –Интернет

 

И главное, применение информационных технологий в учебном процессе по английскому . языку, станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

 

Literature

Methods of teaching foreign languages: an advanced course, a manual for students of pedagogical universities and teachers / E.N. Solovova, - M .: Astrel, 2008

Modern theories and methods of teaching foreign languages. Materials of the international scientific-practical conference "Languages ​​of the world and the world of language" - Exam. M., 2006

http://www.reshu.oge.ru

Morozova E.P., Evseeva Yu.R., Elovikova E.M. 10 typical variants of VPR grade 7


 


 

Литература:

Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс, пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н.Соловова, -М.: Астрель, 2008.

Современные теории и методы обучения иностранным языкам. Материалы международной научно- практической конференции «Языки мира и мир языка» - Экзамен. М., 2006

www.reshu.oge.ru

 

Морозова Е.П., Евсеева Ю.Р., Еловикова Е.М.10 типовых вариантов ВПР 7 класс


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.