Статья «Использование комплекса упражнений артикуляционной гимнастики для развития речи первоклассников»
«Использование комплекса упражнений артикуляционной гимнастики для развития речи первоклассников»
Немалую роль в адаптации к школьной жизни играет степень развития речи ребенка. Процент детей с нарушениями устной и письменной речи с каждым годом только возрастает.
Основные проблемы первоклассников это нарушение звукопроизношения (различные замены свистящих, шипящих звуков) нарушения фонематического восприятия, т.е дети не различают звуки, нечетко слышат звучащую речь), бедный словарный запас, плохо развитая связная речь, в которой наблюдаются многочисленные аграмматизмы (пропуски предлогов, неумение согласовывать прилагательные с существительными, употребление неправильных окончаний у слов)
Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). От того насколько качественно учитель начальных классов и учитель логопед выстраивают совместную систему работы с детьми зависит результат и успешность ребенка в школе.
На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. При изучении каждой новой буквы необходимо особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки, при чтении текстов или заучивании стихов напоминать ребенку, какие звуки нужно произносить правильно, контролировать правильную речь, помогать ребенку в оформлении полного ответа на уроках. Благоприятное влияние оказывает заучивание с детьми скороговорок, чистоговорок, стихотворений с контрольными звуками, использование артикуляционной гимнастики на уроках.
Я хочу познакомить вас с комплексом упражнений артикуляционной гимнастики , благоприятно влияющим на развитие речи детей. Стоит обратить внимание, что подобные упражнения пойдут на пользу не только детям с речевой патологией, но и их нормативно развивающимся сверстникам.
Речевая гимнастика укрепляет мышцы речевых органов и закрепляет правильное звукопроизношение. При этом тренируются все мышцы речи: язык, неба, губы. Артикуляционная гимнастика очень полезна и детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Предлагаемый комплекс артикуляционных упражнений с Веселым язычком, с описанием выполнения каждого упражнения и звуковым сопровождением позволит ученикам внимательно слушать, слышать, грамотно выполнять необходимые упражнения. А увлекательная сюжетная линия, наличие занимательных анимаций, подобранных к каждому слайду с учетом сюжета, будет поддерживать интерес на всём протяжении выполнения артикуляционных упражнений.
Таким образом, для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Ведь от умения общаться, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме зависит успех и самооценка ребенка в классном коллективе и в обществе в целом.