12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Ковалёва16
Россия, Сахалинская обл., с. Воскресеновка



Использование мультимедиа

технологий на уроках истории и обществознания

Ковалёва Елена Андреевна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с. Воскресеновка

Тымовского района Сахалинской области





ВВЕДЕНИЕ

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений информатизации современного общества - информатизация образования. Информатизация образования – это изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы. В настоящее время информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Информатизация образовательного пространства обещает радикально повлиять на качество подготовки выпускников школы - потенциальных носителей нового типа мышления, соответствующего требованиям общественного развития через существенное повышение эффективности учебного процесса.

В XXI веке информационная революция вызвала широкое применение новых компьютерных технологий и Интернет в образовании. Компьютерные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают возможность для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Компьютер вместе с информационными средствами в образовательном процессе открывает новые возможности в работе учителя истории и в учебной деятельности ученика. Он не просто ускоритель передачи информации, компьютерные технологии становятся основными инструментами в профессиональной практической деятельности человека.

Одной из причин использования новых компьютерных технологий в образовательном процессе является то, что учителя вынуждены постоянно решать дилемму – как «уложить» растущий объём изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. С другой стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при проведении учебных и практических занятиях. Одним из путей решения этой проблемы является создание презентаций, которые на современном этапе развития компьютерных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала как по истории так и по обществознанию, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение.

Актуальность проблемы и ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Использование мультимедиа технологий на уроках истории и обществознания».

Цель работы: выявить особенности применения компьютерных технологий при изучении истории и обществознания.

Объект: учебный процесс, организованный на уроках истории и обществознания с применением компьютерных технологий.

Предмет: методические приёмы применения компьютерных технологий на уроках истории и обществознания.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию компьютерных технологий в обучении истории и обществознании.

Изучить некоторые программные разработки в области компьютеризации учебного процесса.

Изучить методические особенности использования компьютерных технологий на уроках истории и обществознания.

Разработать и апробировать презентации для уроков истории обществознания средней и старшей школы.

Гипотеза: использование компьютерных технологий на уроках истории и обществознания повышает активизацию деятельности учащихся на уроке.

Методы исследования: а) теоретический- изучение педагогической и методической литературы по теме; б) создание мультимедийных презентаций по темам средней школы и их апробация на уроках истории и обществознания.



t1647761649aa.gift1647761649ab.gifНаглядность материала на уроке повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

усвоить базовые знания по предмету;

систематизировать усвоенные знания;

сформировать навыки самоконтроля;

сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;

оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

усиление мотивации учения;

улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Преимущества использования мультимедийных технологий.

Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на интерактивной доске.

С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.

В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.

В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.

Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

Повышение уровня использования наглядности на уроке.

Повышение производительности урока.

Установление меж предметных связей с другими предметами.

Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.

Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Изменяется отношение к персональному компьютеру. Учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.

На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:

Психологические особенности учащихся данного класса.

Цели и результаты обучения.

Структуру познавательного пространства.

Местоположение учащихся.

Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.

Цветовую гамму оформления учебного материала.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.

Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.






Список литературы


1. Большой словарь иностранных слов/ Сост. А. Ю. Москвин. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф: ООО «Полис», 2003. – 816 с.

2. Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред С. А. Кузнецов./ СПб.: «Норинт», 2001.– 1536 с.

3. Г. В.Карпов, Р. Д. Кейлина и др. Применение экранных пособий в начальной школе/ Г.В. Карпов, Р. Д. Кейлина, В.А. Романин.- государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР.-М., 1962.-200с.

4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

5. Коджаспирова Г. М., К. В. Петров. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб.пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 256с.

6. Красношлыкова О.Г.// Проблемы развития профессионализма педагогов и их решение в рамках муниципальной методической службы. - Информатика и образование. - 2007. - №1. –С 100-103

7. Островский С. Л. //Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября. 2010.

8. Розов Н.Х. // Компьютер и учебный процесс. –История. - 2002. - №7. – С 30-29

9. Розов Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. – Информатика. - 2005. - №6. – С26-29

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.