Программа самореализации личности «Греко – персидские войны» (История, 5 класс)

11
1
Материал опубликован 14 June 2017 в группе

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

Программа самореализации личности

Тема. Греко – персидские войны (комплексная система заданий)

Рекомендации относительно разработки творческого проекта ''Программа самореализации личности"

Стимулирование самостоятельной исследовательской познавательной деятельности учащихся при изучении новой темы возможно за счет создания учителем программ, рекомендаций по самостоятельному поиску знаний. С учетом полученных в процессе мониторинга данных необходимо создавать программы, рассчитанные на уровень достижений, возможностей, интересов, потребностей учащихся данного класса. Индивидуальная программа должна составляться на основе базовой и содержать все темы, предусмотренные ею. В содержание этих программ может входить следующая информация:

название предметной темы, по которой составлена данная программа;

информация относительно целевого банка темы (ожидаемые результаты должны быть осознанны учащимися);

краткое содержание темы (перечень уроков, это дает дополнительную возможность учащимся планировать свою работу);

перечень заданий, выполнение которых поможет более глубоко выучить тему (задания даются в большом количестве, чтобы ученики имели возможность выбора, как содержания, так и способов выполнения);

предоставление информации относительно использования разнообразных источников информации, при необходимости пользоваться памятками по выполнению того или иного задания или самоорганизации работы;

предоставление возможности ученикам самостоятельно оценивать свои достижения.

Ошибки, которые часто допускают учителя, разрабатывая Программу самореализации:

задания носят упрощенный характер, часто некорректно сформулированы; непонятна их мотивационная нагрузка, нет рекомендаций относительно их выполнения. Например, «учимся путешествовать во времени» - это, как и зачем? Задание: составить характеристику героев: а дальше что? Зачем ее составлять? Задание: спроектировать сравнительную диаграмму – это как?.

отсутствует назначение иллюстративного материала, который, при его наличии, должен соответствовать заданию;

нельзя писать в конце «Ты успешно справился с заданиями» в утвердительном смысле. Учитель в этом не может быть уверен, пока не увидит результаты работы. Поэтому такие поздравления не совсем корректны. Также не корректен итог: «Надеемся, что тебе понравился наш поиск» - наш - чей?

Пакет программы самореализации учеников

Предмет: Всеобщая история

Класс: 5

Тема. Греко – персидские войны

Цель:

познакомить учащихся с основными битвами греков с персами; обратить внимание на значении этих войн для дальнейшего развития Греции;

развивать умения и навыки сравнивать даты и исторические события;

формировать критическое мышление, умение аргументированно излагать собственную точку зрения;

создавать атмосферу сотрудничества в группах при выполнении заданий;

на примере мужества, стойкости и героизма древних воспитывать у учеников любовь к своей Родине.

УЧЕНИК ДОЛЖЕН:

Знать: причины, характер, хронологическую последовательность и последствия греко - персидских войн;

Уметь:

выделять причинно - следственные связи событий, работать с историческими источниками, картой;

оценивать уровень усвоения изученного материала по теме;

описывать важнейшие исторические события эпохи Древнего мира;

воссоздавать в хронологическом порядке эпизоды одного исторического события;

анализировать и обобщать;

поддерживать атмосферу сотрудничества при выполнении заданий.

Ценить: людей, которые защищали свою Родину, проявили героизм и мужество.

Целевая установка

Задания

Рекомендации по выполнению заданий

Углубляем знания по теме.

Внимательно прослушайте историческую справку о персах.

Представьте себе, что вы - греческие купцы. Вам нужно сообщить Народному собранию важную информацию о персах. Запишите то, что вы считаете важнейшим.

Подготовленные ученики сжато рассказывают о персах.

Ученики слушают и делают записи в тетрадях.

Учимся сравнивать, сопоставлять.

Вопрос:

- Какие преимущества имело греческое войско?

- Которая была личная тактика боя греческой фаланги?

При знакомстве с греческими сухопутными войсками проводится демонстрация слайд - фильма и опроса учеников.

Учимся обобщать

Вариант А.

Игра "Чистая доска"

Цель игры - облегчить усвоение новых терминов.

Перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры их необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и т. д. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит: «Посмотрите на доску, она совсем не чистая, наоборот, вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант игры может включать небольшие соревнование: какой ряд поможет стереть больше вопросов.

Третий вариант — когда все ученики письменно в тетради отвечают на вопросы по ходу объяснения учителя. Потом выявляется тот, кто ответил на максимальное количество вопросов. Зачитываются вслух его ответы и стираются вопросы. Выигравший получает оценку. Если остались вопросы без ответа, то отвечают другие ученики. Если и после этого «останутся без ответов некоторые вопросы, то они автоматически становятся для класса домашним заданием.

Вариант Б.

Игра "Дата"

Учитель перед началом этой игры делит класс на команды (лучше по рядам) и назначает ассистентов. Ученикам за последними партами в каждом ряду дается листок бумаги, на котором стоит номер команды. Ученик пишет на листке любую дату, связанную с пройденным материалом, и передает листок школьнику, который сидит перед ним. Тот также пишет дату и передает листок следующему. Если

ученик не вспомнил никакой даты, он передает листок дальше, ничего не написав. Пользоваться учебником или тетрадью запрещено. Игра продолжается в течение минуты. Ассистенты собирают листки, проверяют их и определяют команду -победительницу. Вместо дат на листках можно записывать имена исторических деятелей, термины или географические названия.

Вариант В.

Игра "Вопрос-ответ".

Цель игры - повторение и

обобщение пройденного материала.

Ассистенты раздают всем ученикам листки. Школьники по команде учителя записывают свою фамилию и ответ на вопрос.

Например: "Какое событие состоялось в 480г. до н.э.?, "Кто такой Ксеркс"?, "Когда произошла битва под Фермопилами"?

Ассистенты собирают листки, перемешивают их и раздают опять. Ученики, получив листок с вопросом, пишут на второй стороне свою фамилию и ответ на вопрос. Ассистенты через минуту опять собирают листы, садятся за последнюю парту и оценивают работы. Часть ответов зачитывается и анализируется учителем и учениками.

Игра проводится в течение всего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта игра проводится в конце урока на протяжении нескольких минут.

Учимся анализировать.

Театрализованная сценка - миниатюра "Встреча послов" посвящена одной из наиболее важных битв эпохи греко-персидских войн.

Задание: выслушав речь послов, определите, какие характерные черты персов и эллинов проявились в этих высказываниях.

Задание "Факты, события, люди": ученикам необходимо отметить знаком «+» или «-» правильность выполнения данных утверждений.

Задание для участников театрализованной сценки - миниатюры дается за 2 недели.

 

 

 

Это задание формирует навыки исторического анализа при критическом восприятии полученной информации.

Находим связи между видами искусства.

При выполнении многих заданий используются связи между разными видами искусства:

изобразительного - поиск изображения воинов и кораблей персов и греков, рисования отличительных знаков, знакомство с учебной картиной "Саламинское сражение";

с литературой - работа над отрывком из трагедии Эсхила "Персы", разыгрывание театрализованной сценки - миниатюры "Встреча послов", написание небольшого стихотворения о Фермопильском сражении, составление рассказа о битве на борту триеры, составление синквейна;

с музыкой - театрализованная сценка - миниатюра показывается под музыкальное сопровождение;

с киноискусством -

просмотр отрывка из х/ф "300 спартанцев" о Фермопильском сражении

 

Развиваем умение доказывать собственную точку зрения.

Группам предлагаются "слепые" (без подписей) схемы 3 битв времён греко-персидских войн: Марафонской, Саламинской и при Фермопилах. Ученики должны найти среди них схему Марафонского сражения и сделать соответствующие надписи, а потом объяснить классу свой выбор и ход битвы.

Этот прием применяется при изучении новой темы.

Учимся работать с дополнительной литературой.

Используя дополнительную литературу, изучить материал о греко - персидских войнах.

Класс объединяем в

2 группы - персы и греки.

Внутри групп распределить выполнение следующих заданий:

придумать и нарисовать отличительный знак своей группы;

определить причины греко - персидских войн с точки зрения своей стороны;

подготовить рассказ о сухопутных войсках и флоте;

нарисовать или найти изображения воинов и кораблей;

написать небольшое стихотворение о Фермопильском сражении

Используя дополнительную литературу, подготовить рассказ про бой на борту триеры.

Ученики рассаживаются двумя группами, выставляют приготовленный заранее отличительный знак своей группы, который потом они комментируют. Определение причин греко - персидских войн происходит на основе высказываний учеников. Представители обеих групп выступают с разъяснением своей позиции. В результате докладов формулируются 2 причины войн, которые записываются на доске и в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание после изучения темы о греко – персидских войнах.

Развиваем умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Самостоятельная работа учеников с отрывком из трагедии Эсхила "Персы".

Вопросы и задания для учеников:

1. Автор отрывка -Эсхил, древнегреческий драматург и участник битвы при Саламине. Подумайте, можно ли считать его поэтическое описание сражения достоверным и использовать его как исторический источник? Обоснуйте свою точку зрения.

2. От имени кого рассказывает автор? На чьей стороне его симпатии?

3. За какие жизненные ценности сражались греки в этой битве? Найдите слова в тексте, в которых они перечислены.

Каким образом был уничтожен персидский флот? Как вы считаете, что привело к гибели персидского флота: природные особенности места битвы или хитрый план Фемистокла?

Дидактичная игра «Исторический квач» (пятнашки)

Этот вид работы предлагается проводить при изучении нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовленные ученики заранее готовят иллюстрированный хронологический график событий греко - персидских войн. Ученики должны сопоставить дату с иллюстрацией и объяснить, почему они именно так их объединили.

Развиваем творческое мышление

 

 

 

 

      Конкурс чтецов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Фантазры»

Учитель сжато описывает обстоятельства, сложившиеся после Марафонского сражения и условия нового похода персов. После этого демонстрируется отрывок из х/ф "300 спартанцев" о битве при Фермопилах, который эмоционально настраивает учеников на проведение конкурса чтецов. После этого дети читают свои стихотворения об этом событии.

(Оценивается поэтичность, содержание, которое отвечает исторической действительности)

Ученики дома должны подготовить домашнее задание в форме небольшого рассказа из истории греко - персидских войн, в котором преднамеренно допущено не менее 5 ошибок.

На уроке ученик перед классом читает свой рассказ, а слушатели должны заметить

ошибки. Исправление ошибок происходит после каждого выступления в устной форме.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный материал. Попробовала сама выполнить задания. Полезно вспомнить школьную программу.

14 June 2017