12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия16
0

Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе дошкольного учреждения

«Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

Рулёва Анастасия Анатольевна

Старший воспитатель

Детский сад № 30 «Ромашка»

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс – это одна из актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. В дошкольном учреждении использование ИКТ позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повышать эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

В своей работе мы используем несколько направлений применения информационно-коммуникационных технологий.

1) Использование глобальной сети Интернет:

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Всё больше становится доступным Интернет для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования:

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Использование Интернет-ресурсов педагогами нашего детского сада позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов используется педагогами во время подготовки к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

В настоящее время поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам дошкольного развития и обучения детей. Все это можно и нужно использовать в своей работе.

Я могу порекомендовать некоторые полезные ссылки в Интернете, посвященные развитию и обучению детей, которыми пользуются наши педагоги:

dob.1september.ru . – электронная версия журнала "Дошкольное воспитание". Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей дошкольного возраста. Среди рубрик на сайте интересны: детский мир; родительская консультация; мастерская; игротека; будь здоров, расти большой; книжный шкаф; школа природы; психологическая школа и др.

festival.1september.ru – подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" -, где воспитатели и учителя со всех уголков России делятся своими педагогическими находками.

bukvar.edu.ru . – здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы.

www.kidsport.narod.ru – «Ранний старт». На сайте размещены статьи, посвященные вопросам спортивного развития ребенка, рекомендации по конкретным видам спорта, родительский и тренерский опыт, познавательная информация, новости.

www.solnet.ru – «Солнышко», портал для детей и взрослых. Проводит конкурсы, публикует сценарии, игры. Основные разделы: «Стенагзеты», «Умелые ручки», «Карандашик», «Смекалочка», «Пословицы», «Детские стихи», «Азбука в картинках», «Подсолнухи», «Дошколята», «Беседы с психологом», «За советом к логопеду», «Астрология», «Этикет для малышей».

www.nashi-deti.da.ru – «1001 сказка.com». «Портал для наших детей» содержит много интересной информации для работников дошкольных учреждениях. Разделы: «Аудио-сказки в mp3», «Детские песни в mp3», «Русские мультфильмы», «Аудиокниги в mp3», «Тексты детских сказок», «Игры», «Нужные программы», «Словари», «Энциклопедии».

www.danilova.ru – «Раннее развитие детей. Информационный портал для заботливых родителей». Рубрики: «Все о раннем развитии», «Кладовая», «Мастерская», «Здоровье», «Мамины заботы», «Все о детях» по возрастам.

www.detki-74.ru – Интернет-журнал «Детки-74.ru» содержит множество статей, касающихся раннего развития детей.

www.teremok.ru – сайт для дошкольников «Теремок» наполнен рубриками: «Мультфильмы», «Игры для малышей», «Прикольный досуг», «Лопотушки», «Детское творчество», «Статьи».

www.ten2x5.narod.ru – рубрики сайта «2х5»: «Игровая», «Методкабинет» (объемные документы, программы, конспекты занятий, книги), «Класс» (игры и занятия с ребёнком, имеющие ярко выраженную познавательно-образовательную направленность, логические задачки и задания, ребусы, информация для любознательных), «Библиотека» (сказки и рассказы, много стихов, ссылок на другие сайты со стихами), «Сундучок», «Психолог», «Медпункт», и «Спортзал» (профилактика, лечение, полезные упражнения), «Страна советов.

2) Использование компьютера для ведения документации

Педагоги нашего сада используют компьютер и для ведения некоторой документации:

- Составление календарно-тематического планирования по разным разделам программы;

- Создание методических копилок:

«Работа с родителями»,

«Воспитательная работа»,

«Методические материалы по всем разделам программы»,

«Методические материалы по работе с родителями»,

«Разработки сценариев занятий и развлечений для дошкольников»,

«Копилка занятий–презентаций по разделам»

Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации.

3) Использование ИКТ как средства для лучшего освоения изучаемого материала дошкольниками.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

позволяет сделать занятие более интересным и динамичным, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание;

вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики;

компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Существуют и ряд проблем, с которыми столкнулись мы, начиная работу по использованию ИКТ в работе с дошкольниками:

Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.

Недостаточная оснащенность необходимым оборудованием.

Высокая цена на мультимедийное оборудование.

Недостаток помещений.

Говоря об использовании компьютера в работе с детьми дошкольного возраста, мы должны постоянно помнить о сохранении здоровья и зрения. Необходимо соблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей.

В нашем детском саду мы используем информационно-коммуникативные технологии в работе с дошкольниками по следующим направлениям:

Использование развивающих компьютерных программ в свободной деятельности детей.

Использование мультимедийных презентаций на занятиях, развлечениях, праздниках.

а) Использование развивающих компьютерных программ

На сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей дошкольного возраста.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

"Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

Игры-путешествия, "бродилки".

Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Для занятий детей в свободное время мы приобрели детские учебные пособия «Всезнайка». Данное пособие способствует обучению и расширению у детей объема знаний. База прибора содержит 50.000 составленных задач и упражнений по разным областям знаний, которые способствуют развитию умственных способностей детей, логического мышления и воображения. Звуковой ряд прибора озвучен профессиональным диктором, воспроизводит звуки, которые издают животные и птицы. В возможности данного прибора входит функция диалога между аппаратом и ребёнком, в частности, проводится компьютерное обучение, повторение, вспомогательное обучение, самопроверка, автооценка. Все это осуществляется в соответствующий момент и помогает детям исправить ошибки, а также повысить эффективность обучения.

б) Использование мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

На практике мы убедились, что нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

В заключение хотелось бы отметить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, их применение не решит всех проблем в обучении и воспитании. И, безусловно, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.