Ознакомление умственно отсталых детей с окружающим миром с использованием компьютерных технологий
Ознакомление умственно отсталых детей с окружающим миром с использованием компьютерных технологий.
Компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Обязанностью образовательных учреждений является подготовка детей к жизни в современном обществе, которое характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, развивает интеллектуальную деятельность учащихся, что очень важно для наших воспитанников, возможности которых весьма ограничены в связи с глубокой степенью умственной отсталости.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, что, несомненно, способствует лучшей адаптации умственно отсталых детей к быстро изменяющимся окружающим условиям и как, следствие, сохранению их здоровья.
Используя компьютер, можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку.
Новые информационные технологии образования дают возможность существенно обогатить и качественно обновить весь процесс обучения, повысить его эффективность.
Компьютерные занятия помогают умственно отсталым детям открыто выразить свои проблемы, что является чрезвычайно важным аспектом и определяет актуальность данной работы.
Курс ознакомления с окружающим миром по своей значимости для умственно отсталых детей можно поставить наряду с такими предметами как математика, русский язык, развитие речи и другими, так как именно этот курс позволяет детям получить первоначальные понятия об окружающем их мире, формирует у учащихся определенные понятия об элементах живой и неживой природы, воспитывает в детях любовь к природе и своей Родине, формирует у них бережное отношение ко всему живому.
Адекватные представления об окружающем мире, полученые на занятиях в группах, школе и закрепляемые на занятиях в компьютерном классе, способствуют эффективной социализации детей с задержкой интеллектуального развития.
На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использовании своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.
Следовательно, анализ особенностей представления умственно отсталых детей об окружающем во многом основывается на данных возрастной психологии и дефектологии. Приоритетной задачей олигофренопедагогики становится социальное развитие таких детей в целом. Адекватные представления об окружающем мире способствуют эффективной социализации детей с задержкой интеллектуального развития.
К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания — знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста. По словам Д.Б.Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, теснейшим образом связанной и скоординированной с внешней деятельностью.
Вместе с тем, как отмечают исследователи, у детей с нарушениями интеллекта первое проявление самосознания, отделение своего «Я», которое обычно находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу, возникает лишь после 4-х лет.
С точки зрения педагогической науки социализация может быть понята как формирование у детей представлений об окружающем мире, отношения к воспринимаемым социальным явлениям, поведения, соответствующего общественным нормам. Представления ребенка о себе (возникновение феномена "Я сам"), о своей семье, о людях, близких по каждодневному общению, качественно влияют на его отношения с людьми и на развитие всех видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой).
Известно, что умственно отсталые дети испытывают трудности при поступлении в школу, с одной стороны, из-за несформированности познавательной деятельности, и с другой - из-за отсутствия психологической готовности к вхождению в новый детский коллектив. Отсутствие средств общения со взрослыми и сверстниками, несформированность ориентировочно-исследовательской деятельности, непонимание условий разрешения проблемной ситуации ведут к тому, что умственно отсталые дети в большинстве случаев оказываются вне детского коллектива, что приводит их к коммуникативной несостоятельности и способствует появлению патологических черт личности: отказа от деятельности, замкнутости, а порой и агрессивности. У детей умственно отсталых поступки бывают обычно импульсивными, необдуманными или же диктуются непосредственным желанием получить для себя тот или иной предмет, игрушку, не считаясь с другими детьми. Поэтому задача воспитания правильного (нравственного) поведения состоит в привитии умения думать о другом, читаясь с ним, сочувствовать ему. Следовательно, необходимо не только развить представления ребенка о собственном Я, но и о Я другого человека, пробудить понимание других и соответствующее эмпатийное поведение.
Современная олигофренопедагогика уделяет значительное внимание
формированию природоведческих знаний, соответствующих современному
уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для
успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.
Естественно, что при обсуждении проблем коррекционного развития умственно отсталых детей возникает вопрос о возможности формирования их миропонимания, которое бы соответствовало уровню современных представлений об окружающем мире. Развитие представления о целостности картины мира имеет ряд этапов (как и любой процесс развития), одним из которых является наличие предпосылок для начала этого процесса. В данном случае возникает проблема изучения состояния у умственно отсталых учащихся, элементарных представлений об окружающем мире, складывающихся в непосредственном житейском опыте, а также в ходе их обучения.
Курс ознакомления с окружающим миром по своей значимости для умственно отсталых детей можно поставить наряду с такими предметами как математика, русский язык, развитие речи и другими, так как именно этот курс позволяет детям получить первоначальные понятия об окружающем их мире, формирует у учащихся определенные понятия об элементах живой и неживой природы, воспитывает в детях любовь к природе и своей Родине, формирует у них бережное отношение ко всему живому. Огромную роль играет курс ознакомления с окружающим миром в младшем возрасте, так как он способствует, в первую очередь, коррекции нарушенного развития умственно отсталых детей, воспитывает интерес школьников, развивает эстетические чувства и формирует элементарные представления об окружающем мире, что очень важно для последующего обучения таких детей.
С целью изучения состояния представлений о живом и неживом мире у умственно отсталых детей было проведено психолого-педагогическое исследование. Экспериментом было охвачено 20 старших детей с ограниченными возможностями. Исследование проводилось в трёх направлениях, которые в совокупности образуют содержание природоведческих знаний:
представления детей о себе, о строении человеческого тела, органах чувств и ближайшем окружении;
представления об объектах живой природы: растениях, диких и домашних животных, птицах, рыбах, насекомых;
представления о сезонных изменениях в природе, их причинах.
В ходе исседедования выяснилось,что:
сравнительно более чёткими у этих детей являются представления о себе, ближайшем окружении, строении человеческого тела, органах чувств и их функциях, что, по-видимому, объясняется доступностью названных объектов личному практическому опыту; однако эти представления фрагментарны, многие из них отличаются неточностью. Более отчетливо недостаточность знаний об окружающем мире выявляется у детей с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности. Это следует учитывать при организации индивидуальной коррекционной работы;
несмотря на то, что у большинства детей имеются представления об объектах живой и неживой природы, они недостаточно точны, не отражают взаимоотношений, существующих между объектами и явлениями окружающего их мира;
наибольшую трудность для умственно отсталых детей представляет осмысление и объяснение причинно-следственных зависимостей в мире природы. Наиболее трудными для детей явились вопросы, связанные с пониманием временных и сезонных изменений в природе, однако необходимые предпосылки для начала работы и в этом направлении есть.
На занятиях в компьютерном классе довольно эффективно может решаться проблема ознакомления умственно отсталых детей с окружающим миром. Это осуществляется мною с помощью:
различных компьютерных программ, таких, как “Мир вокруг нас”, “Москвоведение”, “ПервоЛОГО”. В ходе занятий по данным программам ребята знакомятся с различными вещами, предметами, живыми существами, которые их окружают.
электронных презентаций,
интерактивных путешествий,
занятий в фотостудии.
Занятия в компьютерном классе подбираются для каждого ребёнка индивидуально в зависимости от уровня развития ученика. С виду это может быть вполне взрослый парень, но он может путаться в самых простых вещах таких, например, как кухонная мебель, овощи, фрукты, времена года. Поэтому сначала для определения уровня развития интеллекта и уже имеющихся знаний все ученики проходят диагностику уровня знаний. Кто-то может “перепрыгнуть” более простые курсы и перейти к более сложным, а кто-то задерживается на “вводных курсах” дольше. Уровни развития интеллекта у учеников настолько разные, что работа с каждым ведётся индивидуальная. Нельзя забывать также и о развитии самостоятельности в работе, принятии определённых решений в ходе урока. Это очень важно для умственно отсталых детей, которые зачастую мыслят шаблонно и говорят чужими словами, выражая чужие мысли.
Существенным препятствием в познании явлений и изменений в природе учащимися с ограниченными возможностями является характерное для многих из них (особенно в младшем возрасте) отставание в физическом развитии (патологическая замедленность, нарушение зрительно-двигательной координации, расстройства мышечного тонуса, нарушение общей и мелкой моторики). Эти недостатки отрицательно влияют на воспитание детей, особенно во время проведения уроков.
Как и все другие дети, умственно отсталые встречаются с различными предметами и явлениями окружающей природы (ветер, дождь, снегопад, метель, изменения облачности, различные сезонные изменения в природе и т.п.). Ребята следят за природными явлениями вместе с воспитателями на прогулке, из окна группы. Цель занятий по ознакомлению с окружающим на уроках в компьютерном классе – закрепить полученные знания, выполняя различные задания. Например, задания о смене времён года, которые хорошо представлены в программе “Курс МалЫШЕЙ”. При выполнении заданий ребята вместе со мной проговаривают особенности того или иного времени года, развивая тем самым речь, обогащая свой словарный запас.
Ещё один вид работы на занятиях в компьютерном классе, которым ребята овладевают с удовольствием, - это сканография. Сканография - это сканированные и обработанные на компьютере изображения, которые занимают место между фотографией и иллюстрацией. Фотографию, полученную путём сканирования, называют сканограммой. По принципу создания сканограмма очень напоминает фотограмму, но в отличие от нее "мокрый" процесс здесь отсутствует. В сканографии предметы кладутся непосредственно на стекло сканера и после сканирования сохраняются в TIFF-формате с помощью программы Photoshop, а затем распечатываются, как обычные цифровые фотографии. Работу по сканографии очень удобно проводить с такими детьми, как наши, с ограниченными физическими возможностями. Многие из них не могут нарисовать картинку, но способны кропотливо "выложить" композицию из разнообразных, зачастую мелких деталей. Ребята очень радуются, видя свои работы на экране компьютера и распечатанные с помощью цветного принтера. Воспитанники сами подбирают материалы для сканографии, проводя при этом самостоятельную работу. Они находят интересные вещи на прогулках, в своих личных вещах. Всё это очень важно для их развития.