Статья «Использование различных видов гимнастики для гармоничного развития дошкольника»
Использование различных видов гимнастик для гармоничного развития дошкольника
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования, реализации ФГОС, становится сбережение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки, сохраняющих здоровье детей.
Поэтому важным направлением в работе вижу формирование осознанного отношения к здоровью и жизни у детей; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением.
Детский возраст - время интенсивного формирования роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети выросли здоровыми, закаленными, сильными. Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Воспитательно-образовательный процесс должен быть организован с учетом принципов: сохранение, укрепление и формирования здоровья. В связи с этим необходима организация НОД с акцентом на решение оздоровительных задач физического развития. Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий необходима в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОО.
. Мною была разработана система методики работы с детьми, направленная на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие, в соответствие с внедрением в практику работы ФГОС ДО.
Здоровьесберегающие технологии, используемые мною в работе с детьми, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы. Для этого необходимы: профилактика болезней, укрепление здоровья, комплекс эффективных лечебно-профилактических мер на протяжении всего дошкольного возраста.
На протяжении всего периода нахождения дошкольников в детском саду используются такие здоровьесберегающие образовательные технологии, как:
-медико-профилактические технологии;
-физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования;
-психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми, обеспечение комфортности воспитанников;
-учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья;
- технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей;
- технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входят:
стретчинг – организуется не раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста; рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием;
динамические паузы – проводятся во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления;
подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате ежедневно для всех возрастных групп; игры подбираются в соответствии с возрастом детей;
релаксация – организуется в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей; можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы;
гимнастика пальчиковая – делается с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; проводится в любое удобное время;
гимнастика для глаз – используется ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста;
гимнастика дыхательная – входит в разные формы физкультурно-оздоровительной работы;
динамическая гимнастика – проводится ежедневно после дневного сна по 5-10 минут;
гимнастика корригирующая – организуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы;
- технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя:
физкультурные занятия – проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале;
проблемно-игровые занятия – проводятся в свободное время, можно во второй половине дня;
коммуникативные игры – организуются 1-2 раза в неделю со старшего возраста; в них входят беседы, игры разной степени подвижности, занятия рисованием;
- коррекционные технологии, которые включают в себя:
технологии музыкального воздействия – используются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя;
сказкотерапия – проводится 2-4 занятия в месяц со старшего возраста; используется для психологической и развивающей работы.
Хочу остановиться на некоторых видах гимнастики, которые активно включаются при проведение занятий: гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная.
Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.
Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система детей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. И без того узкие дыхательные ходы при заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.
Известно, что дыхательная гимнастика:
• повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы
• предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос:
• укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;
• стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;
• насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
• способствует уравновешиванию нервных процессов
Можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
• дышать носом;
• дышать медленно,
• концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;
• выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
• дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:
• все упражнения выполнять легко, естественно, свободно, без усилий, напряжения и скованности;
• находиться в расслабленном состоянии, но не сутулиться (спина прямая, плечи развернуты, шея свободна);
• следить за тем, чтобы вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.
С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Конечно, это хуже, чем полноценное занятие, но маленькая польза — тоже польза.
Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения. При обучении детей сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить.
Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа. Во время занятий полезно не только «руководить», но и время от времени делать упражнения вместе с ребятами. Это и не помешает личному здоровью, и будет служить лучшим ориентиром, особенно для младших дошкольников.
Следующий вид гимнастики – пальчиковая.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, я полностью согласна с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
И несколько слов о гимнастике для глаз. Человек получает 90% информации благодаря органам зрения, поэтому забота о глазах важна в жизни каждого человека. У детей же это приобретает особое значение, т.к. в дошкольном возрасте идет активное формирование зрительной системы. В то же время глаза ребенка испытывают серьезные нагрузки, которые с каждым годом увеличиваются. Соответствующие упражнения помогут в профилактике и даже лечении заболеваний зрительной системы. Основная цель, которую преследует гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста, — тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит, насколько хорошо будет видеть ребёнок в дальнейшем и не будет ли у него проблем с глазками в школе.
Упражнения для глаз в детском саду выполняются в течение 3-4 минут. Можно делать несколько подходов в течение дня.
Комплекс гимнастики для глаз в детском саду поможет:
предупредить развитие заболеваний зрительной системы;
снять напряжение;
укрепить мышцы глаз;
дети учатся бережно относиться к своим глазам, заботиться о здоровье.
Использование таких форм здоровьесберегающих технологий, как гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная привело не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
В результате использования различных видов гимнастик у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью, успешно формируются привычки здорового образа жизни.
Таким образом, с дошкольного возраста формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки здорового образа жизни, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Опыт работы показал, что использование здоровьесберегающих технологий и конкретно различных видов гимнастики благотворно влияет на снижение показателей заболеваемости, положительную динамику показателей физического развития детей.
В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни, внедрения различных видов гимнастик у детей сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера.