Статья на тему «Использование интерактивных методов при работе с видеоматериалами на занятиях по немецкому языку»

3
0
Материал опубликован 15 November 2020

Использование интерактивных методов при работе с видеоматериалами на занятиях по немецкому языку.

Принято считать, что общение при изучении немецкого языка может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае следует говорить о приоритете фронтальных форм работы на занятиях, когда преподаватель задает вопросы, а обучающиеся отвечают на них. Что касается «многостороннего» общения, то характерными для него формами являются групповые, в которых каждый учащийся может проявить свою интеллектуальную состоятельность.

При организации «многостороннего» общения происходит речевое взаимодействие между всеми обучающимися, раскрытие потенциала каждого из них. Именно интерактивные формы способствуют сплочению коллектива и созданию атмосферы сотрудничества в группе. У учащихся возникает желание не только продемонстрировать собственные знания, но и направить их на общий результат [1].

При обучении немецкому языку целесообразно внедрение различных интерактивных форм обучения, что позволяет в значительной мере интенсифицировать учебный процесс. В результате усвоение учебного материала происходит значительно быстрее, чем при использовании традиционных методов обучения, что способствует формированию у обучающихся речевых навыков, достаточных и необходимых для общения в разных коммуникативных ситуациях.

Интерактивные методы обучения – это группа современных методов, которые отвечают в полной мере требованиям современного общества. Они основываются на интеракционизме – концепции, важнейшей особенностью которой является способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению и соответственно этому интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия [2].

К задачам интерактивных методов обучения относятся:

проявление заинтересованности у учащихся;

эффективное усвоение учебного материала;

самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;

установление воздействия между учащимися, обучение работе в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение его достоинства;

формирование у учащихся собственного мнения;

формирование коммуникативных и речевых навыков.

Многие преподаватели иностранных языков часто обращаются к аутентичным видеоматериалам как к ценному источнику лингвистической и экстралингвистической информации. Аудиовизуальная природа языка фильма как бы приближает учащегося к изначальным устным основам изучаемого языка в различных его стилистических сферах, отображаемых в фильме, их изучение отвечает коммуникативным потребностям учащихся [3].

Для достижения эффективного результата при работе с видеоматериалами на занятиях по немецкому языку необходимо применение интерактивных методов для совершенствования процесса обучения. Использование интерактивных методов при работе с видеоматериалами повышает мотивацию обучения, способствует стимулированию положительного отношения слушателей к учению. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в рамках которого осуществляется взаимодействие. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля [1].

К интерактивным формам обучения при работе с видеоматериалами на занятиях по немецкому языку относятся различные виды игр, дискуссии, дебаты, ПОПС-формула, метод «Кольца», «Мозговой штурм», «Снежный ком», составление и решение кроссвордов и т.д. Остановимся подробнее на некоторых из них.

К одним из самых популярных интерактивных методов обучения относится ролевая игра. Уже начиная с первых занятий по немецкому языку, на уроках могут использоваться различные видеоматериалы, а их сюжет может быть взят за основу ролевой игры. Чаще всего обыгрываются простые повседневные жизненные ситуации, например: знакомство, прощание, встреча друзей, поход в кино, поход в кафе, покупка билетов, поездка на автобусе, путешествие и т.д. Ролевую игру можно организовать, отталкиваясь от совершенно любой темы, например, ролевая игра «Встреча друзей» (учащиеся разыгрывают диалог между двумя друзьями), «Поход в ресторан» (один учащийся исполняет роль официанта, а другой – роль посетителя), «Поход к врачу» (один учащийся врач, а второй, соответственно, пациент). По словам О. С. Тарасенко: «подобные занятия могут проводиться при изучении любых грамматических тем, для контроля усвоения лексического и грамматического материала» [3].

Важной составляющей интерактивного обучения, согласно коммуникативной методике, считаются дискуссионные игры (дискуссия, дебаты, круглый стол). Суть этих игр состоит в том, чтобы обсуждать и анализировать актуальные темы, волнующие слушателей. Каждый учащийся имеет возможность высказать свое мнение относительно поставленного вопроса. Преподаватель лишь направляет учащихся, развивает тему, задает наводящие вопросы. Темы дискуссий могут быть разнообразными, они зависят от содержания просмотренного отрывка: «Почему Джессика и Том ссорятся? Как вы думаете, кто из них прав?», «Как бы вы поступили на месте Тома?». Такие дискуссии требуют непринужденной обстановки и помогают обучающимся без страха, напряжения или волнения общаться на немецком языке.

Для учащихся, владеющих немецким языком на продвинутом уровне, доступным видом заданий становятся интерактивные командные игры, такие как «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Клуб знатоков». Такого рода интерактивные игры позволяют учащимся расширить свои знания о Германии, а также проверить общий уровень знаний, эрудицию, логику. Ситуация соревнования способна стимулировать умственную деятельность обучающихся, заставляя их быстрее выражать свои мысли на немецком языке [4].

Метод «ПОПС-формула» (позиция – обоснование – пример – следствие). Суть данного метода заключается в том, чтобы учащийся занял определенную позицию по какому-либо вопросу или проблеме (проблему может задать преподаватель, основываясь на просмотренном отрывке видеоматериала), обосновывал ее, привел ряд примеров (аргументировал свою позицию) и подошел к определенному выводу (следствию). Данный метод способствует формированию навыка точно сформулировать свое мнение о поставленной проблеме, а также учит излагать свои мысли четко и ясно, не отклоняясь от темы. Для выражения своей позиции могут использоваться фразы-клише: «Meiner Meinung nach (По моему мнению…)», «Meines Erachtens (На мой взгляд…)», «Ich glaube, dass (Я считаю, что…)», «Ich bin sicher, dass (Я уверен, что…)  Также отметим, что учащиеся учатся реагировать на чужое (другое, противоположное) мнение, улаживать конфликты и находить компромиссы [5].

Одним из действенных интерактивных форм обучения немецкому языку является метод «Кольца». Благодаря его использованию занятие получает замкнутую структуру. Он готовит учащихся к коммуникации в устной и письменной форме [5]. Например, одно из практических занятий начинается с просмотра видеоролика на тему «Семья», далее следует обсуждение вопроса «Как вы понимаете поговорку ein Herz und eine Seele sein (они живут душа в душу)»? Учащиеся вступают в диалоговое взаимодействие, учатся излагать мысли ясно, лаконично, последовательно, приводить весомые доводы в защиту своего мнения. Далее на основе этого выражения объясняется тема «Моя семья». Обсуждаются вопросы, связанные с просмотренным видеороликом и с поговоркой: «Как живут ваши родители?», «Как вести себя в семье, чтобы жить счастливо?» и т.д. Затем предлагаются чтение текста по этой теме и выполнение послетекстовых заданий. В конце занятия учащиеся пишут мини-сочинение по теме «Семья» и сдают на проверку преподавателю.

«Угадай слово» – интерактивный метод, который чаще всего используется на начальных этапах обучения немецкому языку. Его суть состоит в том, что преподаватель раздает слова учащимся, ориентируясь тему просмотренного фрагмента фильма, учащийся задумывает одно из слов и объясняет его своим одноклассникам, не называя его.

Метод «Идейная карусель». Учащиеся разбиваются на микрогруппы по 4-5 человек. Каждому члену микрогруппы выдается по чистому листу бумаги и всем задается один общий вопрос по теме просмотренного видеоролика. Без предварительного совещания в микрогруппах, каждый учащийся записывает на своем листе формулировку ответа. Затем члены одной микрогруппы обмениваются между собой листами. На полученном листе с записями каждый участник микрогруппы должен добавить новую запись, не повторяя уже имеющиеся на листе. Затем члены группы обсуждают ответы между собой и выделяют наиболее важные или точные формулировки. В заключение все микрогруппы обмениваются между собой результатами в процессе дискуссии [6].

Таким образом, использование интерактивных методов при работе с видеоматериалами при обучении немецкому языку позволяет сделать всех учащихся активными участниками педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность, пробуждать интерес обучающихся. Интерактивные методы также повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности учащихся, побуждает их к конкретным действиям, вследствие чего процесс обучения становится более осмысленным.

Список литературы:

1 Нишонова Д. Ж. Использование интерактивных методов на уроках немецкого языка // Вопросы науки и образования. 2019. №4.

2 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Изд-во ИКАР. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. 2009

3 Белова Г.Н. Видеофильм как средство формирования социокультурной компетенции студентов на занятиях немецкого языка // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №16.

4 Старченко Д.В. Интерактивные технологии в обучении иностранным языкам // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2014. №5

5 Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению как модель межкультурной коммуникации // Вестник МГУ. 2003. №3.

6 Кашлев С.С. Технологии интерактивного обучения. - Мн.: Белорусский версаль, 2005..

7 Бакирова Л. Р. Интерактивные методы и приемы проведения занятий по русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №7-1.

8 Сенченкова Е.В. Интерактивные формы обучения русскому языку как иностранному в медицинском ВУЗе // Российско-китайское сотрудничество: традиции, современность и перспективы. 2016. № 16.

 

 

 

 

 

 

6

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации