12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абаркина Екатерина Сергеевна1678
Работаю в школе с 2016 года. Закончила ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет. Преподаю историю, обществознание и право с 5 по 10 классы.
Россия, Московская обл., г.о. Орехово-Зуево


Метод проектов на уроках истории и обществознания
PDF / 154.78 Кб

/data/files/h1636699033.docx (Метод проектов на уроках истории и обществознания)

Автор: Абаркина Екатерина Сергеевна

Должность: учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория.

Место работы: МОУ Верейская СОШ №19 (г.о. Орехово-Зуево)

Аннотация: В статье рассмотрен проектный метод, являющийся технологией, которая способна решать задачи, стоящие перед современной школой, среди них: стимулирование творческой деятельности учащихся, осуществление связи с жизнью, способствование практическому освоению действительности.

 

Тема: «Метод проектов на уроках истории и обществознания»

Всестороннее развитие учащихся - главное условие в работе каждого учителя. Самым главным в воспитании и развитии интереса к знаниям и потребности в самообразовании является воспитание самостоятельности и творческого подхода в овладении знаниями, всемерное развитие наблюдательности, познавательной активности и стремления к самообразованию.

Одним из наиболее активно применяемых на уроках истории и обществознания разновидностей проблемно – поискового обучения является метод проектов. Это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Во-первых, метод проектовпозволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

Во-вторых, реализуются принципы личностно - ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины.

В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие виды проектов: информационные, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся (класса) и темы. По своему содержанию проекты в значительной мере межпредметны, потому что интегрируют знания по другим предметам.

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. В завершении курса история Средних веков учащиеся создавали проекты: «Средневековый замок» (как продукт, был изготовлен макет), «Пирамиды майя» (как продукт, был изготовлен макет), «Ацтеки» (как продукт, был изготовлены маски, атрибуты письменности). Таким образом у учащихся была возможность выбрать любую тему по душе и изготовить проект. По истории Древнего мира: «Египетские пирамиды» (как продукт, был изготовлен макет), «Жилище древнего человека».

К 76-летию Победы 9 и 10 классы работали над проектом «Песни, которые помогли выжить…». Итогом этой работы стала литературно-музыкальная композиция, с которой дети выступили перед учащимися школы в канун праздника 9 мая. Композиция сопровождалась презентацией, сделанной учащимися.

 Учащиеся работают и над краеведческими проектами «История школы», «История поселка Верея». На основе краеведческих проектов – создан виртуальный музей в школе, учебные видеоролики.

По обществознанию интересные проекты получаются при изучении раздела «Экономика»: создание рекламы своего продукта (тема «Предпринимательская деятельность»), Составить бизнес-план своей фирмы и др.

Позиция педагога в проектной деятельности не должна занимать крайние позиции: либо учитель совершенно выпал из процесса, либо, наоборот, очень активен, и школьники не могут самостоятельно работать над заданием. Необходимо учителю соблюдать «золотую середину», и тогда совместное создание проекта станет успешным.

Примерные продукты проектной деятельности учащихся по истории иобществознанию:

- электронное учебное пособие;

- исторический журнал;

- законопроект («Законотворческая инициатива»);

- ролевая игра;

- письмо в…прошлое (письмо участнику ВОВ);

- статья;

- мультимедийный продукт;

- сценарий;

- стенгазета;

- разработанный маршрут экскурсии;

- справочник;

- интернет-список;

- учебный web-сайт;

- игра и др.

Проектная деятельность повышает мотивацию обучающихся вполучении дополнительных знаний, воспитывает чувство ответственности,коллективизма, самодисциплины, развивает исследовательские и творческиеспособности. Результатами данной работы являются: красочно оформленныепрезентации и эмоциональная защита.

Учебным результатом опыта проектирования является способностьсоздавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание,погружение в проблему, переживание «ситуации успеха» обучающийсяделает открытие в самом себе, в предмете исследования.Реализуется принцип    связи обучения с жизнью.

Главный результат проектирования– компетентность обучающихся в области историии обществознания, конкретные умения и навыки, которые формируются входе проектной деятельности. Такая форма обучения способствует болееглубокому осмыслению обучающимися прошлого и настоящего России,ведёт к формированию собственных оценок, развитию критическогомышления.

Немало этот метод даёт и учителю (преподавателю). Это и возможностьтворчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества ивзаимодействия с учащимися. Метод проектов позволяет интегрироватьразличные виды деятельности, делая процесс обучения увлекательным,интересным и поэтому более эффективным.

 

Список использованных источников:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-vospitaniya-podrostkov/viewer
  2. https://www.researchgate.net/publication/353680332_Proektnaa_deatelnost_v_skole_problemy_i_perspektivy
  3. Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №4.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007.
Опубликовано в группе «Использование активных методов обучения на уроках обществознания, экономики и права.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.