Статья «Использование мультимедиа технологий в дополнительном образовании»

8
0
Материал опубликован 24 December 2020 в группе

Ломакина О.В.

«Использование мультимедиа технологий в дополнительном образовании»

Д. Дьюи сказал: «Если мы будим учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра». В настоящее время одним из перспективных направлений совершенствования образовательного процесса является применение мультимедийных технологий.

Модернизация современного образования направлена не только на изменения содержания дисциплин, но и на усовершенствование методик обучения, расширение копилки методических приемов педагогов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятий и поисков путей решения проблем в учебном процессе.

Применение мультимедийных технологий позволяет педагогу намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки.

Отеген Г.Ж., Акзулла Л., Туреханова С.И. дают следующее определение мультимедийным обучающим технологиям – это совокупность технических обучающих средств и дидактических средств обучения – носителей информации. Технические мультимедийные средства обучения включают компьютер со звуковой картой, приводом DVD/CD-ROM, звуковыми колонками, микрофоном, видеокартой; телетюнеры и радиотюнеры; устройства ввода видеоизображений в компьютер для оцифровки; видеокамеры и цифровые фотоаппараты; WEB-камеры для проведения телеконференций и визуального общения; различные экраны; устройства аудиопроизведения и видеовоспроизведения и отображения информации; устройства дистанционного управления техническими средствами [4].

Зайцев В.С. подразделяет мультимедийные приложения на следующие виды:

презентации;

- анимационные ролики;

- игры;

- видеоприложения;

- мультимедиа-галереи;

- аудиоприложения (проигрыватели звуковых файлов);

- приложения для web [1].

Использование мультимедиа технологий в образовании обладает следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

возможность постоянного обновления;

возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;

возможность нелинейного прохождения материала благодаря множеству гиперссылок [5].

Мультимедийные технологии можно успешно использовать не только в учебной деятельности, но и во внеаудиторной работе:

- использование развивающих игр, электронных энциклопедий;

- организация виртуальных экскурсий;

- проведение игр, конкурсов, викторин.

С.В. Кривоногов, В.А. Петров выделяют следующие педагогические цели, для достижения которых используются информационные технологии:

1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей освоение, заложенных в ней знаний и передачу информации:

- развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям работы с компьютером;

- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

- развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

- формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

- развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);

- формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных) [2].

В учреждении дополнительного образования педагог применяет мультимедийные технологии в разных областях своей работы, таких как:

1. Использование банка данных. Документация педагога хранится в компьютере в электронном виде (например, программы, списки обучающихся, расписание, конспекты занятий, КУГи, социальный паспорт, рейтинги обучающихся и их дипломы, анкеты и т.д.)

2. Мониторинг обучающихся. Данные в виде таблиц позволяют быстро и эффективно заполнить документы и впоследствии сравнить результаты промежуточного и итогового мониторингов.

3. Диагностика обучающихся. Использование электронных таблиц, графиков и диаграмм позволяет более наглядно увидеть результаты анкетирования.

4. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий. Использование презентаций и мультимедийных приложений при проведении воспитательных мероприятий способствует большей наглядности и заинтересованности обучающихся.

5. Творческая работа обучающихся. Создание фото и видео отчетов о праздниках, экскурсиях, походах и др.

6. Методическая работа педагога дополнительного образования. Выступление на семинарах, совещаниях, педсоветах и методсоветах[3].

Исходя из анализа теоретических основ и практического использования мультимедийных технологий на занятиях в условиях учреждения дополнительного образования, можно сделать выводы о целесообразности внедрения мультимедиа технологий на следующих этапах работы:

1) при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) в закреплении программного материала (тренинг, симуляторы – разнообразные обучающие программы);

3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);

4) в самостоятельной работе обучающихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы);

5) в проведении интегрированных занятий по методу проектов;

6) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей.

Актуальность внедрения в процесс обучения мультимедийных технологий обусловлены рядом преимуществ, которые позволяет получить применение этих средств: стимулирование познавательного интереса обучающихся, комплексное использование аудио- и визуальных эффектов в процессе обучения, повышение уровня индивидуализации обучения, увеличение информационной емкости занятий без ущерба качеству усвоения материала, вовлеченность большего количества каналов восприятия учебной информации.

Особенности образовательного процесса в дополнительном образовании, существенно отличающие его от школьного, обуславливают востребованность мультимедийных технологий в рамках практически всех изучаемых дисциплин.

Таким образом, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, способствуя повышению качества образования и повышению профессионального мастерства педагогов.

Библиографический список:

1.Зайцев, В.С. Мультимедийные технологии в образовании: современный дискурс / В.С. Зайцев. – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А.Миллера», 2018. – 30 с.

2.Кривоногов, С.В., Петров, В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3(12) с 15-19

3.Максимов, Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, 2010. - 496 c.

4.Отеген, Г.Ж., Акзулла, Л., Туреханова, С.И. Применение мультимедиа технологий в образовательном процессе // Международный журнал экспериментального образования, №4, 2017. С. 174-175.

5.Половина, Г.Б. Интеграция мультимедийных технологий с традиционными учебными дисциплинами в системе повышения квалификации учителей-предметников // Информатика и образование. – 2009. – №5.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации