Статья «Использование ковролинографии в предметно-развивающей среде группы раннего возраста»
Использование ковролинографии в предметно - развивающей среде группы раннего возраста
« Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить детей сегодня так, как учили этому вчера».
Джон Дьюи
Предметно-развивающая среда в группе является основным, базовым материалом на котором строится вся образовательная работа с детьми. Имея в группе достаточно грамотно организованную, полифункциональную предметную среду, используя при этом многообразие дидактического материала, нестандартные современные формы и приемы работы, можно достичь желаемых результатов в работе в более короткие сроки.
Ритм современной жизни, телевидение, гаджеты, использование компьютерных технологий сокращает живое общение с детьми. Дети недополучают тех эмоций, которые нужны ребенку при действии с предметами. Необходимо так организовать предметно - развивающую среду, чтобы она была интересна детям, побуждала их к творческой деятельности, развивала их психические процессы, повышала мотивацию к образовательному процессу. Для пополнения преднетно-развивающей среды группы раннего возраста было изготовлено несколько ковролинографов. Данным термином обозначают ковролиновое полотно большого размера, закреплённое на стене либо небольшое, размещённое на столе. На нём с помощью липучек дети группы раннего возраста крепят фигурки небольшого размера из фетра, бумаги и любых других лёгких материалов. Для активных малышей, с пока еще несовершенными движениями, очень удобно и важно, чтобы то, что они сделали, не ломалось от нечаянного движения. Поэтому важно, что игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий. Ковролинограф – удобное приспособление для игр и занятий. Таким образом, дети могут разыгрывать целые сказочные сюжеты или моделировать ситуации из жизни.
Помимо интереса, который такое игровое полотно вызывает у детей группы раннего развития, оно несёт в себе и несомненную практическую пользу. Играя с маленькими фигурками и размещая их на полотне, ребёнок развивает мелкую моторику пальцев рук, а, следовательно, и речь. Придумывая самостоятельно или с помощью педагога различные сюжеты, ребёнок стимулирует свою познавательную деятельность, а также развивает воображение.
Такое полотно на стене служит дополнительным элементом оборудования, с помощью которого можно проводить интересные и целенаправленные занятия по развитию сенсорики детей. Игры на ковролинографе помогают малышам сформировать представления об окружающем мире, усвоить понятия размера, цвета и формы предметов. Ребенку раннего возраста трудно отразить реальные пространственные отношения между предметами. И в этом тоже помогают дидактические игры на ковролине.
В группу раннего возраста были изготовлены дидактические игры из фетра «Чей хвост? », « Кто, что ест», «Накорми ежика», « Мама и детеныши», « Кто, где живёт?».
Можно также разыгрывать сказки, имея в наличии соответствующий набор персонажей. Дети впоследствии смогут самостоятельно пытаться пересказать текст сказочной истории. Например, сказку В. Сутеева «Кораблик»
Маленький комплекс, позволяет малышу не только наблюдать со стороны за действиями взрослого, но и самостоятельно выполнять некоторые задания. Это немаловажно для интенсивного развития способностей ребенка и более успешного решения педагогических задач. Сочетание этих комплексов позволяет организовывать учебно-образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально.
Таким образом, ясно, что количество игр и занятий, которые можно придумать для ковролинографии, ограничивается только творческим потенциалом педагога, индивидуальными особенностями детей, а также целью и содержанием учебного занятия. Правильно созданная предметно - развивающей среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Дети раннего возраста меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей раннего возраста свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.