12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Людмила Анатольевна Крюкова19 |
Применение технологий «Использование методики ассоциативного мышления на уроках английского языка в условиях модернизации содержания»
Использование методики ассоциативного мышления на уроках английского языка в условиях модернизации содержания
Крюкова Людмила Анатольевна
преподаватель (руководитель дисциплины)
отдельной дисциплины «Иностранные языки»
Кадетского корпуса (спортивной школы) ВИФК
г. Санкт-Петербург
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование активной и творческой личности ученика. Сегодня ученик должен уметь приобретать знания самостоятельно; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.
В учебно-воспитательном процессе методы обучения являются одним из основных факторов влияющие на сам процесс обучения и на его результат. Правильно подобранные методы влияют плодотворно на учебно-воспитательный процесс, в то время как ошибки или неточности выбора методов могут привести к снижению эффективности обучения. В связи с этим, всегда было велико внимание ученых и преподавателей, к методам обучения, а также их совершенствованию.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Эти методы в основном строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, о путях разрешения той или иной проблемы или ситуации. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания, соответствующего метола, способов их использования, мастерства педагога.
Дети сегодня сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли может кто из них запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Информация, поступающая из разных источников, а это радио, газеты, телевидение, журналы, и, конечно же, сеть Интернет, настолько опутывает мозг ребенка, что он не в силах справиться с ней. Не все могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое.
И, поэтому, возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Дети все разные. Кто-то может один раз услышать, кому-то нужно просто один раз увидеть, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в компьютере, а кто-то записывает все в тетрадке. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден возвращаться и пересматривать снова и снова.
Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности требует поиск таких методов, которые помогли бы обучающимся научиться перерабатывать информацию, интерпретировать, сжимать ее, представлять в удобном для запоминания виде.
Одним из эффективных методов активного обучения является технология интеллект-карт, которая, как показывает практика, может быть успешно использована в обучении иностранному (английскому) языку. Интеллект-карты – один из способов структурирования и отображения информации. Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mindmaps как «ментальные карты», «мыслительные карты», «ассоциативные карты», «карты ума». Концепция интеллект-карт была предложена в конце 60-х, начале 70-х годов прошлого века Тони Бьюзеном, известным американским автором, который писал на темы, касающиеся мозга, памяти, духовного интеллекта. Интеллект-карты представляют собой графическое выражение ассоциативного мыслительного процесса, точкой приложения которого является некий центральный объект. Интеллект-карты учат раскладывать информацию по степени важности, отделяя главное от второстепенного. Знания, наполняющие интеллект-карту, имеют смысл, четкую форму, структуру, осознаются не как мертвая информация, а как то, что действительно нужно человеку для жизни. К интеллект-карте можно возвращаться снова и снова для ее пополнения или повторения материала.
Использование интеллект-карт направлено на побуждение учащихся к самостоятельному овладению знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Они позволяют активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся, повышать результативность учебного процесса, формировать и оценивать профессиональные компетенции.
Интеллект-карта- это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто - это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее.
Интеллект-карта - это инструмент, позволяющий обучающимся:
- мыслить, используя весь свой интеллектуальный и творческий потенциал;
-эффективно обрабатывать и структурировать информацию.
Области применения интеллект-карт:
- обучение (создание ясных и понятных конспектов, максимальная отдача от прочтения книг/учебников);
- запоминание (подготовка к экзаменам, запоминание лексического и грамматического материала);
- презентации (за меньшее время больше информации, лучше понимают и запоминают материал);
- планирование (управление временем, разработка проектов);
- мозговой штурм (генерация новых идей, творчество, анализ, коллективное решение сложных задач, написание эссе, подготовка докладов);
- принятие решений (четкое видение всех «за» и «против», более взвешенное и продуманное решение).
Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации:
- легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
- чётко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счёт её разноцветного и многомерного представления;
- структурный характер карты позволяет без труда дополнять её новой информацией (без вычёркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);
Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.
Метод интеллект-карт позволяет:
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);
- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; ускорять процесс обучения.
Ментальные карты можно использовать:
- для работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент);
- для работы с лексическим материалом, объемы которого не так уж малы;
- для работы с фонетическим материалом;
- для работы с текстовым материалом;
- при подготовке к устному монологическому высказыванию;
- при представлении результатов проектной деятельности.
Интеллект-карта – это непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании (зубрежке).
Информация запоминается уже усвоенной (понятой), устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей.
В результате использования данного метода на уроках английского языка создается положительная мотивация к овладению иностранным языком, происходит организация групповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляется дифференцированный подход. Учащиеся учатся пользоваться дополнительными источниками информации, при этом сокращается время на понимание и запоминание объемного материала. Обработанная таким образом информация позволяет более успешно подготовиться к итоговой аттестации.
Список литературы
1. Тони Бьюзен. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М.: Росмэн,2007.
2. Тони и Барри Бьюзен. Супермышление. Попурри. – М: 2007.
3. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб. -метод. пособие – СПб: СПбГИЭУ,2010г.
4. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М: 1998.
5. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Ростов: 2004.
7.