Логопедические технологии: использование фонетической ритмики на логопедических занятиях
Логопедические технологии: использование фонетической ритмики на логопедических занятиях
Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают сформировать фонетически правильную речь. В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой российских педагогов под руководством Э. И. Леонгард у специалистов Загребского реабилитационного цента «Суваг» для глухих и слабослышащих (Хорватия). Уже не один десяток лет эта система с успехом используется педагогами специальных школ и детских садов для детей с недостатками слуха и речи. Фонетическая ритмика давно перешагнула рамки работы со слабослышащими детьми. Достоинства этого метода в полной мере оценили логопеды, воспитатели, учителя подготовительных и начальных классов.
На чем же основан данный метод? Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному заплакать или засмеяться, как начинают плакать или смеяться другие. Кроме того, дети очень любят подражать (друг другу, взрослым и даже животным). Все эти природные способности детей с успехом использует фонетическая ритмика. Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых - разновременность созревания и развития психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения - значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи. Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идёт процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой.
Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:
соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Элементы фонетической ритмики включаются в индивидуальные логопедические занятия в нашем Центре.
Список использованной литературы:
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛА-ДОС», 1996. — 240 с: ил.
Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. –(Логопед в ДОУ).