12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Габриэль509
Люблю историю, общественные науки,футбол и музыку.
Россия, Ставропольский край, Минеральные Воды
Материал размещён в группе ««Копилка ПРЕЗЕНТАЦИЙ»»
5

Доклад на тему «Икт и цифровые образовательные ресурсы по общественным дисциплинам: технологии и проблемы использования на уроках»



Методическое объединение учителей истории и обществознания Минераловодского городского округа


Доклад

на тему

«ИКТ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ: ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ»

 

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №20 города Минеральные Воды

Севумян Габриэль Манвелович
 

2016 год

В условиях становления новой системы образования, особую актуальность приобретают вопросы освоения и применения современных образовательных технологий. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Наблюдаются тенденции совершенствования образовательных технологий, характеризующихся переходом от учения как функции запоминания, к учению как процессу умственного развития [1]. Важнейшим направлением реализации концепции модернизации образования являются информатизация и компьютеризация. Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), под которыми сегодня понимаются и элементарные информационные объекты (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы, анимации, интерактивные модели, задания в  тестовой форме и т.д.), и комбинации таких объектов (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.), и инновационные конструктивные среды, поддерживающие творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и  мультимедийные интерактивные электронные учебники – основные учебные издания, содержащие системное изложение материала учебных предметов, соответствующие государственному стандарту, воспроизводимые на различных современных электронных устройствах [3].Важной здесь становиться задача выбора учителем  оптимальной методики.

Разрабатывая методику, целесообразно исходить из идеи органичного введения новых технологических средств в традиционный урок. Для достижения цели урока надо думать не только об эмоциональной окраске и зрелищности, а органично сочетать вербальные методы обучения с методами поисковой и творческой деятельности [4].

 Но информационные технологии наибольший эффект дают лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями. Следовательно актуальным становится вопрос о целесообразном сочетании информационных и педагогических технологий и их совместном применении. В то же время необходимо учитывать специфику истории и обществознания, отнесенных в современной классификации к предметам с ведущим компонентом ценностной ориентации. В их преподавании практически невозможно применение современных технологий в чистом виде. Приходится их преломлять, видоизменять, искать наиболее приемлемые. Современное обучение сегодня трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:

- использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;

- использование ИКТ позволяет достигать устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.

На 6 год  моей работы у меня сложились следующие формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания:

работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;

работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;

работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

использование Internet и ЭОРов: дополнительный материал;

- мультимедийные обучающие диски - необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала;

- ИКТ как средство контроля знаний учащихся, ЦОР, в том числе интерактивные тесты, созданные в программе Hot Potatoes.

Применение данных форм работы позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес учащихся, формировать у них навыки работы с информацией.

Остановимся на некоторых формах ЦОР более подробно.

Презентация как форма преподавания, безусловно, позволяет сделать процесс обучения более наглядным и привлекательным. Эта форма ЦОР является наиболее распространенной среди учителей не только истории и обществознания, но и других учебных предметов. И это неслучайно, ведь она позволяет в доступной и понятной для учащихся форме донести до них учебный материал и определить структуру и формы работы на уроке [2]. Также самостоятельное конструирование презентаций является одним из видов самостоятельной работы учащихся.

Мультимедийные обучающие диски – это чаще всего электронные приложения к учебникам, конкретизирующие его содержание и имеющие возможности контроля знаний по отдельным темам. Также в их арсенал входят галереи, словарь  с различными терминами, интерактивные тесты и др. Преимущество данного цифрового образовательного ресурса заключается в том, в них собран материал к каждому уроке и каждой теме, который позволяет сформировать у учащихся необходимые компоненты исторического и обществоведческого знания.

Но особое внимание в последнее время уделяется использованию открытых электронных образовательных ресурсов. Под ними, прежде всего, понимаются созданные в самых разнообразных форматах электронные средства обучения по самым разнообразным предметам и темам. Не исключением и являются история и обществознание. Помимо мультимедийных презентаций и обучающих дисков, целесообразно использовать открытые образовательные ресурсы сети Интернет. В частности, очень полезными являются ресурсы двух информационно-методических ресурсов: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/ и Федеральный центр информационно - образовательных  ресурсов - http://fcior.edu.ru/ [5].

             Эти ресурсы являются специализированными учебно-методическими лабораториями Министерства образования и науки Российской Федерации и предоставляют возможность открытого доступа к самым разнообразным ЦОРам по истории и обществознанию. У каждого из этих сайтов есть свои особенности. В частности, http://school-collection.edu.ru/ предоставляет ресурсы в самых разных форматах: от текстовых файлов до интерактивных тестов. В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер. Данные учебные модули широко представлены на сайте Федерального центра цифровых образовательных ресурсов.

Помимо вышеперечисленных средств обучения следует заметить, что у каждого педагога  есть возможность создавать и собственные электронные образовательные ресурсы. И речь в данном случае идут не только о презентациях, которые широко вошли в образовательный процесс. Речь идет о более сложных ЭОР, которые педагог может создать с помощью специального программного обеспечения. Примером такого является программа HOT Potatoes. Она позволяет создавать средства контроля качества знаний учащихся, а именно интерактивные тесты самых разных видов (от обычного тестового задания до заданий, связанных с выбором соответствий) [6]. Использование данной формы работы значительно расширит педагогический арсенал учителя, сделает процесс обучения более творческим.

Применение цифровых образовательных ресурсов в преподавании таких общественных дисциплин, как история и обществознания – важный методический и организационный аспект деятельности современного учителя. Анализируя опыт применения ЦОР на уроках, можно выделить две основные проблемы:

1). Организация и распределение рабочего времени учителя на уроке. Строго определенное время урока не позволяет слишком много «увлекаться» ЦОРами, так как требуется дать учащимся основной учебный материал.

2). Рациональное сочетание традиционных педагогических приемов и современных средств обучения. Повышая степень наглядности учебного материала и степень самостоятельности учащихся, нужно помнить о важности традиционных приемов обучения, характерных для методики преподавания истории и обществознания.

      Подводя итоги, стоит отметить, что ЦОРы является универсальным средством обучения, так как их использование возможно и эффективно на любом этапе урока – от объяснения нового материала до контроля знаний учащихся. Незаменима роль ЦОР и при подготовке к государственной итоговой аттестации, так как они представляют собой важный инструмент формирования основных компетенций учащихся и знаний по предмету [7].

Более того, ЦОРы можно рассматривать как и средство самообразования как учителей так и учеников. Предоставляя широкие возможности восприятия новой информации, ЦОР являются ключевым фактором построения не только информационно-образовательного пространства школы, но и всей системы управления качеством знаний. Важной содержательной основой применения ЦОР является изменение модели взаимодействия между учениками и учителем. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы ребят. Данный принцип организации учебного процесса есть неотъемлемое и важнейшее требование перехода от знаниевой к деятельностной парадигме образования. Задача современного учителя истории и обществознания состоит в рациональном и гармоничной сочетании традиционной методики преподавания и использовании современных образовательных ресурсов.


 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,2005. 2. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3. 3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1999. 4. Женина Л.В., Маткин А.А.  Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1. 5. Захарова И.Г. Интернет в гуманитарном образовании. – М:, 2012. 6. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. - 2008. - №4. 7. Полат Е.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении. “Преподавание истории и обществознания в школе”. – 2013. - №3.


Презентация к докладу
PPT / 2.82 Мб

Опубликовано в группе ««Копилка ПРЕЗЕНТАЦИЙ»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.