Технологическая карта урока обществознания по теме «СМИ в политической жизни общества» (9 класс)
Выполнила:
Парфирьева Александра Сергеевна
Должность: учитель обществознания
Место работы:
МАОУ СОШ № 16 г. Екатеринбург
Класс: 9
Тема урока: СМИ в политической жизни общества
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи
ЦЕЛИ |
Задачи |
|
Дидактическая |
Сформировать у учащихся представления о роли СМИ в политике |
1. Актуализировать знания учащихся по теме. 2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятия средства массовой информации 3. Создать обучающимся условия, необходимые для установления ими связей, существующих между понятиями "СМИ" и "политика". |
Развивающая |
Развивать умение работать с разнородными источниками социальной информации (в т.ч. неадаптированными), критически осмыслять информацию, которая содержится в СМИ |
1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания. 2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ. 3. Закрипить понимание важности критического осмысления любой получаемой информации |
Воспитательная |
Воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию |
1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу. 2. Организовать работу в группах |
Основные понятия: СМИ, свободные СМИ, Закон «О средствах массовой информации», власть, медиаграмотность
Необходимые материалы: 1. Расстановка мебели для работы групп; 2. Цветные стикеры; 3. Шаблон газеты на доску; 4. Микрофоны; 5. Бумага; 6. Плакат "Свободный микрофон" 7. Текстовая информация для групп; 8. Тексты законодательных актов 9. Фоновая музыка для эмоциональной разрядки
№ |
ЭТАП урока |
Содержание |
Затраты по времени |
|
Деление на группы |
В зависимости от класса учитель может разделить на группы по списку, или предложить учащимся самостоятельно занять места за столами. |
3 мин |
|
Вхождение в тему |
На экране демонстрируются изображения: вначале разные части одной и той же фотографии, передающие абсолютно противоположный смысл, затем, вся фотография целиком. Учащимся предлагается сделать вывод, исходя из увиденного, определить тему урока и проблему. Что ты видишь? Обучающая Структура Сингл раунд робин – проговорим ответы на данный вопрос по кругу один раз (начинает ученик под номером 1. Озвучит ученик №2.) Что ты об этом думаешь? Обучающая Структура Сингл раунд робин – проговорим ответы на данный вопрос по кругу один раз (начинает ученик под номером3) Что тебе хотелось бы узнать? Обучающая Структура Сингл раунд робин – проговорим ответы на данный вопрос по кругу один раз (начинает ученик под номером 4) А какой вывод мы можем сделать по увиденному и какую тему мы планируем сегодня изучить на уроке? Ваши размышления и предположения ребята? (информация, получаемая из разных источников может иметь разичное значение, видя только часть информации мы можем сделать неправильный вывод о ее содержании) |
3 минуты |
|
Вхождение в тему урока, определение целей |
«Бег ассоциаций» Учитель: "Все мы знаем что означает аббревиатура СМИ, но давайте попробуем подобрать другие слова для её расшифровки, не потеряв основной смысл" Учащиеся пишут на стикерах свои варианты и прикрепляют на доске (например: Самые Мимолетные Издания и т.п.) Когда доска заполнится, учитель зачитывает ассоциации. |
2 минуты |
|
Определение ожиданий и опасений |
«Верстка ожиданий» На доске оформлен шаблон газеты, состоящей из 2 колонок (Ожидания и опасения). На разноцветных стикерах (1 цвет для 1 колонки) ребята пишут свои ожидания и опасения от изучения данной темы; обсуждают их с партнером по лицу, а затем и прикрепляют их в соответствующую колонку. |
3 минуты |
|
Закрепление ранее изученного материала, проверка домашнего задания |
«Интервью» Учитель задаёт вопрос по домашнему заданию (основные понятия тем "Политические партии и идеологии") и раздаёт микрофоны каждой группе. Участнику, сидящему под номером 1, необходимо ответить на вопрос и передать микрофон второму участнику, придумав свой вопрос. Обсуждение внутри группы. |
5 минут |
|
Основной этап, работа с информацией |
Каждой группе предлагается Кейс с документами. Ученики работают с информацией, затем обсуждают в микрогруппах, совместо с учителем резюмируют и делают вывод. Содержание кейса для каждой группы: История возникновения СМИ (участник 1) Закон РФ «О средствах массовой информации (участник 2) Данные социологических опросов «Левада-центра» (самые популярные СМИ среди россиян) (участник 3) Подборка высказываний философов и общественных деятелей о СМИ «Четвертая власть» (участник 4) |
14 минут |
|
Эмоциональная разрядка |
Учитель предлагает учащимся представить себя в роли редактора газеты, которого не впечатлил написанный текст и он сминает лист бумаги и бросает его в противоположную команду |
2 минуты |
|
Проработка содержания темы |
Ребятам необходимо создать памятку «Медиаграмотность», затем свободно передвигаясь в течение 2 минут по классу, добавить в неё дополнения, обсудив с участниками других групп. В итоге работы – готовые памятки обсуждаются размещаются на общем стенде (или создается одна общая). |
6 минут |
|
Рефлексия |
«Свободный микрофон» Ребята пишут свои продолжения предложений и закрепляют "записочки" с ответами на плакате с названием "Свободный микрофон" Фразы для продолжения: |
2 минуты |