Выступление «Использование проектного метода на уроках истории и внеурочной деятельность»
Использование проектного метода на уроках истории и внеурочной деятельность.
Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности согласно ФГОС ОО является одной из форм обучения в современной школе. Это позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ученика — такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.
Проект также рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения.
Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет школьникам возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний. Проектная деятельность - это большой потенциал для развития познавательного интереса школьников.
Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Выбор объекта проектирование принадлежит ученикам, а учитель выполняет роль координатора, помощника
Проектная деятельность в школе должна выступать, как одна из основных форма организации урочной и внеурочной деятельности школьников. Включение детей в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда.
Проектная деятельность должна организовываться с учетом особенностей учеников. Это позволяет создать условия для достижения как регулятивных метапредметных результатов, так и познавательных универсальных учебных действий. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей.
Проектная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.
Форма организации работы в основном индивидуальная, парная и групповая. Место проведения: школа, семья. Каждый ученик имеет возможность выбрать проект в соответствии со своими интересами или предложить свой: создание игр на учебном материале, социально значимые проекты, частично исследовательские проекты. Организация школьных мероприятий предполагает возможность создания творческих проектов. Учащиеся включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и духовно-нравственных мероприятий.
Тематику проектных заданий можно связать с материалами истории, жизненными ситуациями. Для мотивации учеников желательно усложнять предлагаемые проекты от класса к классу и в плане содержательном, и в плане организационном.
На уроках истории в учебниках даются примерные темы индивидуальных проектов, т.е огромный выбор. Во внеурочное время можно предложить школьникам темы.
Примеры проектов:
1) Информационные и практико-ориентированные проекты.
Сбор краеведческого материала о прошлом села (район), достопримечательностях, народах, их обычаях, книгах и фильмах, посвященных родному краю.
«Легенды села», «История улицы», «Жизнь ветерана».
2) Исследовательские.
Формирование ценностного отношения к семье, создание генеалогического древа семьи, презентация семейных традиций « Моя семья в прошлом и настоящем», «Моя родословная», «Мой прадедушка ветеран ВО войны», «Моя прабабушка».
Формирование ценностного отношения к истории малой родины, публикации, создание презентаций: « Люди в истории нашего края ».
3) Игровые проекты.
Формирование ценностного отношения к своим правам и обязанностям, освоение модели поведения, викторины и конкурсы: «Мои права, мои обязанности» «Мой взгляд».
4) Творческие проекты.
Формирование ценностного отношения к народным традициям, фольклору, участие в праздниках, иллюстрирование малых фольклорных форм: «Народная мудрость в песнях», «Мир загадок», «Масленица».
5) Социально-направленные проекты.
Подготовка празднования государственных праздников России, изучение традиций, участие в различных гражданских акциях:
«День Победы», «День Конституции», «Письмо из прошлого».
Таким образом, как показывает опыт, проектная деятельность стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к истории, способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию.
Благодаря правильно спланированному и организованному процессу
работы над проектами можно добиться видимых успехов в преподавании
истории и заявить об успешном использовании интерактивных методов
обучения.