Статья на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми»
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога. В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
В настоящее время информационные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создаётся множество компьютерных программ для коррекции речевых нарушений. В зависимости от возраста ребёнка, от логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, помощником, экзаменатором.
Новизна данной темы состоит в том, что применение информационных технологий в логопедической работе с детьми имеет преимущества, которые позволяют:
• Индивидуализировать коррекционную работу, позволяет работать на разных уровнях сложности в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения речи у ребёнка.
• Оперативно изменить содержание занятия, в соответствии с динамикой продвижения ребёнка.
• Повысить мотивацию детей (в основе игровая форма упражнений, используется микрофон, и есть возможность оценить свои результаты самостоятельно).
Таким образом, в процессе логопедических занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
Правильно подобранные обучающие игры и задания воспринимаются дошкольниками, прежде всего, как игровая деятельность, а затем уже как учебная, что повышает эффективность занятий.
В настоящее время в процессе коррекции речевых дефектов у дошкольников, я использую интерактивный образовательный портал «Мерсибо».Игры данного комплекса способствуют развитию всех аспектов речи, таких как : фонематический слух, грамматические навыки, лексический запас. Эти игры развивают мышление, внимание, память. И в целом оказывают благоприятное влияние для развития связной речи.
Комплекс содержит игры и упражнения по основным темам логопедических и коррекционных занятий.
С помощью данной программы на группе проводятся: артикуляционная гимнастика, подгрупповые занятия по развитию грамматического строя, лексики, связной речи, а также индивидуальные занятия, на которых мы работаем над звукопроизношением, слоговой структурой слова, фонематическим слухом.
Особенно пользуется популярностью игра на соотнесение гласного звука и буквы «Бедный дракончик». Эта игра рассчитана на детей 5-7 лет. Звучит гласный звук, ребенок должен повторить его и отнести к соответствующей букве. Прелесть игр в том, что в настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками. Так же можно выбрать количество звуков. Еще из плюсов мерсибо. Данный комплекс предлагает материал , который можно распечатать и продолжить работу вне компьютера на усвоение материала.
Также детям нравится игра для формирования воздушной струи «Снежинки». Эта игра предназначена для детей 3-6 лет. Ребенок дует в микрофон, подключенный к компьютеру, и сдувает снежинки под которыми находит предмет. Далее дается три варианта ответа, ребенок выбирает, кому принадлежит то, что он нашел. То есть игра не только развивает целенаправленный длительный выдох, но и развивает зрительное внимание. В этой игре в настройках можно регулировать требуемую длительность воздушной струи.
Задания данного комплекса не только веселые, но и полезные.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях с логопедом, для автоматизации поставленных звуков, в группе воспитатель так же занимается по данному комплексу, а родители получают распечатанный материал и выполняют задания дома.
Я считаю, что рассмотренный электронный продукт может быть использован логопедами в работе по коррекции ОНР у дошкольников. Но так же хочу отметить, что количество занятий, которые можно провести с его использованием ограничивается содержанием материала, включенного в разделы. Исходя из этого, я считаю, что хорошим вариантом, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе с дошкольниками является использование авторских презентаций, созданных в программе PowerPoint.
В коррекционно-развивающем процессе презентация выступает как мультимедийный цифровой образовательный ресурс.
Преимущество презентаций состоит в том, что я могу самостоятельно определить их содержание, структуру и оформление, разработать дидактические задания и упражнения в соответствии с темой и решаемыми в данный момент задачами, уровнем речевого развития воспитанников.
В зависимости от темы занятия на слайдах размещается необходимый картинный материал, цифровые фотографии, flash–анимации, видеофрагменты. А также есть возможность включить в содержание слайдов аудиофрагменты, которые наиболее значимы в процессе работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников. Работа с аудиофрагментами, в сочетании с использованием видеоряда, позволяет повысить эффективность занятий так как движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
Так, например, во время лексической темы «перелетные птицы» я использовала презентацию, на слайдах которой появлялись аудиозаписи пения птиц и их анимированное изображение. Детям нравится смотреть на птиц, которые как-будто оживают и находятся рядом с ними. При этом развивается слуховая и зрительная память, фонематический слух, закрепляется представление о птицах.
На индивидуальном занятии по дифференциации звуков [к],[т] ребенку предлагается помочь бабушке распределить клубки ниток в корзины. В одну корзину клубки, на которых изображены картинки со звуком [к], в другую — со звуком [т]. Детям очень нравятся такие игры, а положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала.
Создание презентаций для занятий с детьми, по моему мнению, представляет логопедам больше возможностей для творчества, позволяет учесть индивидуальные особенности, возможности и интересы дошкольников с которыми он занимается.
Таким образом, логопедическая работа на моей группе с применением компьютера осуществляется на разных этапах:
Диагностика:
• создание базы данных по итогам диагностики;
• проведение мониторинга работы;
• отслеживание динамики работы.
Профилактика, коррекция речевых нарушений:
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
• электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
• специальные компьютерные игры.
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
• игры, презентации на сайтах.
3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии:
• повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
• расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
• повышение эффективности усвоения материала детьми;
• повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
• активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
• формирование мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
• создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
• реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения).
В результате, учитывая совместную деятельность всех участников образовательного процесса, у детей наблюдается прогресс в обучении. Поэтому комплексный подход в воспитании и развитии каждого ребёнка, специалистами образовательного пространства ДОО, позволяет выпускникам успешно продолжать обучение в школе. И не последнюю роль в их успехах можно отнести использованию в образовательном процессе инновационных технологий, электронных образовательных ресурсов
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога. В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
В настоящее время информационные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создаётся множество компьютерных программ для коррекции речевых нарушений. В зависимости от возраста ребёнка, от логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, помощником, экзаменатором.
Новизна данной темы состоит в том, что применение информационных технологий в логопедической работе с детьми имеет преимущества, которые позволяют:
• Индивидуализировать коррекционную работу, позволяет работать на разных уровнях сложности в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения речи у ребёнка.
• Оперативно изменить содержание занятия, в соответствии с динамикой продвижения ребёнка.
• Повысить мотивацию детей (в основе игровая форма упражнений, используется микрофон, и есть возможность оценить свои результаты самостоятельно).
Таким образом, в процессе логопедических занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
Правильно подобранные обучающие игры и задания воспринимаются дошкольниками, прежде всего, как игровая деятельность, а затем уже как учебная, что повышает эффективность занятий.
В настоящее время в процессе коррекции речевых дефектов у дошкольников, я использую интерактивный образовательный портал «Мерсибо».Игры данного комплекса способствуют развитию всех аспектов речи, таких как : фонематический слух, грамматические навыки, лексический запас. Эти игры развивают мышление, внимание, память. И в целом оказывают благоприятное влияние для развития связной речи.
Комплекс содержит игры и упражнения по основным темам логопедических и коррекционных занятий.
С помощью данной программы на группе проводятся: артикуляционная гимнастика, подгрупповые занятия по развитию грамматического строя, лексики, связной речи, а также индивидуальные занятия, на которых мы работаем над звукопроизношением, слоговой структурой слова, фонематическим слухом.
Особенно пользуется популярностью игра на соотнесение гласного звука и буквы «Бедный дракончик». Эта игра рассчитана на детей 5-7 лет. Звучит гласный звук, ребенок должен повторить его и отнести к соответствующей букве. Прелесть игр в том, что в настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками. Так же можно выбрать количество звуков. Еще из плюсов мерсибо. Данный комплекс предлагает материал , который можно распечатать и продолжить работу вне компьютера на усвоение материала.
Также детям нравится игра для формирования воздушной струи «Снежинки». Эта игра предназначена для детей 3-6 лет. Ребенок дует в микрофон, подключенный к компьютеру, и сдувает снежинки под которыми находит предмет. Далее дается три варианта ответа, ребенок выбирает, кому принадлежит то, что он нашел. То есть игра не только развивает целенаправленный длительный выдох, но и развивает зрительное внимание. В этой игре в настройках можно регулировать требуемую длительность воздушной струи.
Задания данного комплекса не только веселые, но и полезные.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях с логопедом, для автоматизации поставленных звуков, в группе воспитатель так же занимается по данному комплексу, а родители получают распечатанный материал и выполняют задания дома.
Я считаю, что рассмотренный электронный продукт может быть использован логопедами в работе по коррекции ОНР у дошкольников. Но так же хочу отметить, что количество занятий, которые можно провести с его использованием ограничивается содержанием материала, включенного в разделы. Исходя из этого, я считаю, что хорошим вариантом, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе с дошкольниками является использование авторских презентаций, созданных в программе PowerPoint.
В коррекционно-развивающем процессе презентация выступает как мультимедийный цифровой образовательный ресурс.
Преимущество презентаций состоит в том, что я могу самостоятельно определить их содержание, структуру и оформление, разработать дидактические задания и упражнения в соответствии с темой и решаемыми в данный момент задачами, уровнем речевого развития воспитанников.
В зависимости от темы занятия на слайдах размещается необходимый картинный материал, цифровые фотографии, flash–анимации, видеофрагменты. А также есть возможность включить в содержание слайдов аудиофрагменты, которые наиболее значимы в процессе работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников. Работа с аудиофрагментами, в сочетании с использованием видеоряда, позволяет повысить эффективность занятий так как движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
Так, например, во время лексической темы «перелетные птицы» я использовала презентацию, на слайдах которой появлялись аудиозаписи пения птиц и их анимированное изображение. Детям нравится смотреть на птиц, которые как-будто оживают и находятся рядом с ними. При этом развивается слуховая и зрительная память, фонематический слух, закрепляется представление о птицах.
На индивидуальном занятии по дифференциации звуков [к],[т] ребенку предлагается помочь бабушке распределить клубки ниток в корзины. В одну корзину клубки, на которых изображены картинки со звуком [к], в другую — со звуком [т]. Детям очень нравятся такие игры, а положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала.
Создание презентаций для занятий с детьми, по моему мнению, представляет логопедам больше возможностей для творчества, позволяет учесть индивидуальные особенности, возможности и интересы дошкольников с которыми он занимается.
Таким образом, логопедическая работа на моей группе с применением компьютера осуществляется на разных этапах:
Диагностика:
• создание базы данных по итогам диагностики;
• проведение мониторинга работы;
• отслеживание динамики работы.
Профилактика, коррекция речевых нарушений:
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
• электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
• специальные компьютерные игры.
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
• игры, презентации на сайтах.
3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии:
• повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
• расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
• повышение эффективности усвоения материала детьми;
• повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
• активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
• формирование мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
• создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
• реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения).
В результате, учитывая совместную деятельность всех участников образовательного процесса, у детей наблюдается прогресс в обучении. Поэтому комплексный подход в воспитании и развитии каждого ребёнка, специалистами образовательного пространства ДОО, позволяет выпускникам успешно продолжать обучение в школе. И не последнюю роль в их успехах можно отнести использованию в образовательном процессе инновационных технологий, электронных образовательных ресурсов
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога. В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
В настоящее время информационные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создаётся множество компьютерных программ для коррекции речевых нарушений. В зависимости от возраста ребёнка, от логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, помощником, экзаменатором.
Новизна данной темы состоит в том, что применение информационных технологий в логопедической работе с детьми имеет преимущества, которые позволяют:
• Индивидуализировать коррекционную работу, позволяет работать на разных уровнях сложности в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения речи у ребёнка.
• Оперативно изменить содержание занятия, в соответствии с динамикой продвижения ребёнка.
• Повысить мотивацию детей (в основе игровая форма упражнений, используется микрофон, и есть возможность оценить свои результаты самостоятельно).
Таким образом, в процессе логопедических занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
Правильно подобранные обучающие игры и задания воспринимаются дошкольниками, прежде всего, как игровая деятельность, а затем уже как учебная, что повышает эффективность занятий.
В настоящее время в процессе коррекции речевых дефектов у дошкольников, я использую интерактивный образовательный портал «Мерсибо».Игры данного комплекса способствуют развитию всех аспектов речи, таких как : фонематический слух, грамматические навыки, лексический запас. Эти игры развивают мышление, внимание, память. И в целом оказывают благоприятное влияние для развития связной речи.
Комплекс содержит игры и упражнения по основным темам логопедических и коррекционных занятий.
С помощью данной программы на группе проводятся: артикуляционная гимнастика, подгрупповые занятия по развитию грамматического строя, лексики, связной речи, а также индивидуальные занятия, на которых мы работаем над звукопроизношением, слоговой структурой слова, фонематическим слухом.
Особенно пользуется популярностью игра на соотнесение гласного звука и буквы «Бедный дракончик». Эта игра рассчитана на детей 5-7 лет. Звучит гласный звук, ребенок должен повторить его и отнести к соответствующей букве. Прелесть игр в том, что в настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками. Так же можно выбрать количество звуков. Еще из плюсов мерсибо. Данный комплекс предлагает материал , который можно распечатать и продолжить работу вне компьютера на усвоение материала.
Также детям нравится игра для формирования воздушной струи «Снежинки». Эта игра предназначена для детей 3-6 лет. Ребенок дует в микрофон, подключенный к компьютеру, и сдувает снежинки под которыми находит предмет. Далее дается три варианта ответа, ребенок выбирает, кому принадлежит то, что он нашел. То есть игра не только развивает целенаправленный длительный выдох, но и развивает зрительное внимание. В этой игре в настройках можно регулировать требуемую длительность воздушной струи.
Задания данного комплекса не только веселые, но и полезные.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях с логопедом, для автоматизации поставленных звуков, в группе воспитатель так же занимается по данному комплексу, а родители получают распечатанный материал и выполняют задания дома.
Я считаю, что рассмотренный электронный продукт может быть использован логопедами в работе по коррекции ОНР у дошкольников. Но так же хочу отметить, что количество занятий, которые можно провести с его использованием ограничивается содержанием материала, включенного в разделы. Исходя из этого, я считаю, что хорошим вариантом, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе с дошкольниками является использование авторских презентаций, созданных в программе PowerPoint.
В коррекционно-развивающем процессе презентация выступает как мультимедийный цифровой образовательный ресурс.
Преимущество презентаций состоит в том, что я могу самостоятельно определить их содержание, структуру и оформление, разработать дидактические задания и упражнения в соответствии с темой и решаемыми в данный момент задачами, уровнем речевого развития воспитанников.
В зависимости от темы занятия на слайдах размещается необходимый картинный материал, цифровые фотографии, flash–анимации, видеофрагменты. А также есть возможность включить в содержание слайдов аудиофрагменты, которые наиболее значимы в процессе работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников. Работа с аудиофрагментами, в сочетании с использованием видеоряда, позволяет повысить эффективность занятий так как движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
Так, например, во время лексической темы «перелетные птицы» я использовала презентацию, на слайдах которой появлялись аудиозаписи пения птиц и их анимированное изображение. Детям нравится смотреть на птиц, которые как-будто оживают и находятся рядом с ними. При этом развивается слуховая и зрительная память, фонематический слух, закрепляется представление о птицах.
На индивидуальном занятии по дифференциации звуков [к],[т] ребенку предлагается помочь бабушке распределить клубки ниток в корзины. В одну корзину клубки, на которых изображены картинки со звуком [к], в другую — со звуком [т]. Детям очень нравятся такие игры, а положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала.
Создание презентаций для занятий с детьми, по моему мнению, представляет логопедам больше возможностей для творчества, позволяет учесть индивидуальные особенности, возможности и интересы дошкольников с которыми он занимается.
Таким образом, логопедическая работа на моей группе с применением компьютера осуществляется на разных этапах:
Диагностика:
• создание базы данных по итогам диагностики;
• проведение мониторинга работы;
• отслеживание динамики работы.
Профилактика, коррекция речевых нарушений:
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
• электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
• специальные компьютерные игры.
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
• игры, презентации на сайтах.
3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии:
• повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
• расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
• повышение эффективности усвоения материала детьми;
• повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
• активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
• формирование мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
• создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
• реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения).
В результате, учитывая совместную деятельность всех участников образовательного процесса, у детей наблюдается прогресс в обучении. Поэтому комплексный подход в воспитании и развитии каждого ребёнка, специалистами образовательного пространства ДОО, позволяет выпускникам успешно продолжать обучение в школе. И не последнюю роль в их успехах можно отнести использованию в образовательном процессе инновационных технологий, электронных образовательных ресурсов.