Статья «Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе»

19
0
Материал опубликован 21 November 2015

Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе.

Малютин Андрей Анатольевич,

учитель МБОУ «Спасско-Лутовиновская

СОШ им. И.С. Тургенева».

План статьи.

Значение современных компьютерных технологий и их роль в образовательном процессе.

Из собственной практики применения мультимедиа технологий.

Используемые источники и литература.

Содержание статьи.

Значение современных компьютерных технологий и их роль в образовательном процессе.

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для обучаемых. Работу учителей, особенно творчески относящихся к своему труду и стремящихся к модернизации и повышению эффективности процесса обучения и воспитания, уже невозможно представить без применения на занятиях компьютера и мультимедиатехнологий, информационно-сетевых ресурсов. В современных условиях взаимосвязь учителя и обучающихся осуществляется не только с помощью традиционных носителей информации – мел-доска, диафильм, плакат и т.п., но и современных средств обучения – компьютерная техника, интерактивная доска, медиапроектор для вывода на экран информации в любом виде (учебный фильм, тестирующие задания, слайды презентаций и т.п.). Учитель также имеет возможность хранить, пополнять, систематизировать и оперативно использовать банк заданий по преподаваемому предмету. Всё это позволяет повысить степень наглядности и эффективности обучения, освободить время учителя от повседневного, зачастую нетворческого, труда, а направить свои силы на повышение качества обучения и совершенствование применяемых образовательных методик, изучение и внедрение в практику работы передового опыта. Это особенно важно для сельской школы, так как она получает наравне со всеми образовательными учреждениями возможность использования современных телекоммуникационных и интерактивных технологий, проявить себя на дистанционных олимпиадах и конкурсах, в творческих проектах для детей и педагогов.

Применение компьютерной техники, интерактивной доски, электронных учебников и книг, мультимедиа средств, доступ к программным продуктам и методическим разработкам, информационным ресурсам и сайтам, поддерживающим развитие образования, – всё это способствует учителю повысить эффективность обучения, сделать этот процесс творческим и интересным для детей и для самого педагога. Кроме того, применение мультимедиа технологий обладает и другими преимуществами над традиционной системой обучения – использование цветной графики и анимации, звукового и гипертекстового сопровождения, постоянного обновления и совершенствования банка разработок, удобство копирования материалов и экономия времени на подготовку к урокам и т.д. Появление компьютера в образовательной среде явилось, своего рода, катализатором для использования информационных технологий, применения мультимедиасредств в обучении школьников и существенно усилило возможность управления учебным процессом. Компьютерные программы различного типа (обучающие, тестирующие и т.д.), учебные фильмы и презентации наряду с другими мультимедийными программными средствами позволяют эффективно использовать время урока, обладают большими возможностями в отображении информации и оказывают непосредственное влияние на мотивацию детей, их активность, скорость восприятия материала, то есть, на эффективность учебного процесса в целом.

Мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, особенно в условиях реализации ФГОС общего образования. При их создании и использовании на уроках необходимо учитывать не только методические принципы, но и психолого-педагогические особенности, не забывая и о санитарных нормах и правилах. Необходимо также учитывать психологические закономерности восприятия, памяти, мышления, внимания и возрастные особенности обучающихся. По данным исследований, в памяти человека остаётся 1\4 часть услышанного материала, 1\3 увиденного, 1\2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3\4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Зрение и слух – самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения, тем выше будет заинтересованность обучающихся.

Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники, тренажёры и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, а в частности мультимедийных технологий, в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений. Но при этом нужно помнить, что компьютерное обучение не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь учителю. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между учителем и учеником, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект.

Из собственной практики применения мультимедиа технологий.

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из них – это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности учащихся в образовательном процессе. Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности данные технологии не как дань моде, а как возможности проводить уроки на новом современном уровне. Изучая опыт учителей по данной теме, я имею собственные наработки, многие из которых приняли участие в творческих конкурсах для педагогов, многие из них опубликованы в электронных СМИ. Применять компьютерные технологии может только учитель, обладающий достаточным уровнем методических знаний и умений. Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что во многих школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.

Медиатехнологии я применяю на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУНов, а также во внеклассной работе. Компьютер использую в обучающем режиме, в режиме графической иллюстрации изучаемого материала, в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы, в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала, в режиме самообучения. В своей работе активно использую готовые медиаресуры, взятые из Интернета из коллекций ЦОРов, – учителю всего лишь нужно их грамотно применять на своих уроках. Учащиеся имеют возможность видеть на большом экране не только текстовую информацию, но фотографии, рисунки, диаграммы, графики, видеофрагменты, музыкальное и речевое сопровождение и т.д., то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, учебная презентация или видеофильм дают возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Хорошим помощником они служат и при подготовке к ГИА и ЕГЭ. На классных часах мы заочно проводим экскурсии по памятным местам, знакомимся с интересными открытиями. Очень актуально проведение интернет-уроков в режиме on-line. Это ещё одно мощное средство вовлечения обучающихся в образовательный процесс, формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, личностных качеств и ключевых компетенций, особенно необходимых для самостоятельной деятельности.

Применение интерактивной доски позволяет мне вносить пометки и замечания в демонстрируемый материал, тем самым поощряя импровизацию и гибкость; изменять последовательность демонстрируемых кадров, сохранять кадры для последующей работы; показывать изображения в цвете (видео, анимации); делать записи маркерами нескольких цветов, писать поверх изображения, веб-ресурсов и запоминать данный кадр, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру; затенять изображения и делать их видимыми в нужный для учителя момент (при объяснении материала учитель может на изображении схемы, чертежа делать любые поясняющие записи либо использовать только чистый экран интерактивной доски и полностью процесс объяснения проводить с записями формул, графиков); объяснять новый материал из центра класса и работать в большой аудитории; сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; воспроизводить 3-D модель различных технических устройств в объеме и движении, их вращение в пространстве, продемонстрировать интерактивную модель сохранять в компьютере всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи. Интерактивная доска обладает огромным потенциалом в плане конструирования познавательных задач, использования существующих методов и средств развития мышления и памяти учащихся, поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее усваивают новые знания, высказывают оригинальные идеи. Качество уроков заметно улучшилось. Универсальность интерактивной доски обеспечивает вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию через зрительный и двигательный анализаторы. Опыт использования мультимедийных технологий показывает, что резко повышается интерес учащихся к работе и их активность; развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно; учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов, что позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися; материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета; способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов; способствует выявлению и поддержке одаренных детей.

Также принимаем участие с детьми в творческих интернет-конкурсах. Только за текущий год мои ученики (при моей поддержке, разумеется) приняли и принимают участие в нескольких дистанционных всероссийских и международных олимпиадах, в частности: от проекта «Инфоурок», «Международная олимпиада по основам наук», от «Центра довузовской подготовки», от ООО «Олимпус» и «Академика», от «Интеллектуальное многоборье «Евразия», от образовательных порталов «Продлёнка», «Фактор роста», «Эрудит России», «Видеоуроки.нет», «Центр дистанционного развития креативности», «Эверест», «Семейный котёл», «Ребус» и мн. др.

Указанные возможности создают все условия и для участия педагогов в различных интернет-проектах. Результатом моей творческой деятельности являются многочисленные дипломы, сертификаты, свидетельства и благодарности всероссийских и международных педагогических конкурсов от интернет-порталов «Прояви себя», «Талантоха», «Еducontest», «Педагогическая олимпиада», «Инноватика-2014», «Здравствуйте, дети!», «Педагогика и психология: вчера, сегодня, завтра», «Продлёнка», «Центр роста», «Семейный котёл», «Академия педагогики», «Академия таланта», «Лучший школьный кабинет», «Мир творчества», «Компьютер в школе», «Зимняя сказка», «Арт-талант», «Новые идеи», «Наше наследие», «ССИТ» и мн. др.

Всё это лишь способствует реализации и развитию творческого потенциала учителя, его самосовершенствованию.

Используемые источники и литература.

Егерев С. В. Компьютеры в образовании: пределы возможного [Электронный ресурс] / С. В. Егерев. – http://www.ido.ru.

Мизин И. А. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России / И. А. Мизин, К. К. Колин // Системы и средства информатики. – М.: Наука, 1996. - Вып. 8. – 31-36с.

Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / [отв. ред. В. И. Солдаткин]. – М.: МГИУ, 2003. – 508 с.

Интернетизация образования. Обеспечение всех российских школ доступом к сети Интернет // http://www.mon.gov.ru/pro/pnpo/int/

Роберт И.В. , Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М: Школа - Пресс, 2002.

Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. -Красноярск: Изд. КрасГУ. 2002. 300 с.

____________________________________________________________________________________

Не возражаю против использования данного материала в печатных органах и СМИ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации