12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Барабанова Татьяна Кондратьевна367
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »

Барабанова Татьяна Кондратьевна

учитель-логопед МБДУ "Детский сад №124"

г. Дзержинск Нижегородской области

«Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста»

     Преимущества использования компьютерных технологий:

     Новые средства специального обучения повышают эффективность коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи. Движения, мультипликация, звук привлекают и удерживают внимание ребенка. Компьютер позволяет воспроизвести различные ситуации, которые трудно увидеть в повседневной жизни.

Включение компьютерных программ в процесс реабилитации позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков развития, развивает познавательные способности детей.

Наблюдается большая, в сравнении с традиционной работой, мотивация к выполнению заданий и соответственно более полная реализация возможностей ребенка. Поощрение компьютером при правильном решении проблемных задач является стимулом познавательной активности детей.

Применение информационных технологий повышает самооценку детей, дает уверенность в способности решать сложные задачи.

Цель моей работы: «Развитие речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски».

Задачи, реализующие данную цель:

 - Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

- Закреплять умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах.

- Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Закреплять представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова; выполнять звуковой анализ.

- Способствовать формированию у детей с умения определять последовательность событий в картинках.

- Развивать наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- Повышать интерес детей к занятию за счет доступной подачи материала, использования движений, звука, мультипликации.

- Повышать эффективность усвоения материала, развитие памяти, воображения.

t1702559679aa.png

    Одним из самых доступных и эффективных средств является непосредственно образовательная деятельность с использованием мультимедийных презентаций, которые помогают детям эффективнее усвоить информацию, обобщить представления и впечатления об окружающем мире. Позволяют ярко и доступно представить изучаемый материал. Я создаю презентации в соответствии с изучаемыми лексическими темами в программе PowerPoint . Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего занятия, а также на отдельных этапах работы. Наглядный материал для презентаций подбирается дозированно, то есть в том объеме, который необходим для данных детей и на данном занятии.

t1702559679ab.pngt1702559679ac.png

    Следующее направление работы- работа с дидактическими играми и обучающими программами. Позволяет контролировать и систематизировать полученные знания в увлекательной для дошкольников форме.

t1702559679ad.png

      В индивидуальной работе с детьми я использую специализированную компьютерную программу «Игры для Тигры». В работе с читающими детьми использую элементы игр «Учись азбуке в стране Смешариков», «Баба Яга учится читать», «Комплексную программу развития интеллекта»."Программа развития интеллекта" разработана психологическим центром «АДАЛИН» и направлена на развитие мышления, памяти, внимания и школьных навыков у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). В ходе игр у ребёнка формируется правильное произношение, увеличивается словарный запас, развивается связная речь, логическое мышление, зрительная и слуховая память, сообразительность.

t1702559679ae.pngt1702559679af.png

t1702559679ag.png

   Для создания интерактивных развивающих игр я использую программу SMARTNotebook, программу PowerPoint, а так же конструктор для создания интерактивных учебных пособий на сайте learningapps.org .

Дети с интересом играют в интерактивные игры, такие, как «Замени Р на Л», «Выбери слова на звук З», «Четвертый лишний», «Чей звук».

t1702559679ah.png t1702559679ai.png

t1702559679aj.png

    В составе группы для детей с ТНР, находились дети с нарушениями слуха. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности таких детей в получении информации, так как мультимедийные технологии опираются на ведущий анализатор неслышащих детей - зрительный. Это позволяет сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с глухими и слабослышащими детьми. Так же компьютерные технологии позволяют развивать слуховое восприятие детей с нарушениями слуха, которое базируется на прослушивании как речевых, так и неречевых звуков. В работе над данным разделом используется мультимедийная обучающая программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» компании «Ксан-Презентации» и мультстудии «Анимуба». Компьютерное пособие с разнообразными звуками расширяет возможности развития слухового восприятия (упражнения «Чей голос?», «Запомни –назови» и др.). У детей формируется навык вслушивания, дети различают звучания бытовых приборов, знакомятся со звуками мира природы («Звуки леса летом»).

t1702559679ak.png 

t1702559679am.png t1702559679an.png

    Привожу примеры авторских дидактических игр:

1. Игры на категоризацию.

 В таких играх основанием для классификации служат различные категории: цвет, обобщающие слова, глаголы, времена года, части суток, материалы, чувственно воспринимаемые свойства и т.п.

Игры на классификацию изображений по образцам и без образцов. «Посуда на столе-одежда в шкафу», «Что из чего сделано?», «Длинный-короткий», «Деревянный-металлический», «На что похоже?», «Сделано человеком-есть в природе», «Катится-не катится», «Горячий-холодный».

t1702559679ao.pngt1702559679ap.png

- Игры на подбор нужных картинок. «Третий подходящий», «Я знаю 5…(цветов, овощей)», «Назови одним словом».

t1702559679aq.png

2. Игры на соотнесение.

«Кому что нужно», «Кто что ест», «Кто где живет», «Чего не хватает», «Мамы и детки».

t1702559679ar.png

3. Игры на выделение «лишнего» предмета:

По одному признаку или с вариантами выделения признаков (синий самолет, синяя машина, желтый автобус, синий трактор). 

t1702559679as.png t1702559679at.png

4. Логические игры.

«Продолжи ряд», «Заполни таблицу», «Выложи узор».

t1702559679au.png5. Игры на сериацию.

«Что сначала, что потом», «Утро девочки», «Дети лепят бабу» и т.п.

t1702559679av.png t1702559679aw.png

6. Игры на развитие письменной формы речи.

t1702559679ax.png t1702559679ay.png7. Игры на автоматизацию звуков.

t1702559679az.png

t1702559679ba.png

     Анализ деятельности детей на занятиях с применением ИКТ свидетельствует об их активном включении в процесс, заинтересованности в конечном результате выполняемых упражнений, лучшему усвоению материала. Организуя работу с использованием интерактивной доски, я отметила стойкий познавательный интерес к заданиям: стало проще привлекать и удерживать внимание детей, снизилась утомляемость детей.

     Методической основой моего опыта стало изучение методической литературы:

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа)

Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа

Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях.

Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.

А также изучение опыта коллег в сети интернет:


https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/

https://urok.1sept.ru/articles/534736

https://urok.1sept.ru/articles/534736





Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (3)

Кияйкина Наталья Федоровна, 14.12.23 в 16:49 3Ответить Пожаловаться
Татьяна Кондратьевна, благодарю за интересный экскурс в профессию!
Содержательно и увлекательно!
Современно и актуально!
Чеботарева Ирина Вячеславовна, 30.12.23 в 09:34 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Кондратьевна, поздравляю с победой!
Барабанова Татьяна Кондратьевна, 17.01.24 в 16:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова и поздравление)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.