12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харавдина Валентина Владимировна1462
Учитель истории, обществознание. Являюсь руководителем методического объединения учителей естественных дисциплин. Классный руководитель. Педагогический стаж работы 30 лет.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
1

Выступление «Использование проектного метода на уроках истории и внеурочной деятельность»

Использование проектного метода на уроках истории и внеурочной деятельность.

 

Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности согласно ФГОС ОО является одной из форм обучения в современной школе. Это позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ученика — такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.

Проект также рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения.

Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет школьникам возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний. Проектная деятельность - это большой потенциал для развития познавательного интереса школьников.

Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Выбор объекта проектирование принадлежит ученикам, а учитель выполняет роль координатора, помощника

Проектная деятельность в школе должна выступать, как одна из основных форма организации урочной и внеурочной деятельности школьников. Включение детей в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда.

Проектная деятельность должна организовываться с учетом особенностей учеников. Это позволяет создать условия для достижения как регулятивных метапредметных результатов, так и познавательных универсальных учебных действий. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей.

Проектная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.

Форма организации работы в основном индивидуальная, парная и групповая. Место проведения: школа, семья. Каждый ученик имеет возможность выбрать проект в соответствии со своими интересами или предложить свой: создание игр на учебном материале, социально значимые проекты, частично исследовательские проекты. Организация школьных мероприятий предполагает возможность создания творческих проектов. Учащиеся включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и духовно-нравственных мероприятий.

Тематику проектных заданий можно связать с материалами истории, жизненными ситуациями. Для мотивации учеников желательно усложнять предлагаемые проекты от класса к классу и в плане содержательном, и в плане организационном.

На уроках истории в учебниках даются примерные темы индивидуальных проектов, т.е огромный выбор. Во внеурочное время можно предложить школьникам темы.

Примеры проектов:

1) Информационные и практико-ориентированные проекты.

Сбор краеведческого материала о прошлом села (район), достопримечательностях, народах, их обычаях, книгах и фильмах, посвященных родному краю.

«Легенды села», «История улицы», «Жизнь ветерана».

2) Исследовательские.

Формирование ценностного отношения к семье, создание генеалогического древа семьи, презентация семейных традиций « Моя семья в прошлом и настоящем», «Моя родословная», «Мой прадедушка ветеран ВО войны», «Моя прабабушка».

Формирование ценностного отношения к истории малой родины, публикации, создание презентаций: « Люди в истории нашего края ».

3) Игровые проекты.

Формирование ценностного отношения к своим правам и обязанностям, освоение модели поведения, викторины и конкурсы: «Мои права, мои обязанности» «Мой взгляд».

4) Творческие проекты.

Формирование ценностного отношения к народным традициям, фольклору, участие в праздниках, иллюстрирование малых фольклорных форм: «Народная мудрость в песнях», «Мир загадок», «Масленица».

5) Социально-направленные проекты.

Подготовка празднования государственных праздников России, изучение традиций, участие в различных гражданских акциях:

«День Победы», «День Конституции», «Письмо из прошлого».

Таким образом, как показывает опыт, проектная деятельность стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к истории, способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию.

Благодаря правильно спланированному и организованному процессу

работы над проектами можно добиться видимых успехов в преподавании

истории и заявить об успешном использовании интерактивных методов

обучения.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.