Использование краеведения на уроках математики в 5 и 6 классе для составления задач, устных работ и проверки теоретического материала
Пояснительная записка
История нашей страны неразрывно связана с историей наших “малых родин”. У каждого она своя, но вместе мы единое целое. Нашу республику – Якутию называют и самой суровой, и страной больших расстояний,
Как не любить богатую и суровую природу нашей республики, ее короткое лето, морозную и снежную зиму. Прекрасна наша природа. Красива бесконечная тайга. Как богат наш родной край!
Природу надо любить, а полюбить ее можно, если хорошо узнаешь обо всем, что происходит вокруг тебя – и в лесу, и в реке. Изучая природу, можно увидеть много интересного, занимательного и увлекательного. Наши края связаны и с историей малых коренных народов Севера.
Существующие учебники не вмещают всего разнообразия материала по ознакомлению с ближайшим нашим окружением: сведений о жизни малых коренных народов, растений и животных нашего района. Больше узнать об истории родного края можно и на уроках математики.
В настоящий сборник задач входит 50 интересных задач, связанных с историей Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия).
5 класс
№1
Запишите цифрами заданные числа:
Население Республики Саха (Якутия) составляет один миллион девять тысяч пятьсот человек.
Площадь Якутии три миллиона сто три тысяч двести квадратных километров.
Среднегодовая численность постоянного населения с. Усун-Кюель составляет четыреста девяноста один человек: из них сто сорок три мужчин, сто пятьдесят пять женщин.
№2
Запишите цифрами заданные числа:
Дата образования Верхнеколымского района – тридцатое апреля тысяча девятьсот пятьдесят четвертого года.
Административный центр – посёлок Зырянка, основанный в тысяча девятьсот тридцать седьмом году.
Район расположен в десяти часовом поясе, время его опережает время Москвы на восемь часов, а время Якутска – на два часа.
Площадь района – шестьдесят семь тысяч квадратных километров.
Население района – четыре тысячи триста девяноста пять человек.
На каждого жителя района приходится двенадцать квадратных километров площади и несколько озер.
Расстояние от Якутска до Зырянки: наземным путем – две тысячи четыреста сорок километров; воздушным – тысяча двести пятьдесят пять километров; водным – четыре тысячи двести восемьдесят два километра.
№3
Самая большая река РС(Я) Лена имеет длину 4400 км. Река Колыма на 2271 км короче Лены, а Оленек на 163 км длиннее Колымы. Какова длина реки Оленек? На сколько километров река Лена длиннее реки Оленек?
№4
В Верхнеколымском районе пять сёл, отличающихся между собой традиционным укладом жизни: с. Усун-Кюель занято не оленеводством и промысловой охотой, а села Утая и Нелемное – не скотоводством и коневодством. Определите, каким традиционным укладом жизни заняты эти сёла, если с.Нелемное занято в основном промысловой охотой и рыболовством.
№5
Гора Победа – самая высокая гора РС(Я), ее высота 3147 м и на 188 м выше Верхоянского хребта. А Верхоянский хребет на 547 м выше Станового хребта. Найдите высоту Станового хребта. (№19)
№6
В 2019 году Арылахской школе исполнится 95 лет. В каком году основана школа?
№7
Расстояние с Чульмана до нерюнгри 39 км, а с Нерюнгри до Беркакита на 3 км ближе. Найдите расстояние с Чульмана до Беркакита через Нерюнгри.
№8
С Вилюйска до Верхневилюйска машина выехала машина со скоростью 45 км/ч и прибыла через 2 часа. А с Верхневилюйска до Вилюйска выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. Через какое время велосипедист прибудет в Вилюйск?
№9
Между г.Вилюйск и с.Сунтар лежат г.Нюрба и с.Верхневилюйск. Найдите расстояние с Вилюйска до Сунтара, если Сунтара до Нюрбы расстояние 138 км, с Нюрбы до Верхневилюйска – на 30 км больше. А расстояние с Верхневилюйска до Вилюйска в 2 раза меньше, чем расстояние с Сунтара до Нюрбы.
№10
Расстояние с Якутска до Намцы равен 84 км. С какой скоростью проедет автобус это расстояние за а ч? Напишите выражение и найдите значение, если а = 2; 3.
№11
Дата основания с.Усун-Кюель на 14 лет раньше даты основания с.Нелемное и на 5 лет позже с.Угольное. Определите, когда основались эти села, если известно, что в 2014 году с.Усун-Кюель исполнился 72 года.
№12.
Площадь территории Нижнеколымского района на 19,3 тыс.кв.км больше площади Верхнеколымского района, и на 38,1 тыс.кв.км меньше Среднеколымского района. \вычислите плоащди каждого района, если площадь всего Колымского региона 280,1 тыс.кв.км.
№13.
Школьный огород имеет форму прямоугольника. Длина огорода 92 м, а его ширина на 49 м меньше. Найдите площадь школьного огорода.
№14.
В 2007 году Арылахская САОШ получила урожай 3500 кг картошки, а в 2009 году в 3,5 раза меньше. Найдите урожай картошки за 2009 год и выразите в тоннах.
№15
В 2008 году УПБ «Бюгюйэх» собрал 60 кг брусники, в 2009 году – в 4 раза больше, а в 2010 – 2/5 от собранного за предыдущие два года. Сколько ягод собрал бригада за эти три года?
№16
Расстояние с п. Зырянка до г. Якутск наземным путем составляет 2440 км, а расстояние водным путем – 4282 км. На сколько километров водный путь больше наземного?
№17
Участок ЛТО «Бюгюйэх» имеет прямоугольную форму. Длина участка равна 4 км 300 м, а его ширина на 1 км 600 м меньше. Найдите площадь участка и выразите ее в гектарах.
№18
В с.Нелемное на 181 человек меньше, чем в с.Усун-Кюель. А в с.Угольное на 53 человека меньше, чем в с.Нелемное. Сколько человек проживает в каждом из сел, если в Нелемное и Угольное проживает столько же человек, сколько в Усун-Кюель?
№19
Две машины везут с Ожогино уголь по 9 тонн каждая. В день делают 4 рейса. Сколько тонн угля привезут эти машины за неделю?
№20
Расстояние с Амги до Покровки равен 25 км, а с Покровки до Оннёса – 60 км. Вычислите, на сколько километров Амга дальше Оннёса через Покровку.
№21
Расстояние от районного центра п. Зырянка до населенного пункта с.Усун-Кюель 110 км, а до с.Верхнеколымск – 5 км. Во сколько раз расстояние до с.Усун-Кюель больше, чем расстояние до с.Верхнеколымск?
№22
Какую часть тайги примерно занимают кустарники?
№23
Главным деревом нашей тайги является лиственница. В бассейне Колымы специалисты изучили лиственницу. Найдите значение выражения и вы узнаете толщину этой лиственницы в см, ее высоту в м и возраст в годах соответственно.
а) 74,5 : 0,5 – 12,9 : 0,1 (см)
б) 14,4 : 0,9 + 0,73 : 0,1 (м)
в) 2,5 : 0,05 + 46,1 : 0,01 (г)
№24
Длина волка 150 см, а длина горностая на 123000 мм короче. Найдите длину горностая.
№25
В 2014 году лагерю труда и отдыха «Бюгюйэх» исполнился полувековой юбилей. В каком году основан лагерь?
№26
Расстояние с Якутска до Сунтар равен 985 км. Первые два дня машина ехала 695 км. В третий день машина ехала на 85 км дольше, чем во второй день. Определите, сколько километров ехала машина в первый, второй и третий дни?
№27
Напишите числа в порядке возрастания и прочитайте полученное слово.
1,1 |
2,05 |
4 |
0,01 |
1,07 |
0,1 |
1 |
С |
Н |
Ё |
С |
У |
Е |
О |
2,5 |
4,01 |
1,21 |
3,7 |
4,1 |
3,07 |
0,11 |
- |
Л |
У |
Ю |
Ь |
К |
Л |
6 класс
№28
Расстояние от п. Зырянка до с. Усун-Кюель 110 км. Используя масштаб 1:1000000 определите длину этого расстояния на карте.
№29
Длина реки Колыма на карте составляет 121,5 см. Определите длину реки на местности, если масштаб карты 1:2000000.
№30
Измерьте по карте линейкой расстояние от Якутска до Зырянки, используя масштаб карты, определите это расстояние в километрах.
№31
Бригаде «Бюгюйэх» дали задание собрать 50 кг брусники в день, но она собрала 35 кг. На сколько процентов выполнила бригада данное задание?
№32
В танцевальном коллективе «Лондол» занимаются 32 учащихся. Из них 14 мальчиков, остальные девочки. Какую часть НТК «Лондол» составляют мальчики, какую девочки?
№33
Количество семей в нашем селе 163, из них малоимущих – 68. Какой процент составляют число малоимущих семей? Ответ округлите до целых.
№34
Расстояние от районного центра до с. Утая 170 км, а расстояние до с. Верхнеколымск в 34 раза меньше. Используя масштаб 1:1000000 определите длины отрезков на карте, если масштаб 1:100000.
№35Расстояние от п. Зырянка до с. Усун-Кюель 110 км. Используя масштаб 1:1000000 определите длину этого расстояния на карте.
№36
Расстояние от п. Зырянка до с. Угольное 65 км. Определите это расстояние на карте, если масштаб карты 1:1000000.
№37
Расстояние от п. Зырянка до с. Нелемное 46 км. Используя масштаб 1:1000000, найдите расстояние на плане местности.
№38
Расстояние от районного центра до с. Утая 170 км, а расстояние до с. Верхнеколымск в 34 раза меньше. Используя масштаб 1:1000000 определите длины отрезков на карте, если масштаб 1:100000.
№39
Численность пенсионеров 125 человек. Из них работающих составляет 24%. Сколько в селе работающих пенсионеров?
№40
В с.Нелемное на 181 человек меньше, чем в с.Усун-Кюель. А в с.Угольное на 53 человека меньше, чем в с.Нелемное. Сколько человек проживает в каждом из сел, если в Нелемное и Угольное проживает столько же человек, сколько в Усун-Кюель?
№41
Расстояние с Якутска до Намцы равен 84 км. С какой скоростью проедет автобус это расстояние за а ч? Напишите выражение и найдите значение, если а = 2; 3.
№42
Из Якутска и Томмота одновременно вышли навстречу друг другу легковой и грузовой автомобили, расстояние между которыми равна 535 км. Скорость легкового автомобиля равна 80 км/ч, а скорость грузового – 75% скорости легкового. Через какое время эти машины встретятся?
№43
В магазине «Якутские украшения» продавались 120 железные, медные и серебряные «илин-кэбиhэр» (женские уравшения). 30 из них из железа, 0,4 оставшегося – из меди. Сколько илин-кэбиhэр из серебра?
№44
Расстояние от районного центра до с. Утая 170 км, а расстояние до с. Верхнеколымск в 34 раза меньше. Используя масштаб 1:1000000 определите длины отрезков на карте, если масштаб 1:100000.
№45
Расстояние с Якутска до Намцы равен 84 км. С какой скоростью проедет автобус это расстояние за а ч? Напишите выражение и найдите значение, если а = 2; 3.
№46
В танцевальном коллективе «Лондол» занимаются 32 человек. Из них 14 мальчиков, остальные девочки. Какую часть НТК «Лондол» составляют мальчики, какую – девочки?