Использование классической игры домино на логопедических занятиях

1
0
Материал опубликован 23 October 2022

Бишаева Оксана Сергеевна

учитель-логопед МБДОУ Д/с №61

«Тропинка» г. Якутска

Использование классической игры домино на логопедических занятиях


Пояснительная записка

Работа учителя-логопеда всегда подразумевает поиск новых средств и методов для коррекционно-развивающей работы.

Каждый логопед на занятиях старается использовать разнообразную наглядность, дидактические игры и пособия, чтобы заинтересовать детей и развивать психические и сенсомоторные функции для успешной коррекционной работы.  

Использование игры домино в логопедической работе уже не в новинку. Существуют разные варианты логопедического домино с изображением наглядных картинок для автоматизации звуков в словах. Я же решила составить домино для автоматизации звуков в слогах по типу традиционной игры в домино.

Для создания пособия мне понадобился обычный набор детского домино с картинками и цифрами, который продают в любых книжных маркетах и магазинах для детей (рис. 1). Такое домино как раз лежало у меня дома среди игрушек, которым дети уже давно не играли. И я решила его переделать для работы по автоматизации и дифференциации свистящих звуков в слогах. В наборе 28 фишек домино. Эти прямоугольные фишки разделены на 2 части, на каждой отмечены цифры от 0 до 6. Сначала в программе Power Point составила карточки, которые будут приклеиваться на лицевую сторону фишек. Карточки я составила так, чтобы у каждой половинки фишки были свои постоянные: цифра, слог и цвет следующим образом: цифра «0» - цвет красный, слог «са»; цифра «1» - цвет зеленый, слог «ас»; цифра «2» - цвет синий, слог «за»; цифра «3» - цвет розовый, слог «зу»; цифра «4» - цвет желтый, слог «ца»; цифра «5» - цвет фиолетовый, слог «си»; цифра «6» - цвет белый, слог «зе».

Затем подогнала карточки под размер фишек домино, распечатала, разрезала и приклеила двухсторонним скотчем (рис. 2).

Логопедическое домино

Цель – автоматизация и дифференциация свистящих звуков в слогах.

Задачи:

развитие речи;

развитие логического мышления;

закрепление навыков счета;

развитие умения целеполагания, формирование понятия очередности, игры по правилам [2].

Правила игры:

Игра происходит по классическим правилам игры в домино. Суть игры – выстроить цепочку из фишек таким образом, чтобы они соприкасались друг с другом одинаковым количеством цифр. Так, к двойке прикладываем двойку, к тройке – тройку и т.д.

В партии могут принимать участие от двух до четырех человек. Если играют вдвоем, то раздают по 7 костей, если втроем или вчетвером – по 5.

Все игроки получают фишки. То, что осталось, откладывают в сторону – это общий «котел». Отсюда участники будут брать фишки в случае их нехватки для продолжения игры.

Первым ходит игрок, которому достался дубль, то есть фишка с одинаковыми цифрами на обеих половинках. Лучше всего начинать с фишки 6-6 или любого другого дубля. Если дубля нет ни у кого, то тогда ходят фишкой – с самым наибольшим числом очков. Нельзя начинать раунд с нуля.

Первый игрок выкладывает фишку и четко произносит слог, который на ней изображен (например, фишка 6-6 «ЗЕ»). К первой положенной фишке участники начинают по очереди выкладывать свои и четко произносить слоги каждой выкладываемой фишки (например, следующий игрок положил фишку 6-3, тогда он произносит слоги «ЗЕ» - «ЗУ») и т.д.

Ставить можно и по вертикали, и по горизонтали, работает главное правило: фишки должны соприкасаться равными сторонами (рис. 3). В случае если у игрока, чтобы продолжить ход, не оказывается подходящей фишки, он берет ее из «котла», вытягивая по одной, пока не попадется нужная. При этом, чем чаще соперник вытаскивает фишки из «котла», тем дальше он от победы. В «Домино» не выгодно иметь много фишек. Ведь победителем становится тот, кто первым выложит на стол все свои фишки и окажется с пустыми руками.

Но есть и другой вариант окончания игры – это «рыба». Так происходит, когда у игроков есть на руках фишки, но никто из них не может подобрать нужную половинку и продолжить цепочку.

Победа тогда определяется следующим образом: у всех участников подсчитывается набранная сумма очков – складываются между собой числа всех плашек. У кого оказалась наименьшая цифра, тот и побеждает [1].



Источники:

Правила игры в классическое «Домино» https://inteltoys.ru/articles/cat7/article654.html

Шафикова Л.А. Скрытые возможности использования домино. Польза для развития дошкольников / Образовательная социальная сеть nsportal.ru - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/12/12/skrytye-vozmozhnosti-ispolzovaniya-domino-polza-dlya

Рисунок 1.

t1666502175aa.jpg



Рисунок 2.

t1666502175ab.jpg

Рисунок 3.

t1666502175ac.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.