Статья на тему «Формирование познавательных УУД через систему заданий»
Формирование познавательных УУД через систему заданий
Следствием глобальных изменений в обществе стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях. Деятельность учащихся должна носить практико-ориентированный, деятельностный характер. Что соответствует основным идеям, заявленных ЮНЕСКО:
1. Научить учиться.
2. Научить общаться.
3. Научить создавать комфорт и пользу для себя и окружающих.
4. Научить пользоваться информацией.
Переход от иллюстративно-объяснительных методов к проблемному и развивающему обучению- залог успеха школьного образования. Важно научить школьников формулировать и излагать собственное мнение, убедительно отстаивать позицию, демонстрировать творческое мышление в процессе дискуссий, других диалоговых форм работы, сотрудничества, практической деятельности и т.п.
Предлагаем систему заданий, направленных на формирование исследовательских и проектных умений.
Задание «Поиск решений»
Цель: формирование умения выдвигать гипотезы.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания №1: В 1995 г. российские археологи обнаружили под Смоленском большое количество кладов монет примерно 970–971 гг. Если клады сохраняются в земле, то это значит, что люди, зарывая их, больше к ним не возвращаются. Почему не возвращаются? Не желают или не могут?
О чем свидетельствует большое число кладов одной эпохи или года?
Описание задания №2 : Почему героями былин в Киеве и Чернигове были богатыри - защитники, а в Новгороде - другой тип героя: делового, расчетливого, предприимчивого, удачливого и т.д.?
Описание задания №3: В народной поэзии присутствуют две птицы: гордый орел и лебедь белая, царственная. Государственной символике ближе орел. Почему? А что ближе русской душе? Народному сознанию? Почему?
Задание «Найти правило»
Цель: формирование умения делать выводы и умозаключения
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания № 1: Что общего у исторических деятелей, как Ричард Львиное Сердце, князь Святослав, Роланд?
Описание задания № 2: Ваш собеседник утверждает, что террор Ивана Грозного не был чем-то исключительным для той поры. И действительно. Вспомните события эпохи. Нидерланды. Погром города Льеж. Швеция. Массовая казнь 1520 г. в Стокгольме. Англия. Массовый террор Генриха VIII. Означает ли это, что Иван Грозный был всего лишь сын своего времени и потому его жесткость, деспотизм, произвол вполне вписывались в общую ситуацию? Правильно ли будет при оценке результатов царствования эти стороны его деятельности не учитывать: не он первый, не он последний был жестокосерд.
Задание «Эмпирическое исследование»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование (установление новых фактов на основе их обобщения, выявление эмпирических закономерностей).
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания № 1: Робин Гуд отбирал деньги у богатых и раздавал их бедным. Восполняя потери, богатые еще больше обирали бедных. Казалось бы, народ должен был ненавидеть Робин Гуда - косвенного виновника увеличившегося бремени. Но он продолжал любить Робин Гуда и ненавидеть шерифа Ноттингемского, который никак не мог разрешить для себя этой загадки. Помогите шерифу. Почему народ его не любил, отдавал предпочтение разбойнику? Робин Гуд - выходец из английской аристократии.
Описание задания № 2: Княгиня Ольга стала первой правительницей-христианкой на Руси. Киевский князь Владимир ввел христианство на славянских землях. Но религиозного почитания Владимира, как, к примеру, его: сыновей Бориса и Глеба или бабки Ольги, долго не оказывалось. Почему? Почему к лику святых первыми из русских были официально причислены князья Борис и Глеб, а не их отец или прабабка (Владимир был канонизирован лишь при Иване Грозном)?
Описание задания №3: Из 20 святых Древней Руси 10 оказались князьями. Ни в Западной Европе, ни в Византии подобного не было. Почему на Руси именно князья причислялись к лику святых?
Описание задания №4: Проанализируйте сказку о Чиполлино с точки зрения социолога. Как в ней показана стратификация общества? Почему лук олицетворяет простой народ, а помидор -знатных людей? Связаны как-то свойства овощей и фруктов с социальным расслоением людей? Существуют ли более благородные и менее благородные сорта и виды в фауне?
Задание «Исследование»
Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев (формирование общих закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности).
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: С древних времен у русских людей ценилось стремление к добру, к добрым делам. Они были восприимчивы к доброму началу в повседневной жизни; в былинах и сказках всепобеждающим началом является не хитрость, не сила, не даже порою ум, а - доброта.
1) Вспомните известные вам-с детства народные сказки, назовите две-три из них.
2) Содержание у этих сказок разное, но конец - одинаковый какой?).
3) На примере одной из сказок (по вашему выбору) расскажите, кто из героев олицетворяет добрые силы, кто - злые?
4) В каких русских народных сказках торжествует справедливость?
5) Какой вывод можно сделать из того факта, что почти у всех русских сказок счастливый конец?
6) Какими качествами наделяются герои русских народных сказок?
7) Почему это не только положительные качества?
8) Из каких сказок мы узнаем о занятиях наших предков земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, ремеслом?
9) Что из сказок мы можем узнать об отношениях наших предков к земле-матушке, к природе, к Родине, к несправедливости?
10) Что из сказок мы узнаем об отношениях в семье: к отцу, Матери, братьям, сестрам, младшим и старшим?
11) В каких сказках действующие лица, похожи на славянских богов и духов?
Литература:
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли /под ред.Асмолова.-М., 2008.