Статья «Использование мультимедиа технологий и особенности проектирования учебного мультимедийного комплекса»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ
И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОМПЛЕКСА
В концепции модернизации образования одним из приоритетных направлений отмечена информатизация, обеспечение образовательных организаций современной компьютерной техникой, применение информационных технологий, подготовка подрастающего поколения к жизнедеятельности в актуальном информационном пространстве. Новые информационные технологии рассматриваются как факторы, реализующие потребности теории и практики.
Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.
Появление систем мультимедиа привело к масштабным изменениям в области образования.
Разные форматы мультимедийных данных можно использовать для упрощения восприятия информации потребителем, в тоже время различные формы предоставления информации дают возможность интерактивного взаимодействия потребителя с информацией.
Применение технологий в образовательной деятельности дают возможность:
- выделять в текстовом или другом визуальном материале, сопровождающем изображение, «горячие слова», по которым можно получить пояснительную информацию (технологии гипертекста и гипермедиа);
- использовать видеозаписи, видеофрагменты из фильмов и т.д.;
- обрабатывать изображения с помощью разнообразных программных средств;
- детализировать на экране изображения целиком или его интересные фрагменты;
- хранить большой объем разной информации на одном носителе;
- включать в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации и т.д.;
- работать с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);
- сравнивать изображения; - осуществлять быстрый поиск информации;
- создавать собственные выборки из представляемой в продукте информации;
- просматривать все содержание продукта («слайд-шоу»);
- осуществлять аудио-сопровождение, соответствующее динамичному или статичному визуальному ряду;
- создавать «закладки» на заинтересовавшей экранной странице;
- включать в состав продукта игровые компоненты с информационными составляющими;
- подключаться к глобальной сети Internet;
- осуществлять навигацию по информации и выход в основное меню, на полное оглавление или покинуть программу в любой точке продукта (широкие возможности навигации);
- создавать анимированный и озвученный «путеводитель» по продукту;
- работать в реальном времени, в замедленном или в ускоренном темпе.
Существует множество технических инструментов для создания мультимедийного продукта, так как в настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий.
Виды мультимедиа технологий в образовании:
- интерактивная доска;
- система интерактивного опроса;
- образовательная программа;
- мультимедийный экран;
- сетевая образовательная программа;
- имитационная технология;
- диагностический комплекс.
Использование мультимедиа обеспечивает легкость восприятия информации человеком, так как применяется более дружественное программное обеспечение, ликвидирующее барьер между пользователем и программой. Для преподавателя имеет смысл разработка специальных для этого комплексов.
Проектирование учебного мультимедийного комплекса подразумевает создание целостной дидактической системы, состоящей из различных электронных учебных материалов. Использование электронных учебно-методических комплексов позволяет сделать процесс обучения студента более эффективным, дающим новые современные возможности в освоении материала и получении профессиональных знаний и навыков.
Важным моментом при подготовке курса является подготовка сценария взаимодействия отдельных частей сетевого курса и сценария аудио- и видеосюжетов, когда особенно, могут быть задействованы мощные аудио- и видео возможности компьютера.
При разработке комплекса необходимо участие автора, методиста, веб-мастера, дизайнера, программиста. Качество разработанного курса зависит от согласованной работы всей этой команды.
После создания комплекса проводится тестирование и пилотные испытания курса, по результатам которых проводится доработка.
Появление систем мультимедиа, безусловно, приводит к изменениям в области образования. Резкий рывок, произошедший в этом направлении за последние несколько лет, обеспечен прежде всего развитием технических и системных средств.
Мультимедиа технология, являясь составляющей современных информационных технологий, открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет моделировать явления и процессы, повышающие качество обучения, эффективность самостоятельной работы. Она имеет огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.
Источники информации
1. Гордеева И.В. Мультимедиа технология [Текст]: учеб. пособие / И.B. Гордеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: СГГА, 2015. – 158 с.
2. Зайцев, В.С. Мультимедийные технологии в образовании: современный дискурс / В.С. Зайцев. – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А.Миллера», 2018. – 30 с.
3. Нужнов Е.В. Мультимедиа технологии. Часть 1. Основы Мультимедиа технологий: учеб. Пособие – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2019. – 250 с.
4. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: Уч. пособие для студентов / МГУКИ. –М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014. – 415 с.