12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Егорова Виктория Викторовна72
Россия, Саха (Якутия) респ., Верхнеколымский район, с Усун-Кюель
0

Доклад на тему «Использование краеведческого материала для составления задач по математике»

ДОКЛАД

учителя математики Егоровой Виктории Викторовны для участия в дистанционной конференции

Математический материал, изучаемый в 5-6 классах, дает простор для составления задач, отражающих вопросы истории нашей страны, отдельно взятого населенного пункта. Но в учебнике математики такой материал встречается редко, а если и встречается, то только в масштабе страны или больших городов. Задач, составленных на краеведческом материале нашей республики, района - нет. Такие задачи не только способствуют закреплению математических навыков, но и знакомят нас с историей малой родины, учат бережному отношению к народному достоянию, содействуют выработке активной жизненной позиции.

Это будет возможным, если будет предложен сборник текстовых задач для учащихся такой, чтобы задачи, собранные в нём, были интересными, познавательными и доступными каждому ученику, который можно использовать в дополнение к основному учебнику.

Моя цель – создать сборник задач, основанных на историко-краеведческом материале, созданный учащимися для использования в математическом образовании школьников.

Мою работу по интеграции математики и краеведения наглядно представляет следующая схема.

Анализ материалов учебников.

Анализ состояния краеведческих знаний учащихся.

Поиск информации. Изучение литературы.

Анализ результатов поиска, составление задач.

Проверка задач.

Составление сборника.

 

Как можно использовать краеведческий материал на уроках математики?

При подборе и составлении текстовой задачи нужно исходить из той функции, которую выполняет задача в учебнике в качестве основной. Если задача решается в момент усвоения нового материала, в момент объяснения новой темы, то содержание текста обязательно должно быть взято непосредственно из окружения ребёнка и включать в себя понятные слова или выражения, чтобы ребёнок мог сосредоточить внимание на математической стороне вопроса.

Например, к теме «Масштаб» на переднем плане приведена задача №807, где требуется найти расстояние от Бреста до Владивостока на карте. Если исходить из обучающей роли, то содержание текста этой задачи для одних территорий можно считать подходящим, а других нет. Учитель, исходя из этих соображений, для объяснения темы может вместо этой задачи предложить задачу, отражающую местный цифровой материал, а задачу №807 решить на этапе закрепления. Можно взять направление: Зырянка – Якутск или Зырянка – Усун-Кюель с указанием расстояний между этими населенными пунктами. К теме «Деление» задача №587, где требуется найти периметр прямоугольника, если известно площадь и ширина прямоугольника. Для закрепления этой задачи можно предложить задачу на нахождение длины забора школьного огорода с указанием площади и ширины огорода.

К теме “Квадрат и куб числа” на переднем плане приведена задача № 651, где требуется вычислить на каком расстоянии друг от друга будут поезда через 6 ч после начала движения, если расстояние между Москвой и Ростовом-на-Дону 1230 км. Задача подобрана хорошо, сопровождается рисунком. Однако если исходить из обучающей роли, то содержание текста этой задачи для одних территорий можно считать подходящим, а других нет. Исходя из этих соображений, для объяснения темы можно вместо этой задачи предложить задачу, отражающую местный цифровой материал, а задачу № 651 решить на этапе закрепления. Например, можно взять направление: Зырянка – Усун-Кюель с указанием расстояний между этими населенными пунктами.

Приведем еще несколько примеров задач.

Это задание становится увлекательным занятием: в ответах зашифровано название Страны Больших Расстояний.

2,2 · 2

К

1,7 + 1,4

Я

0,22 · 10

Т

0,7 + 2,6

И

0,028 · 100

У

5 – 2,6

Я

3,1

4,4

2,8

2,2

3,3

2,4

 

 

 

 

 

 

Выполните действия, вставьте буквы в таблицу ответов и узнаете, какие горы мы видим, стоя на берегу реки Ясачной.

354,2 · 0,1

А

248,34 · 0,1

Г

3788,2 · 0,001

С

2,8 · 0,1

А

4,5 · 0,01

Р

0,08 · 0,1

А

54 · 0,001

А

30,7 · 0,01

Т

0,28

0,045

24,834

0,008

0,307

0,054

35,42

3,7882

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоение теоретического материала также можно проверить, привлекая краеведение. Например: ответьте на вопросы; первая буква каждого ответа является шифром, разгадав который вы узнаете, кто основатель ЛТО «Бюгюйэх». (слайд)

 

Огромную роль в развитии математических способностей, творческого мышления учащихся, их речи имеет умение составлять задачи по данной теме. Поэтому, работая над темой «Использование краеведческого материала на уроках математики», я использую такой вид деятельности, как составление задач. Научив детей владеть умением решения задачи, можно осуществить влияние на их интерес к предмету, на развитие целенаправленного мышления.

Была разработана памятка работы над составлением задачи.

Памятка.

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, "Энциклопедии ”, исторических справочниках, Интернете и др. источниках).

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

Действия с натуральными числами.

Единицы измерения длины, площади, объема.

- действия с десятичными дробями.

Нахождение части числа и числа по его части.

- проценты.

- логические задачи, задачи-разминки.

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.

Требования:

наличие исторической справки;

корректность формулировки условия;

наличие подробного решения;

подготовка слайдов (3-х) с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.

 

Самый основной этап – составление задач. Были выделены следующие разделы: «Сложение и вычитание натуральных чисел», «Умножение и деление натуральных чисел», «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей», «Задачи на движение», «Обыкновенные дроби», «Проценты», «Пропорции», «Задачи на дроби». Темы «Сложение и вычитание натуральных чисел», «Умножение и деление натуральных чисел» нацелены на повторение связи отношений «на … больше», «на … меньше», «больше … в», «меньше … в». Логические умозаключения. В темах «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей» повторяются те же самые связи отношений, что и для натуральных чисел. Учитель или ученик могут на основе одних данных составить задачи на действия с натуральными числами, с десятичными дробями, с рациональными числами. Тема «Задачи на дроби», «проценты», возможно, с привлечением интересных, познавательных фактов лучше усвоятся учащимися. Есть задачи, решением которых являются уравнения, построение диаграмм.

Ученица 7 класса Егорова Мария составила следующую задачу:

В с.Нелемное на 181 человек меньше, чем в с.Усун-Кюель. А в с.Угольное на 53 человека меньше, чем в с.Нелемное. Сколько человек проживает в каждом из сел, если в Нелемное и Угольное проживает столько же человек, сколько в Усун-Кюель?

Прежде чем составить такую задачу, учащийся должен был собрать необходимые сведения, то есть узнать количество жителей в данных населенных пунктах и проанализировать, подходят ли полученные числа для условия этой задачи. Работа такого характера формирует следующие мыслительные операции: анализ, сравнение; развивает познавательную активность, самостоятельность учащихся.

Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и в ходе экскурсий на объекты местного хозяйства. Для того чтобы ученикам было легче подбирать числовые данные в задачи, провожу математические экскурсии со следующей тематикой:

- математика вокруг школы (измерение теплиц, геометрия 8 кл., расстояние от школьного крыльца до ворот, до школьной мастерской, 5 кл., вычисление площади огорода, 5-6 кл.…);

- математика в открытом поле (снятие плана участка 6 кл., нахождение площади участка 5-6 кл. …);

- математика внутри школы (подсчет количества кабинетов ,площадей кабинетов, подсчет учащихся …)

-математика на пришкольном участке (подсчет площади, отведенной под овощные культуры, подсчет урожайности).

Например, В 2007 году Арылахская САОШ получила урожай 3500 кг картошки, а в 2009 году в 3,5 раза меньше. Найдите урожай картошки за 2009 год и выразите в тоннах.

Школьный огород имеет форму прямоугольника. Длина огорода 92 м, а его ширина на 49 м меньше. Найдите площадь школьного огорода.

 

Решая задачи, ученик «убивает несколько зайцев», можно узнать много нового и интересного об истории родного края, значимых событиях в его жизни, природе, знаменитых земляках, повторить математические действия.

 

Из удачно придуманных учениками задач составили небольшой сборник задач. Это хороший стимул, мера поощрения для авторов задач.

Таким образом, целенаправленная работа по составлению текстовых задач на местном числовом материале, собранном учителем и учащимися, снимает неуверенность ребенка в своих математических способностях, позволяет оценить красоту и уникальность родного края через решение интересных задач и примеров, связывает математику с окружающей жизнью, а это и есть одна из основных задач обучения математике.

Для определения уровня краеведческих знаний учащихся была проведена анкета «Знаешь ли ты историю своей малой родины?».

Результаты анкетирования представлены в диаграмме 1.

Из 22 опрошенных учащихся 90,9% учащихся ответили, что многое узнали об истории своей малой Родины, 2 учащихся (9,1%) ответили так себе.

t1589928969aa.gif

 

Я пришла к выводу, что решение задач с использованием краеведческого материала позволяет углубить знания учащихся по краеведению, способствует привитию интереса к математике, продолжает развитие творческого мышления, формирует ответственный подход к решению задач. Кроме этого формируются такие качества, как самостоятельность, ответственность, любовь к родному краю, своей малой родине.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.