Статья «Здоровье и развитие личности умственно - отсталых детей через метод изо-терапии»

1
0
Материал опубликован 13 November 2018

«Здоровье и развитие личности умственно - отсталых детей через метод изо-терапии».


«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А. Сухомлинский

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привития навыков здорового образа жизни с детства.

Дети – это наше будущее. Все мы родом из детства. Эти прописные истины лишний раз напоминают нам о том, что именно в детстве закладывается основа личности человека. Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям, увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решить все эти задачи, является искусство.

Учитель держит в своих руках неокрепшую еще подражательно изменчивую и все же неповторимую душу ребенка. От преподавателя, во многом зависит успешность развития способности детей, а так же их социально - психологическая адаптация к изменчивым, сложным жизненным условиям.

Изобразительное искусство – особый предмет, и его нельзя преподавать, как другие предметы. В искусстве недостаточно передачи знаний, формирование умений и навыков. Искусство не только изучается, но и проживается.

Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности.

В настоящее время я использую в своей работе метод изотерапии. Он позволяет разработать достаточно широкий круг упражнений для коррекции и реализации комплексного подхода. В широкой атмосфере развивается эмоционально – волевая сфера, память, мышление, моторика, психомоторика, тактильные ощущении, что немаловажно для развития умственно – отсталых школьников.

В помощь к этому методу, я разработала рабочие тетради по изобразительному искусству. Их использую в своей работе в урочное и в не урочное время и так же, как помощь родителям при работе с детьми.

Искусство более чем любая другая область, может оказывать положительное влияние на развитие личности ребенка с любой степенью ограничений здоровье.

Применяя изотерапию в общении и воспитании лиц с ограниченными возможностями здоровья, мы перед собой ставим следующие задачи:

- развитие умения владеть собой; объяснение ситуативных изменений в поведении ребенка; эмоциональное развитие ребенка; устранение неврозов и фобий различного типа; раскрытие и развитие ребенка в области различных видов искусства; развитие чувства уверенности в себе.

В изотерапии детский рисунок рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его к миру. В связи с этим, важной и ответственной задачей для педагога, проводящего изотерапию, становится разделение в детском рисунке тех особенностей, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им технического рисования, с одной стороны, и особенностей рисунка, отражающих личностные характеристики, - с другой.

Для правильной интерпретации содержания и значения рисунков детей педагогу необходимо учитывать ряд условий:

- уровень развития изобразительной деятельности ребенка; особенности самого процесса рисования: выбор темы или принятия задачи, сохранение ее на протяжении процесса рисования; динамику изменения рисунков на одну и ту же тему, либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или во входе коррекционного процесса.

Одним из направлений изотерапии в общеобразовательной школе психолого – педагогической поддержки, я считаю поиск нетрадиционных средств и методов коррекционно – развивающей работы с воспитанниками, имеющими дефекты развития.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности особенно у детей с интеллектуальной недостаточностью. Нетрадиционные техники рисования корректируют психику, позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь обеспечивает занятию творческий характер.

Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развивать ребенка все сторонне. Эту технику разрабатывали такие исследователи как: Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Сезова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, А.А. Фатеева, Г.Н. Давыдова. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития школьника.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.

Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают больше возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить и о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Дети по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научиться.

Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в созидании красоты, то, как считают, в ребенке формируется «инфантильная восторженность».

В процессе обучения рисованию детей, мы познакомились и освоили следующие нетрадиционные техники:

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Ниткография

Материал: ворсистая нитка (ирис), лист бархатной бумаги (контрастный цвет); нитки х/б №10, краски. Кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист, резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Особо хотелось выделить один из видов нетрадиционной техники «Пластилинографию», которая оказалась наиболее интересной, доступной, для наших детей. С пластилином дети работают с желанием и увлечением.

Рисование пластилином - редко встречающийся вид живописи. Он способствует творческому развитию ребенка. Активное использование этого метода художественной выразительности на занятиях изобразительного искусства и во внеурочное время вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.

В основу таких занятий положено использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии.

Пластилинография - это способ изображения действительности. Создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

На каждом занятии мы решаем не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях (чтение, история, география, биология, письмо и д.р.); расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».

Занятия провожу нетрадиционно, использую новые методы:

надавливание и размазывание,

изготавливаем простейшие объемные поделки методом скатывания и раскатывания,

соединяем детали, вдавливаем различные предметы в основу из пластилина,

размазываем пластилин указательным пальцем на картоне.

Занятия лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином веду непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Применяю в работе с детьми стихотворения, потешки, скороговорки, загадки.

Знакомлю детей с окружающим миром, применяю варианты обобщения, даю знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развиваю фантазию и творчество. Для успешности работы детей необходима похвала и одобрение.

В работе предлагаю детям пластилин разного цвета, использую эстетически красочные предметы, игрушки. На обобщающих занятиях сравниваем поделки детей. Им предоставляю больше самостоятельности, поддерживаю интерес к лепке. Разумно чередую активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское переутомление. Слежу за осанкой детей. Работы детей оформляю на стенде в классе. Чтобы дети видели результаты своего труда.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений, мною была разработана программа “Пластилиновое чудо”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Работая с нетрадиционными техниками рисования, я заметила, что они существенно оказывают положительное влияние на развитие ребенка. После работы с пластилином у детей ослабляется возбуждение. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; характер сюжета рисунка, у детей становится менее агрессивным по содержанию и более сочным и чистым по цвету. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество доставляет ему только удовольствие. Также развивается желание работать и в традиционной технике рисования с кистью и красками.


 

Список литературы

Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 208с. [http://psychlib.ru.]

Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей/ Е.И. Игнатьев. - М., 1961.  Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество/ Т.Г. Казакова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006. - 192 с.

 Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие, для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования»/ Т.Г. Казакова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 255 с.

Косминская, В.Б., Васильева, Е.И., Халезова Н.С. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Электронный ресурс]/ В.Б.Косминская. – М.: Просвещение, 1997. - 253 с. – Режим доступа: [http://pedlib.ru]

Комарова, Т.С., Халезова, Н.Б., Казакова, Т.Г. Учитесь рисовать и лепить/ Т.С.   Комарова. – М.: Просвещение, 1967. – 112 с.  Комаровой Т.С Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под ред. Комаровой Т.С.. - М.: Просвещение, 1991. – 256 с.  

Михалюта, И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://www.maam.ru]

 Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие [Электронный ресурс]/ А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. - 510 с. – Режим доступа: [http://pedlib.ru]

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации